Разработка открытого урока по русскому языку на тему:Сложные союзные предложения


Класс: 9 «А».
Предмет: «Русский язык».
Тема: закрепление темы: «Сложные союзные предложения».
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложного союзного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
закрепить полученные знания о ССП и СПП;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в предложении;
обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как доброта, человеколюбие, патриотизм.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Межпредметная связь: литература.
Ресурсы: учебник, ИКТ, ватман, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
Организационный момент
А). Постановка темы и цели урока
2. Повторение пройденного.
А). Деление класса на три группы. Каждая группа должна подготовить презентацию на заданную тему. Раздать оценочные листы.
1 группа – Сложное предложение.
2 группа – Сложносочинённое предложение.
3 группа – Сложноподчинённое предложение.
В). Слушаем презентации.
Д). Проверка знаний учащихся – тесты.
1. Укажите сложноподчиненное предложение
А) Вот Герда въехала в тёмный лес, но карета её сверкала ярко и освещала всё вокруг.
В) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
С) Веточки с красными ягодами калины украшали пышные свадебные караваи.
Д) Утром по следам можно прочесть всё, что творилось ночью в лесу.
2.Определите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:
А) Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей.
В) Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
С) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце.
Д) Он бы тотчас ушел, если бы не приход отца.
3. Определите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
А) Любовь к труду необходима, чтобы построить свободную счастливую жизнь.
В) Если делаешь добро, то делай молча, не жди вознаграждения.
С) Пятый воздушный океан очень важен для жизни, потому что это воздух, а без воздуха жизнь невозможна на земле.
Д) Появилась туча, которая скоро разразилась дождём.
4. Определите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
А) Удивительный мир, который открылся со страниц книг, сразу увлёк меня.
В) Михаил Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.
С) Науку надо любить, как мать любит родного сына.
Д) Если твоя душа лежит к другим вещам и ты изучаешь науку ради их достижения, то твоё отношение к науке подобно отношению мачехи к пасынку.
5. Определите сложноподчиненное предложение с придаточным времени
А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
В) Между земной корой и ядром Земли находится мантия, которая содержит магму.
С) Особо надо сказать о том, что С.И Ожегов страстно любил книги и вообще печатное слово.
Д) Не было сил сознавать, что у этого озера бедственная судьба.
Ключ к тесту: 1)Д 2)В 3)Д 4)В 5)А
Д). Работа с учебником, упражнение – 222 на странице – 163.
*Читаем текст, объясняя непонятные слова и выражения.
- Ребята, как вы понимаете следующие выражения?
«…культура – это искусство быть Человеком среди людей».
«Будь с гордым горд: он не сын пророка; будь с робким робок: он не раб твоего отца».- Ребята, кто автор этого текста?
- Конечно же Олжас Сулейменов. А сейчас послушаем краткий рассказ об Олжасе Сулейменове.
О. Сулейменов родился в Алматы. Гордился своим предком Олжа батыром, который командовал правым крылом конницы хана Абылая. В его честь он и назван Олжасом. Олжа батыр перед смертью сказал, что человек из седьмого поколения будет галым т.е. учёным.
О. Сулейменов хочет, чтобы слова эти сбылись.
Сулейменов окончил геологический факультет КазГУ, учился в Ленинградском институте им.Горького, «перерыл» сотни исторических книг, чтобы узнать подлинную историю своего народа. Пишет на русском языке, но остаётся поэтом казахским, родным сыном своего народа. О. Сулейменов - это поэт, тюрколог, историк, геолог, политический деятель, основатель движения «Невада - Семей», но нам больше известен как поэт. Вошел в литературу стремительно и бурно. В 1961 году вышел его первый сборник стихов «Аргамаки», в том же году «Земля, поклонись человеку!». В 1975-76 гг. появилась книга «Аз и Я». Ставили спектакль по сценарию О.Сулейменова и Б. Мукаева «Заманакыр», Был снят фильм по мотивам стихов О.Сулейменова «Балкон».
Данное время Олжас Сулейменов работает представителем Казахстана в ООН.
*Выписывайте СП и проводите синтаксический разбор.
Психология и философия народа изменяются, но сохраняют свои самые выразительные черты. Если бьют камнем, ответь угощением. Таково подлинное гостеприимство степи, которое нельзя потерять.
Е). Цифровой диктант. (ответ закрыть смайликом)
1. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. 2. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. 3. Там, где растут розы, растут и шипы. 4. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. 5. Мне грустно, потому что я тебя люблю. 6. Мы подъехали к городу, когда уже было совсем темно. 7. Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
Типы сложных предложений № предложений
Придаточные места 3
Придаточные времени 1, 6
Придаточные изъяснительные 4
Придаточные определительные 2
Придаточные цели 7
Придаточные причины 5
- Проверить цифровой диктант.
С). Обобщение темы на интерактивной доске.
3. Домашнее задание.
*Повторить правила. Решение кроссворда ( раздать каждой группе)
4. Соревнования между группами.
Каждая группа по очереди выбирает задание и каждый правильный ответ оценивается по 1 баллу.
№ Темы Вопросы Вопросы
1 Литературное задание На другой день она нарвала самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза её тихонько что-то искали и цветы свои она никому не продала.
- О ком идёт речь?
(«Бедная Лиза» Карамзин) Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра.
Или пробудь у нас и долье,
Как ты захочешь. Я готов
С тобой делить и хлеб и кров.
(А.Пушкин « Цыганы»).
2 Из песни слов не выкинешь Послушайте песню и определите вид придаточного предложения.
Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
(СП,СПП с придат.условия) Сколько местоимений в первом куплете песни?
(6 местоимений)
3 Сюрприз Чёрный ящик
Этот предмет даёт нам пояснение слов, их значение, происхождение и значение в других языках.
(словарь) Тёмная лошадка.
Вам дан набор букв, какая группа придумает больше слов, те и победили.
АКЕРИНОДУСЫ
Н: кино, индус
*Подведение итогов игры.
5. Итог урока.
Оценки учащимся за урок.
6. Рефлексия. Самолёт желаний.

Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии
Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...
Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
Отвечают на вопрос с какой целью?
Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Присоединяются союзом так что.
Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)

Оценочный лист
№ ФИО ученика Самооценка Оценка учащихся Оценка учителя Итоговая оценка
1 2 3 4 5