Разработка урока русского языка. Порядковые числительные.(6 класс)


Тема: Порядковые числительные. Изменение и правописание порядковых числительных. Склонение составных порядковых числительных. (слай№1)
Цель: Умеют находить порядковые числительные в тексте, знают значение, правописание и склонение порядковых числительных; умеют работать в группах, делать выводы, проводить самооценку.
Задачи:
– повторение изученных сведений по теме «Имя числительное»;
– развитие навыков склонения имен числительных; развитие творческих способностей детей, навыков работы в группах;активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий;
– воспитание интереса к изучению русского языка, здорового образа жизни, трудолюбия.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, текст-информация, лист самооценки.
Ход урока
Организационный момент.
Просмотр позитивного ролика.
Здравствуйте, ребята. Вы просмотрели небольшой позитивный видеоролик. Как вы думаете, как легче работать - в группе или в команде? Я думаю, у всех появилось желание работать дружно, хорошо, сообща, вспомнить все изученное. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали мысленно удачи и приступили к работе.
II.Актуализация знаний.(слайд№2)
1.Наш урок –это «Сказочное королевство» (стратегия вопросов-ответов). Его охраняют 2 неподкупных стражника.Есть только один способ пройти: ответить на любой вопрос по теме.
Примерные вопросы:
-Что называется именем числительным? 
-Назовите разряды числительных по значению. 
-На какие разряды делятся количественные числительные? 
-Как изменяются количественные числительные? 
-Какими членами предложения могут быть количественные числительные? 
2. Синтаксическая минутка.(слайд№3)
Задание. Определить структуру предложения, начертить схему, назвать грамматические основы.
Первый снег делает чудеса.
- Встретилось ли нам в этом предложении имя числительное? Назовите его. (Первый.)
- От какого слова зависит имя числительное первый? (Снег.)
- На какой вопрос отвечает это имя числительное? (Какой?)
-Как определить род, число, падеж данного числительного? (по существительному, к которому относится- снег)
- Это числительное порядковое или количественное? (Порядковое.)
Вывод: порядковые имена числительные, как прилагательные, зависят от существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже.
III. Изучение новой темы.
Изучение нового через стратегию «Зигзаг» ( В основе- идея взаимообучения)
Подготовка к работе- деление на малые группы по 4-6 учащихся по цветным стикерам с цифрами (единицы, десятки, сотни)
Этапы работы(слайд№4)
Шаг 1. Группы и роли.  Выбор ведущего (организатора), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; дежурного (секретаря) – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей (писателя) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата).
Шаг 2. Актуализация. После объявления темы ребята в течение 3–5 минут работают вместе в своих группах и обобщают изученное по данной теме.
Шаг 3. Будущий текст. 
Сообщение конечной цели занятия.
Задание: Создание лингвистической сказки по теме «Порядковые числительные», используя информацию. (Приложение №1)
Шаг 4. Перегруппировка. Учащиеся рассчитываются на первый-третий и рассаживаются в экспертные группы с целью изучения отдельных отрывков текста. Экспертные группы создаются временно.
Шаг 5. Работа с текстом. Учащиеся самостоятельно читают текст и выписывают наиболее значимые мысли, факты, идеи. Спустя 5–7 минут эта работа прекращается, каждая экспертная группа в свободном режиме формулирует вопросы к тексту. Педагог предлагает воспользоваться типологией вопросов Бенджамина Блума (6 вопросов, предлагается 3 )
простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?);
Пример: Что обозначают порядковые числительные?
уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?);
Пример: Можно ли сказать, что порядковые числительные изменяются так же как и имена прилагательные?
интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?).
Пример: Вызывает ли затруднение склонение словосочетаний «поряд. числит. + сущ.»? В каких случаях и почему?
Шаг 6. Возвращение.  Учащиеся возвращаются в свои рабочие группы, сдают тексты, дальше пользуются только своими записями.
В своей группе каждый эксперт расскажет об основных мыслях, сведениях, которые он (она) почерпнули из текстов. После этого он задаст 2–3 вопроса, на которые остальные должны будут ответить, чтобы показать, что они усвоили материал из его рассказа. Ответственный за творческий процесс в это время может делать записи, чтобы лучше представить будущий текст.
Шаг 7. Свой текст. После того, как каждый ученик высказался, а остальные ответили на его вопросы, начинается процесс создания общего текста. В написании участвуют все.
