Конспект урока по русскому языку Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Тема: Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс.  Тип урока: повторение и обобщение материала  Дидактическая задача: повторить и обобщить знания  Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»  Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь.  Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для учащихся.  Цели урока:  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  Обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП  совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.  2. РАЗВИВАЮЩАЯ:  Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;  Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;  Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;  Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.  3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте  наблюдательность,  настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе. 



Ход урока I. Вступительное слово.  Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко Людей неинтересных в мире нет,  Их судьбы как истории планет,  У каждой всё особое, своё,  И нет планет, похожих на неё.  - Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на уроке.  - Нам на уроке потребуются ваше умение мыслить, запас знаний, желание работать и, конечно, хорошее настроение. Ребята, давайте выясним, какое у вас настроение на начало урока.
Если у вас отличное настроение и вы хотите работать, поднимите зелёную карточку
Если готовы работать, но без особого желания, поднимите синюю карточку
Если вы пока не готовы работать и у вас плохое настроение, поднимите красную карточку.
2. Начнём наш урок с синтаксической разминки - Ребята, посмотрите на доску и определите: какие перед нами предложения по числу грамматических основ и по типу связи частей?.  1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 2. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.  - Правильно – это БСП 
- Как вы думаете, какова тема урока? 
- Сегодня у нас с вами обобщающий урок-практикум по теме  « Бессоюзные сложные предложения». 
- Открываем тетради, записываем число, тему урока. Определим цели нашего урока: (дети сами должны их назвать)  Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.  - А ТАКЖЕ, на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в «Диагностическом листе», который у каждого на столе. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ЛИСТОМ Диагностический лист  (контроль и самооценка знаний, умений и навыков по теме « Бессоюзное сложное предложение»).  Сегодня на уроке вы оцените себя сами «Знаю», «умею» - это 1 балл,  «нет», «не уверен» - 0 баллов.  Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный результат. Постарайтесь быть объективными. Ф.И. ученика Оценка  Знание теоретического материала  3. Фронтальный опрос - Ребята, посмотрите на слайд и определите, какое предложение лишнее и почему.
Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
 «Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце»
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
- Какие предложения называются бессоюзными?
(БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками препинания)  В каких случаях ставится запятая?
Запятая, ставится в предложениях со значением одновременности и последовательности.
Точка с запятой? Точка с запятой ставится, если предложение осложнено.

В каких случаях ставится тире?

В каких случаях ставится двоеточие? Какую роль играют БСП в тексте? Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами.  - Оцените себя в оценочном листе. 
- Ребята, посмотрите на экран. (музыка, картинки). Каким общим словом объединены прозвучавшая музыка и увиденные вами картины. Правильно «Красота»

- Как вы понимаете это слово? Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства 
- Эпиграфом нашего урока являются слова Ф.М. Достоевского. Эпиграф урока  «Красота спасет мир»  (Ф.М. Достоевский)  -Запишем эпиграф урока в тетрадь.  Как вы считаете, насколько это высказывание справедливо? Действительно ли красота может спасти мир?  4. Тренинг по пунктуации в БСП (закрепление): 
1. Практическая работа – работа в тетради  С давних времен символом красоты считается роза. Ей посвящали свои произведения поэты и писатели. Прочитайте строки М. Державина, посвященные розе


Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор, составьте схему предложения.  Юная роза  Лишь развернула  Алый цветок,  Вдруг от мороза В лоне уснула;  Свянул цветок.  Схема предложения: [ - = , = ]; [ = - ]. 1человек у доски  Что делает стихотворение эмоциональным? Поэтому самые простые картины так выразительны. Неслучайно поэт использует бессоюзные сложные предложения.  - Оцените себя.

Практическая работа 2: обратимся к творчеству необыкновенного мастера пейзажа  Афанасия Афанасьевича Фета. Задание: работаем самостоятельно, по вариантам, записываем в тетрадь.  Составьте схему предложения. – Аргументируйте свой ответ.  1 вариант  Вчерашний вечер помню живо: (пояснение) – а что именно?  Синели глубью небеса, (отношения одновременности)  Лист трепетал  Красноречиво,  Глядели звёзды нам в глаза. 2 человека самостоятельно  [ = ]: [ = - ], [ - = ], [ = - ]. за доской составляют схемы.  2 вариант  Я долго стоял неподвижно, (дееприч. Оборот)(  В далёкие звёзды вглядясь, - (вывод, следствие)  Меж звёздами теми и мною  Какая-то связь родилась.  [ - = , / -.-.-./ ], - [ - = ].  - Оцените себя. 3. Слуховой диктант - Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение?  Если можем, что помогает это сделать? ( Интонация, пауза) - самоконтроль  1. Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.(дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения  2. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(время)  3. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.(пояснение)  4. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.(значение одновременности)- интонация перечислительная  5. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2-м.  - Оцените себя. 1 2 3 4 5  IV. Итог урока. Рефлексия. - Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.  - Ребята, подымите, руки те, кто получил «5», «4», «3», «2».  - Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.  - Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?  - На уроке мы обобщили изученное о БСП.  - Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?  1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)  2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (синий)  3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)  V. Домашнее задание Создайте свой текст - рассуждение, используя сложные бессоюзные предложения, по одной из тем:(  «Красота душу лечит» (С. Никитин)(  «Имеющий в руках цветы, не может быть жестоким» (Вл. Солоухин)(








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15