Конспекты уроков по теме Бессоюзные сложные предложения

Система уроков по теме
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
(9 класс)


Урок 1.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цели: изучить правила постановки точки с запятой в бессоюзном сложном предложении; на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык.

Ход урока.
Повторение изученного.
Диктант с буквенными обозначениями.
Выясните, какие предложения: простые с однородными членами (п) или бессоюзные сложные (с).
Учитель диктует предложения (5-6), учащиеся записывают условные обозначения, например: 1. Летим мы по вольному свету, нас ветру догнать нелегко. 2.Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу. 3. Как отчий дом, как старый горец горы люблю я землю: тень её лесов, и моря рокоты, и звёзд узоры, и странные строенья облаков. 4. Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников – всё это влияет на особенности речи.
Индивидуальное задание.
Ученик подчёркивает грамматические основы в предложениях, данных учителем на карточке.
Беседа.
- Назовите признаки бессоюзных сложных предложений.
- Когда между предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений ставится запятая?
2. Изучение нового материала.
Изучение проводится в виде интеллектуальной игры «Я учитель»: учащиеся самостоятельно изучают по учебнику теоретический материал по теме и готовятся к объяснению материала у доски в «роли» учителя.
3.Тренировочные упражнения.
1.Работа со схемами.
-Найдите в упражнении и запишите предложения, которые соответствуют схемам.




Синтаксический разбор предложения.
Ветер дул из лесов, доносил запах льда; из-под осевшего снега пахло мерзлой брусникой, корнями.
Обобщение изученного.
-Когда в бессоюзном сложном предложении ставится запятая, а когда точка с запятой?
Домашнее задание:



Уроки 2,3. Практикум- исследование.
Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Цели: повторить материал предыдущего урока; используя исследовательскую деятельность учащихся, добиться от них самостоятельно сделанного вывода о постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Ход урока.
Сообщение темы и целей урока.
Словарная работа.
Узнай слово по его лексическому значению.
У древних греков и римлян: сооружение для зрелищ.
Возвышающиеся друг над другом ряды в партере или весь партер, поднимающийся уступами.
Амфитеатр.
С данным словом составить бессоюзное сложное предложение, объяснить знаки препинания.
Повторение изученного.
Дайте характеристику предложения по схеме:

( ), , ( ).


Найдите в упражнении предложение, соответствующее данной схеме.
Расставить знаки препинания в предложении, записанном на доске, объяснить.
Реки всегда поили человека свежей водой и кормили рыбой служили дорогами по рекам люди плавали в далёкие края они служили защитой от врагов на реках устраивали мельницы и мололи зерно.
4.Постановка целей урока- исследования.
Класс делится на две группы и каждая получает карточку с заданием ( самостоятельное исследование).
1 подгруппа
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Сравните предложения:
Труд человека кормит, а лень портит.
Труд человека кормит - лень портит.
Когда кончил дело, гуляй смело.
Кончил дело – гуляй смело.
Если есть терпение, будет и умение.
Есть терпение – будет умение.
Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны.
Земля кругла – на неё не скроешь тайны.
Определите смысловые отношения между частями предложений: во втором и третьем предложениях обратите внимание на первую часть; в четвёртом предложении на его вторую часть.
Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.

2 подгруппа.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Сравните предложения. Попробуйте определить смысловые отношения между частями предложений, учитывая союзы, которыми можно заменить двоеточие, и обращая внимание на вторую часть предложения:
1). На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шёл курьерский поезд.
2). Заранее предупреждаю: удобств не будет.
3).Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет ромашка.
2. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
3. Сделайте вывод о постановке двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.


Работа в группах- 15 минут. При проверке задания группам
проецируется на доску.
После работы групп, выводов, сделанных учащимися самостоятельно, учитель обобщает всё сказанное, используя схемы, записанные на доске.
1) : потому что, так как; причина
2) : что; дополнение
3) : а именно; пояснение
4) - (противопоставление).
5) время -
6) условие
7) - вывод

5.Тренировочные упражнения.
1. Объясните знаки, расставленные в данных предложениях:
1) Гришенька ждал её два дня, потом понял: она не придёт.
2) Сейчас он не заикался, не улыбался – он молча сидел и писал.
3) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.
2. Расставьте знаки самостоятельно:
1) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках у разбойников.
2) Махнёт рукой разведчик – все двигаются вперёд.
3) Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
4) Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда.
3. Игра «Третий лишний».
Дополнительное задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, найти главные члены предложения, определить тип сказуемого.
Помни про школу: только с ней станшь строителем радосных дней.
Как отчий дом, как горец горы,
Люблю я землю: тень её лесов,
И моря рокоты, и звёзд узоры.
И странные стренья облаков.

