Формы итогового контроля по технологии в рамках реализации ФГОС


Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках труда: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).
Система измерителей может быть представлена в форме традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.
К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:
устный или письменный опрос
карточки
краткая самостоятельная работа
практическая или лабораторная работа
тестовые задания
В нашей школе второй год, в 6 классах, практикуется итоговый контроль по предмету технология в виде защиты технологического проекта.
Характеристика структуры и содержания проекта: при выполнении проектов учащиеся должны показать знания основных разделов программы предметной области «Технология»: общие принципы технологии, «Материаловедение», «Мащиноведение», «Рукоделие», «Технология обработки материалов», «Проектирование и изготовление изделия».
Структура проекта включает следующие разделы:
Теоретическая часть: актуальность проекта, цель и задачи, исторические сведения, практическая значимость проекта;
Практическая часть: экономическая часть, технологическая карта, готовое изделие;
Презентационная часть: защита проекта и демонстрация готового изделия.
Время выполнения проекта и его защиты: работа над проектом осуществляется в течение 13 учебных недель второго полугодия учебного года. На защиту отводится 5-7 минут.
Критерии оценки технологических проектов
Ф.И. учащегося Тема проекта № п/п Оцениваемый параметр Кол-во баллов По факту
Пояснительная записка (до 14 баллов)
1 Общее оформление 2 2 Качество исследования (актуальность; обоснование проблемы; формулировка темы, целей задачи проекта, сбор информации по проблеме; анализ прототипов; выбор оптимальной идеи, описание проектируемого материального объекта) 3 3 Оригинальность предложенных идей, новизна 2 4 Выбор технологии изготовление (оборудование и приспособления). Разработка технологического процесса (качество эскизов, схем, чертежей, технологических карт) 2 5 Экономическая и экологическая оценка разрабатываемого и готового изделия 2 6 Соответствие содержания выводов содержанию целей и задач, конкретность выводов, способность анализировать 3 Изделие, продукт (до 20 баллов)
1 Оригинальность дизайнерского решения (конструкция, цвет, композиция, форма) 7 2 Качество предоставляемого изделия, товарный вид, соответствие модным тенденциям 7 3 Практическая значимость 6 Защита проекта (до 14 баллов)
1 Четкость и ясность изложения, логика 5 2 Презентация (умение держаться при выступление), культура подачи материала, культура речи 5 3 Самооценка, ответы на вопросы 5 Дополнительные критерии (баллы и прибавляются и вычитаются)
1 Самостоятельность выполнение проекта, использование знаний вне школьной программы, владение понятийным аппаратом по проблеме, способность проявлять самостоятельные оценочные суждения, сложность изделия, оригинальность представления. 2 Всего (до 50 баллов): Система оценивания выполнения проекта в целом
Таблица перевода баллов за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале:
«2» «3» «4» «5»
0-24 баллов 25-32баллов 33-42баллов 43-50баллов