Календарно — тематическое планирование Литературное чтение 4 класс. УМК Перспектива

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерных программ по учебным предметам. Начальная школа М., Просвещение, 2011 - (стандарты второго поколения), авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной "Литературное чтение" (образовательная система "Перспектива"), основной образовательной программой начального общего образования Муниципального Казённого образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №35»
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим дисциплинам.

Данная программа рассчитана на один учебный год, всего 136 часов (4 часа в неделю). В реализации программы участвуют обучающиеся 4 класса в возрасте 10-11 лет.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Программа направлена на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
развивать поэтический слух,
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
обогащать чувственный опыт ребёнка,
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Наряду с решением задач основных общеобразовательных программ в рабочей программе учитываются особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей слабовидящих детей, которые направлены на решение следующих коррекционных задач:
формирование простейших умений полноценно воспринимать на слух и в собственном чтении художественную литературу в эмоциональном, образном и логическом единстве;
формирование умения контролировать свое чтение;
развитие логического и образного мышления;
развитие интереса к книгам, к самостоятельному чтению и выбору книг;
формирование зрительных образов и представлений;
формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;
формирование образных представлений, отношения к прочитанному, важнейших нравственных и эстетических представлений.
Актуализация обучения младших школьников:
углублять читательский опыт детей.
создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения: - развитие навыка осознанного и правильного чтения, - выработка плавного чтения целыми словами, - проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин, - проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца, - развитие темпового чтения.
2. Развитие выразительности чтения и речи: - чтение вслух и чтение про себя, - развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных, - произносить скороговорки и чистоговорки, - обучение орфоэпическому чтению, - обучение чтению по ролям.
Обогащение опыта творческой деятельности:
Обогащение опыта эстетического восприятия: - формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, - развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире, - формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
Развитие умения выразить свои впечатления: - проводить игры со словами, - коллективно сочинять различные истории, - составлять рассказы на свободные темы.
Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений: - рисование красками, - словесными описаниями, - рассказ по собственному рисунку, - придумывание своей концовки.
Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы: - приобщать к миру поэзии, - развивать поэтический вкус.
Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: Знать: средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка .

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отличать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
эмоционально "проживать текст", выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижений этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих лиц).

Метапредметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное;
находить разные виды информации посредством разных объектов: книги, предложения, тексты, иллюстрации;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Коммуникативные УУД:
участвовать в работе пары, группы, планировать работу группы в соответствии с поставленной задачей;
самостоятельно готовить проекты;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст;
различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя. Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
наизусть 10-12 стихотворений;
5-6 книг по темам детского чтения.
Для достижения результатов предусматриваются следующие формы контроля:
проверочная работа;
тестирование;
проверка техники чтения;
комплексная итоговая работа по итогам обучения;
самооценка и самоконтроль.
Формы урока:
урок изучения нового материала;
урок совершенствования знаний;
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля.
Виды уроков:
урок-сообщение новых знаний;
урок закрепления знаний;
урок повторения;
урок-игра;
проверка знаний.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся, работу в парах, проектную деятельность.
Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

.








Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу "Литературное чтение":
Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. Ч. 1
Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. Ч. 2
Климанова Л. Ф ., Коти Т. Ю.Творческая тетрадь "Литературное чтение"
Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В Бабушкиной.
Диск Видеоуроки. Детям о писателях.


Используемая литература:
Примерная программа по учебным предметам Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1.-М. Просвещение, 2010-400с.- (Стандарты второго поколения);
Рабочая программа "Литературное чтение" по программе "Перспектива" Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Казённого образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №35».
Т.Ю.Коти Творческая тетрадь «Литературное чтение» Москва, «Просвещение», 2013г.
Л.Ф.Климанова «Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Перспектива»,Москва, «Вако», 2014г.
Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной



Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п
Раздел
Количество часов

1.
Книги в мировой культуре.
10 часов

2.
Истоки литературного творчества.
22 часов

3.
О Родине, о подвигах, о славе.
18 часов

4.
Жить по совести, любя друг друга.
18 часов

5.
Литературная сказка.
28 часов

6.
Великие русские писатели.
36 часов

7.
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.
4 часа


136ч

Книга в мировой культуре (10 часов)

№ п/п урока
Тема урока
Дата
Коррекционные задачи
Характеристика деятельности учащихся
Страницы учебника, Творческой тетради

1.
Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника.


--формирование простейших умений полноценно воспринимать на слух и в собственном чтении художественную литературу в эмоциональном, образном и логическом единстве;
















Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Объяснять условные обозначения.
Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.

Часть 1
Обложка, титульный лист, содержание

2
Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.


Индивидуальные выступления обучающихся.



3.
Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания известных людей о книге.


Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация.
Определять тему и главную мысль высказывания.
4-7

4.
Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни».




Рассуждать о роли книги в мировой культуре.
Т.т. 4-7

5.
Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.



Читать вслух и про себя.
Группировать высказывания по темам.
Находить необходимые слова в тексте.
На основе опорных слов составлять свое высказывание;
Работать в паре, выслушивая мнения друг друга;
Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

8-11

6
М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.



Т.т. 8-10

7.
История книги. Подготовка сообщения о книге. Основные понятия: Папирус, береста, пергамент, буквица, Иван Фёдоров



12-13
Т.т. 11-

8.
Удивительная находка. Пересказ текста.




14-15

9.
Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.


Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами.
16-17








10.
Входная контрольная работа (проверка техники чтения).



-----

Истоки литературного творчества (22часа)

1.
Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества.




--формирование умения контролировать свое чтение;
развитие














--логического и образного мышления;










Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы.

18-19
Т.т. 12-13


20-21

Т.т. 14- 15

2.
Пословицы разных народов.


Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов.


3.
Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).


Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч.

22-23

4.

"Притча о сеятеле" (из Нового Завета). Смысл притчи.




Объяснять нравственный смысл притч.



24

5.
"Милосердный самарянин" (из Нового Завета). Смысл притчи.


Читать вслух и про себя.
25

6.
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. "Гусляры".


Выявлять особенности былинного текста.


26-27

7.
"Исцеление Ильи Муромца". Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.