Урок русского языка в 7 классе «Обобщение по теме «Союзные сложные предложения»


Урок русского языка в 7 классе «Обобщение по теме «Союзные сложные предложения»
Тип урока: урок построения системы знаний
Оборудование:
1.на доске шкала оценивания (для взаимопроверки)
2.презентация по теме
3.бонусные жетоны ( у нас это были кружочки красного цвета, которые в конце урока считались у каждого, кто получил их.) Бонусные жетоны – оценка труда учеников.
4.выход в Интернет (для нахождения сведений по истории возникновения сочинительных и подчинительных союзов)
5. Словарь русского языка С.И.Ожегова
Цели деятельности учителя:
1. помочь учащимся вспомнить теоретические сведения о союзных сложных предложениях, делении их на сложносочиненные и сложноподчиненные;
2. организовать деятельность учащихся по различению ССП и СПП, интонационному и пунктуационному оформлению разных союзных конструкций;
3.обеспечить применение учащимися знаний, полученных в ходе изучения данной темы, по использованию в речи различных союзных конструкций.
Цели деятельности учащихся ( у разных учеников могут быть разными, также, как и результаты работы); ниже приведены обобщенные цели:
1.Обобщить изученный материал, связать в единую систему
2.уметь применить полученную информацию в реальной жизненной ситуации.
Ход урока:
1.Организационный этап
Здороваемся, рассаживаемся. Запись числа, оставить две строчки для записи темы урока.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Дома обучающиеся нашли и записали пословицы и поговорки, которые, по их мнению, являются ССП и СПП.
К доске выходит 2 ученика со своими примерами, остальные работают в парах, комментируют примеры друг друга, исправляют, корректируют, затем выставляют друг другу оценку по приведенной на доске шкале оценивания.
Находящимся у доски ученикам задают вопросы : Докажите правильность выбора данных пословиц и поговорок. Как определить тип придаточного предложения? И т.д.
Обучающиеся комментируют ответы отвечающих у доски, выставляются аргументированные оценки.
3. Актуализация знаний.
Презентация. Слайд №1 « Какие предложения вы повторили, подбирая пословицы и поговорки для домашнего задания?» ( сложносочиненные и сложноподчиненные)
Слайд №2. Заполните таблицу « Сходство и различие ССП и СПП, приведите примеры»
(обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем проверяют её по образцу на слайде)
Слайд №3. «Сходство и различие ССП и СПП» ( образец заполненной таблицы), получение бонусных жетонов за правильное заполнение таблицы.
4.Первичное закрепление
в знакомой ситуации
Слайд №4. (предложение записать, расставить знаки препинания, выделить орфограммы, определить тип сложного предложения)
Я хотел уже выйти из дому, как дверь моя отворилась и ко мне явился капрал с донесением.
-Какое слово непонятно? Почему? (капрал, вышло из употребления).Узнать значение слова по Словарю русского языка С.И.Ожегова. Кто автор этого предложения? Назвать произведение ( А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
-Все отвечающие либо получают оценку, либо бонусные жетоны.
Первичное закрепление
в измененной ситуации
Как, не изменяя содержания, превратить это СПП в ССП? (изменить союз как на союз но)
- Чем отличаются ССП от СПП? Выводы учащихся
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Самостоятельная работа
1 вариант – записать по памяти за 3 минуты как можно больше сочинительных союзов
2 вариант- записать по памяти как можно больше подчинительных союзов
Один ученик в это время выполняет индивидуальное задание: выходит в Интернет и ищет сведения по истории возникновения сочинительных и подчинительных союзов)Проверка выполнения самостоятельной работы, выдача жетонов или аргументированных оценок.
Ученик зачитывает информацию из Интернета:
Самые древние - сочинительные союзы (возникли в 17 веке- а, и, но, да); подчинительные –в 18 веке, некоторые из них устарели, вышли из употребления- нежели, абы, яко.) И т.д.
Задание на скорость –подобрать к устаревшим союзам современные синонимы). Раздать жетоны за ответы.
Произвести частичный синтаксический разбор предложения (дать общую хар-ку, выделить грамм.основу, союзы, определить тип подчинения)
Когда я сказал, что розы будут цвести все лето, если правильно срезать цветы, дети были в восторге. (тип подчинения- последовательное)
Какие еще типы подчинения вы знаете? Чем отличается последовательное подчинение от однородного? Можно ли, не меняя содержания, превратить последовательное подчинение в этом предложении в однородное? Обоснуйте ответ.
Самостоятельная работа. Графический диктант ( 3 уровня сложности)
Слайд №5 (даны предложения)
1-й уровень сложности : Составить схемы предложений, обозначить союзы.
2-й уровень сложности: В сложноподчиненных предложениях определить типы подчинения.
3-й уровень сложности: предложены 2 мини-текста.
Проанализировать рассказ первоклассника о том, как он провел выходные и этот же рассказ семиклассника. Чем они отличаются? Проанализируйте синтаксические конструкции, которые употребляет в речи один и другой мальчик. Может ли семиклассник разговаривать так же, как ученик первого класса? Почему? Сделайте выводы, оформите свои наблюдения в виде небольшого сочинения-рассуждения.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Составить рассказ из 5-7 предложений на тему « Мой любимый праздник», используя СПП и ССП. Обозначить союзы, определить тип придаточных в СПП предложениях. Объяснить знаки препинания
7. Рефлексия
Как вы думаете, какова же была тема урока? Правильно, обобщение темы «Союзные сложные предложения». Запишите её в оставленные в начале урока строчки. Чего вы добились? Какие трудности испытали, выполняя задания? Как вы думаете, где можно применить знания, полученные вами по этой теме? ( Обратите внимание на тексты задания 3-го уровня сложности в самостоятельной работе).
Посчитаем теперь жетоны, подведем итоги урока. (Коллективное выставление оценок, обмен мнениями.)
Сдайте, пожалуйста, тетради для проверки. Спасибо за урок!