Таким друзьям на свете
(Не) страшно (ни) чего:
Один за всех в ответе
И все за одного.

Обобщение изученного.
- Когда в бессоюзном сложном предложении ставится тире, а когда двоеточие ?
Домашнее задание:
Индивидуальное задание: написать сочинение – рассуждение на тему «Общие и отличительные признаки сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
Урок 4 (общий)
Тренировочные упражнения по теме
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Цели: на основе знания правила о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении сформировать соответствующий пунктуационный навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.
Ход урока.
Словарный диктант.
Аккомпанировать, мировоззрение, коллектив, идеологический, гостиная, гуманный, эффект, экологический, чествовать, силуэт, мозаика, деятельный, инертный.
Повторение теории о бессоюзном сложном предложении.
Что является основным средством связи бессоюзных сложных предложений?
К каким союзным предложениям близки бессоюзные сложные предложения со значением перечисления? Со значением противопоставления? С причинным, следственным, временным и условным значениями ?
Какие из бессоюзных предложений могут состоять только из двух частей и не допускают включения третьей, а в каких количество частей может быть увеличено?
Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? Когда ставится каждый из этих знаков? (Все ответы иллюстрируются примерами.)
Тренировочные упражнения.
Творческий диктант. Опустите союзы, расставьте знаки препинания.
Смелость.
Осень. С вершины тополей валятся на землю последние сухие листья. По лесу шагу нельзя ступить, потому что сухие листья и трава хрустят под ногами и далеко предупреждают всех лесных обитателей, что охотник идёт!
Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум, потому что две птицы спикировали к земле. У подножия дерева упала ворона с раскрытым клювом, вторая птица взмыла вверх, пролетела над лесными вершинами. Это был ястреб.
На другое утро новое происшествие за окном: по пряслам вокруг стога перелетало несколько сорок. На одну из них кинулся маленький ястребок. Сорока сразу упала на землю и угрожающе раскрыла клюв. Алчный разбойник сел на ветку тополя, так как он ждал, когда сорока опять полетит. Какая смелость! Ведь ястребок меньше сороки, а нападает!
Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык.
Мне всегда казалось, молод я всегда.
Вдруг оглянулся – позади века.
Превосходная должность – быть на земле человеком.
В железном вихре ветра и колёс кружился дым и падал под откос.
3. Упр. из учебника (по заданию) или карточка 172 из «Дидактического материала.



Урок 5,6. Практикум.
(урок диагностирующего контроля).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Цель: определение уровня учащихся по данной теме с целью уменьшения или увеличения часов на отработку данного материала.
Ход урока.
Урок состоит из заданий, которые определяют уровень знаний, умений и навыков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Все задания выполняются учениками самостоятельно.
1. Синтаксический разбор предложения.
Алексея беспокоило лишь одно: как бы она не уехала в Москву, испугавшись несчастья.
Диктант «Проверяю себя». Записать, расставить знаки препинания.
Бессмертие
И вечную память храня,
Её в самом сердце мы носим:
Ведь пуля скосила б меня,
Промедлив мгновенье Матросов.
На том убежденно стою:
Истлело б давно моё тело-
Не выполни долг свой Гастелло,
Погибнув в смертельном бою.
А танки из чёрной брони?
Крадясь в эту страшную осень,
Меня раздавили б они,
А память об этом живёт,
Её в самом сердце мы носим.
А.Умнов.
3. Графический диктант.
1) Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, взошла заря.
2) Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавщую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.
3) Он подумал, понюхал: пахнет мёдом.
4) Дуб держится – к земле тростиночка припала.
5) Пора вставать – уже семь часов.
6) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
4. Придумать и записать предложения сложные бессоюзные, части которого соединяются запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием. (4 предложения.)
5. Кодированный диктант.
1) И думал он: отсель грозить мы будем шведу.
2) Стал звать хозяев – никто не откликается.
3) Сокол не мог летать: одно крыло было сломано.
4) Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь.
5) Нравится тебе рисовать- рисуй на здоровье.
6) Серёжка промолчал: он не любил словесных клятв и заверений.
7) Зяблики прилетели – лес ожил.
8) Не раны, не больное легкое мучило его – раздражало сознание ненужности.
Домашнее задание: повторить теорию по теме «Бессоюзное сложное предложение».





















15