Урок по географии на Рельеф и полезные ископаемые Африки


29.10.2015гТема: Рельеф и полезные ископаемые Африки.
Задачи:
сформировать знания о рельефе и полезных ископаемых материка;
показать их зависимость от строения земной коры;
формировать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: физическая карта Африки; картины.
ХОД УРОКА
I. Повторение домашнего задания
1. Устный опрос: географическое положение Африки.
2. Работа на доске:
а) Записать С и Ю крайние точки материка, определить протяженность по 200в. д.;б) Записать З и В крайние точки материка, определить протяженность по 100 с. ш.;в) Заполнить таблицу «Путешественники Африки».
II. Изучение нового материала
Беседа по вопросам:
1. Что такое рельеф? 2. Как на карте изображают формы рельефа? 3. Как определить высоту рельефа?
Самостоятельное задание: Совершить по карте путешествие, изучая рельеф и полезные ископаемые по пути следования,: I ряд – от устья р.Нигер до Гибралтарского пролива; II ряд – от устья р. Замбези до Красного моря; III ряд – по 25о ю.ш.. Объясните особенности рельефа.
Примерные ответы: I ряд - у устья р. Нигер высота 0-200м. (низменность), севернее высоты от 200 до 500 м. (возвышенная равнина), на побережье Средиземного моря  от 2000 до 3000 м. (г. Атлас). Объясняется строением земной коры: Африкано-Аравийская платформа, на СЗ зона столкновения литосферных плит, область современного горообразования и землетрясений. Полезные ископаемые: железные руды, нефть, природный газ, фосфориты, алюминиевые руды.
II ряд – у устья р. Замбези высота 0-200 м. (низменность), севернее высоты повышаются до 5000 м. (Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье). Здесь находятся влк. Килиманджаро, Кения. Объясняется наличием разломов земной коры, активными движениями. Великие Африканские разломы.Полезные ископаемые: медные руды, алмазы, оловянные руды.
III ряд – на западе материка высоты от 200 до 1000 м., в центре понижение до 200 м (впадина Калахари), восточнее до 2000 м (Драконовы горы). Объясняется прогибом части платформы и областью древней складчатости. Полезные ископаемые: железные руды, золото, платина, хромовые руды, алмазы.
Практическая работа: обозначение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых (р.т. стр. 40, зад. 4, 6).
III. Итоги урока
Беседа по вопросам: Какие формы рельефа преобладают в Африке? Где находятся наиболее высокие части Африки? Назовите высшую точку материка? Почему она располагается в этой части материка?
IV. Домашнее задание: 45 параграф
Тема: Климат материка. Климатические пояса и типичные погоды.
Задачи:
сформировать знания о климате Африки;
показать разнообразие климатических условий на территории материка;
формировать навыки анализа климатических диаграмм.
Оборудование: климатическая карта Африки, физическая карта Африки.
ХОД УРОКА
I. Повторение домашнего задания
1. Устный опрос: особенности рельефа материка.
2. Работа у доски:
а) Показать формы рельефа Африки, объяснить их расположение.б) Заполнить таблицу « Полезные ископаемые Африки».
II. Изучение нового материала
1. Беседа: Какой материк Земли самый жаркий? Какие причины влияют на это? В каких климатических поясах он расположен?
2. Работа в рабочей тетради (стр.41, зад. 1.2), используя карту атласа (                ), по группам: I – субтропический пояс на севере, II – тропический пояс, III – субэкваториальный пояс, IV – тропический пояс на юге, V – субтропический пояс. VI гр. – зад. 3., стр. 41.
3. Беседа по результатам работы, объяснение особенностей климата.
– Климат какого из поясов наиболее сухой и жаркий?– Климат какого из поясов более влажный?– В каком поясе наблюдаются два сезона года?– Почему на побережье Атлантического океана находится пустыня Намиб?
4. Описание климата Калахари (план стр. 278):
1. Находится в тропическом поясе.2. Средняя температура января 24оС, июля 16оС. Изменяются с севера на юг, угол падения солнечных лучей.3. Господствующие воздушные массы – тропические, ветры пассаты.4. Годовое количество осадков – 250 мм., чаще выпадают летом, уменьшается с СВ на ЮЗ. Объясняется движением воздушных масс и океаническими течениями.
III. Итоги урока
IV. Домашнее задание: стр. 102-105, р.т. стр. 41, зад. 4.