Шаг 8. Презентация. Докладчики от каждой группы представляют свои тексты аудитории, разрешается создавать дополнительно наглядные материалы. Другие ученики и педагог задают вопросы. Вопросы должны носить только уточняющий характер и начинаться со слов: «Правильно я понял, что…?». От каждой группы – не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению.
Физминутка(слайд№5)
Раз-подняться, потянуться,
Два-согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире,
Пять-руками помахать
И на место тихо встать.
Шаг 9. Заключительный этап.
Возможно обсуждениенаиболее спорныхмоментов изучаемого материала, выполнение задания, связанных с дальнейшим развитием вопроса, исследование дополнительных источников.
Шаг 10. Самооценка. (слайд№6)
Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале. (Приложение №2)
Учитель: Обратите внимание на цифру на стикере. Это ведь не урок математики. Как они связаны с нашей темой? (Можно образовать из количественного числительного порядковое).
V. Тренировочные упражнения.(слайд№7)
Задание: Подумайте, чему учит каждый отрывок из текста?
Выпишите все числительные, определите разряд, укажите падеж, число и род, если есть, у порядковых числительных, просклоняйте выделенные словосочетания.
1.По опросам, каждый 3 (третий) житель страны для поддержания ЗОЖа готов принимать витамины, придерживаться диеты и заниматься спортом. Каждый 2 (второй) готов регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Большинство опрошенных считают, что ЗОЖ в 1 (первую) очередь подразумевает отказ от вредных привычек.
2.По снегу широким, размашистым шагом скользит лыжник. Он 4 (четыре) раза встречает на пути мишени. Вот он подходит к 1 (первой) мишени, падает в снег и стреляет.
На 4 (четвертом) )этапе лыжник должен стрелять стоя, без упора.
Название «биатлон» произошло от 2 (двух) слов: латинского «би»-2(два) и греческого «атлон»-борьба. Биатлон-это зимнее двоеборье.
3.Каждый день с 9 (девяти) утра до 2 (двух) часов дня Горький работал над своими произведениями. Во 2(второй) половине дня в своем кабинете Горький отвечал на письма. Талант- это прежде всего труд.
4.В день 8(Восьмого) марта Вадик решил быть вежливым и предупредительным ко всем женщинам без исключения. «Давайте донесу, -обратился он к пожилой соседке.- Тут совсем близко, и сегодня у нас 8(Восьмое) марта».
VI.Домашнее задание. (на выбор)(слайд№8)
•1 уровень - упр. из учебника.
•2 уровень - составить тесты по теме 4-5 вопросов.
•3 уровень - сочинение-миниатюра с использованием числительных «Моя малая родина».
VII. Итоги урока.
Рефлексия. Светофор.(слайд№9)
Красный-не понял
Зеленый-все понял
Желтый -50%
Приложение №1
Информация(1,3 группы)
1.Порядковые числительные называют порядок, номер предметов при счете и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие? который?): второй, десятый, сотый.
Порядковые числительные образуются от количественных: три — третий, четыре — четвертый, двадцать — двадцатый и т. д.
Порядковые числительные изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с существительными, как прилагательные, например: пятый вагон (Им. пад., ед.ч., муж. род.) — пятые вагоны; пятый вагон — пятая платформа — пятое здание; пятого вагона и т. д.
Склоняются порядковые числительные по образцу прилагательных. Числительное третий склоняется, как лисий; остальные порядковые числительные склоняются, как прилагательные твердой группы; первый, четвертый и т. д.— как новый; второй — как шерстяной.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
И.п. тысяча девятьсот  восемьдесят  четвёртыйР.п. тысяча девятьсот  восемьдесят  четвёртогоД.п. тысяча девятьсот  восемьдесят  четвёртому и т.д.
(2,4 группы)
2. В предложении порядковые числительные чаще бывают определениями.
Сложные порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово, например: пятитысячный, трехмиллионный, восьмимиллиардный.
Если находятся в составе названий событий, праздников или знаменательных дней, дат, то пишутся с прописной буквы и ставятся в именительном падеже. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже. Ведем подготовку к праздничной дате Восьмое марта.
Между двадцать вторым(Т.п.) марта(Р.п.) и первым(Т.п.) апреля(Р.п.), к первому(Д.п.) мая(Р.п.)
Приложение №2
Оценочный лист
№ Задание Оценка
1. Я предлагал идеи по составлению текста  
2. Я составлял вопросы  
3. Я внимательно выслушивал всех членов группы  
4. Я отвечал на вопросы  
5. Я выполнял роль…