Презентация по русскому языку на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс).


«Бессоюзное сложное предложение»9 классУчитель русского языка и литературыДенисова Валентина НиколаевнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова Нижегородской области Цели: Закрепить знания о бессоюзном сложном предложении (его значениях).Сформировать умение постановки знаков препинания вбессоюзном сложном предложении.Закрепить умение находить данные предложения втексте, определять его виды (значения).

I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.Перед ра(с?)ветом на (темно)сером небе (кое)где мигают звезды влажный ветерок изредк... набега...т волной слыш..тся сдержа(н?)ый (не)ясный ш..пот ночи деревья слабо шумят облитые тенью. За плетнем в саду мирно похрапыва.. .т сторож и каждый звук словно стоит в застывш.. .м воздухе. Проверь себяПеред рассветом на темно - сером небе кое - где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает волной, слышится сдержанный неясный шёпот ночи, деревья слабо шумят, облитые тенью. За плетнем в саду мирно похрапывает сторож, и каждый звук словно стоит в застывшем воздухе.

{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}БСПзапятаяперечислениеточка с запятойперечислениедвоеточиепричинадополнениепояснение смыслатирепротивопоставлениевремя, условиевывод, следствиебыстрая смена событийсравнение
1 вариантПословицы и поговорки кратки, а ума и чувствавложено в них на целые книги.Снизу было хорошовидно, что колоннаавтомашин ужеспускается с перевала.2 вариантКогда мы поднялись на холм, увиделинеожиданную картину, а именно: на опушкестояли два лося.Хороши летниетуманные дни, хотяохотники их не любят.II. Замените предложения бессоюзными, поставьте нужные знаки препинания. 1 вариант1 .Пословицы и поговорки Кратки - ума и чувства вложено в них на целые книги.2. Снизу было хорошо видно: колонна автомашин уже спускается с перевала.2 вариант1. Мы поднялись на холм -увидели неожиданную картину: на опушке стояли два лося.2.Хороши летние туманные дни - охотники их не любят.Проверь себя. III. Графический диктант.Стволы берез уже белели во мраке: приближался скудный и холодный рассвет.Догорел этот - занялся пламенем другой громадный дом на внутренней стороне бульвара.Ноги бежали сами - приходилось сдерживать их торопливость.Ты запела песню светлую — колокольчики звенят. Проверь себя. потому что 1. [ ] : [причина] а 2. [ ] - [противопоставление] так что3. [ ] - [ вывод, следствие] словно4. [ ] - [сравнение]  IV. Исправьте, где нужно пунктуацию предложенияГлинистая дорога разбухла: приходилось жаться к мокрым кустам.Но нахмурится ночь-Разгорится костер.Любишь кататься- люби и саночки возить.Наташа не узнавала звезд; созвездия запутались в ветвях деревьев ипотеряли знакомые очертания.Сказал что-то я - он начал хохотать Проверь себя.Глинистая дорога разбухла - приходилось жаться к мокрым кустам.Но нахмурится ночь-Разгорится костер.Любишь кататься- люби и саночки возить.Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев ипотеряли знакомые очертания.Сказал что-то я: он начал хохотать.ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
Прочитайте предложения. Какие знаки препинания необходимо в них расставить? Объясните свой выбор. Заполните таблицу, вписав в нее номера предложений и союзы, которые можно подставить.1) Настанет вечер загорятся на небе звезды. 2) Погода была ужасная штормовой ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра. 3)Он поднял голову сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица. 4) Ноги носят ноги кормят. 5) Скрипят клесты звенят синицы смеется кукушка свисти иволга. 6) Солнце дымное встает будет день горячий. 7) Сыр выпал с ним была плутовка такова. 8) Посмотрит рублем подарит. 9) Зима недаром злится прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора.  Проверь себя.Настанет вечер – загорятся звезды.Предложение вносим в колонку со знаками препинания тире со значением времени, условия. Можем подставить союз «когда».Погода была ужасная: штормовой ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра.Предложение относится к колонке «двоеточие»со значением пояснения, подставляем союз «а именно».Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.Предложение относится к разделу двоеточие с подразделом дополнения. Подставляем глагол «увидел» и союз «что».Ноги носят - руки кормят.Раздел: тире с подразделом противопоставления, вписалисоюз «а».style.rotation

style.rotation
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_ystyle.rotation
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_ystyle.rotation
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга.Раздел «запятая» с подразделом перечисления, вписали союз «и». Солнце дымное встает - будет день горячий. Раздел «тире» с подразделом вывод, следствие, вписали союз «так что».Сыр выпал - с ним была плутовка такова.Раздел «тире», подраздел быстрая смена событий, союз «и».Посмотрит – рублем одарит.Раздел «тире», подраздел-сравнение, союз «будто, словно». Зима недаром злится: прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора.Раздел «двоеточие», подраздел - причина, союз «потому что».
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}БСПзапятаяперечисление 5точка с запятойперечисление - двоеточиепричина 9дополнение 3пояснение смысла 2тирепротивопоставление 4время, условие 1вывод, следствие 6быстрая смена событий 7сравнение 8
ppt_yppt_yppt_y Информация о домашнем задании. Составить текст со сложнымипредложениями, несколько из них должны быть бессоюзными (не менее 6).
Подведение итогов. Назовите особенности БСПС какими союзнымипредложениями они соотносятся?- В каком случае ставится запятая, точка с запятой, тире, двоеточие?
style.rotation
style.rotation
style.rotation 1.Сложные предложения, части которого соединяются только по смыслу и интонации называются бессоюзными.2. Между частями, входящими в БСП, могут ставиться следующие знакизапятая, точка с запятой, двоеточие, тире.3. Запятая, точка с запятой ставятся в БСП со значением перечисления4. Двоеточие ставится в бессоюзных предложенияхсо значением причины, пояснения, дополнения


5. В БСП со значением причины можно подставитьсоюзы потому что, так как; со значением пояснения- союзы а именно, то есть, со значением дополнения – что, как и глаголы увидеть, услышать, почувствовать6. Тире ставятся в БСП со значением противопоставления, времени, условия, вывода, следствия, сравнения, быстрой смены событий, уступки.7. В БСП со значением противопоставления можно подставить союзы а, но; со значением ­­­­­­­­­­­времени - союзы когда, если; со значением условия – союзы так что, потому что; со значением следствия, вывода - союзы словно, как будто; уступки - хотя, несмотря на то что.

Оборудование.Учебник: Л. А. Тростенцова, Т А Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова, Русский язык 9. класс – М.: Просвещение;2009г. Карточки с заданием. Таблица – схема.Перфокарты, Дифференцированное домашнее задание. .