Конспект урока географии на тему «Северо-Кавказский экономический район»

Урок изучения нового материала.
Тема: Северокавказский экономический район.
Класс: 9
Предмет: География
Цель урока: Определить состав экономического района.
Дать оценку ЭГП Северного Кавказа.
Структура урока
Этап урока
Скриншот окна программы Notebook

1. организация начала урока
Подготовка к уроку, настройка интерактивной доски, программного обеспечения Notebook

2.повторение знаний, необходимых для формирования умений.
Фронтальная беседа.
Определение темы урока и его задач.


3. Сообщения учащихся о субъектах входящих в состав района.
Учащиеся используют презентации.
Класс делает краткие записи в тетрадь.



4. Вывод: о составе экономического района.

Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами:
1 область, 2края, 7 республик.




Республики входили в состав Северного эк.р-на, Волго-Вятского эк.р-на.
Края впервые в изучаемом эк.р-не.

5. формирование, закрепление умений и применение их в стандартных ситуациях;
Работа с контурной картой у доски и на местах

Нанести границы района, подписать соседей, омывающие моря



6. ЭГП района
Учащиеся характеризуют ЭГП, дают оценку.




Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами. Определить черты сходства и различия.

Приморское (Каспий, Азовское море, Чёрное)
Приграничное (Украина, Грузия, Азербайджан, - Южная Осетия, Абхазия непризнанные государства)
Соседи ( Поволжский, Центрально-Чернозёмный эк. районы)
Транспортная сеть развита на равнинах в горах ж.д. только вдоль побережий
Положение на юге.
Геополитическое положение (нестабильное)


Ответы учеников ( Приморское положение имели Северный и Северо-Западный эк. р-ны. Приграничное все кроме Волго-Вятского эк.р-на).

Центральный эк. р-н имеет столичное положение, Северо-Западный имел столичное положение.
Соседи.
Геополитическое положение.
Экологическое положение.

7.домашнее задание

Параграф 34
Состав, ЭГП района.

8. самостоятельное применение знаний, умений

Работа учащихся в группах по карточкам (определить субъект РФ по описанию).





Узнайте по описанию субъект РФ и ответьте на дополнительные вопросы. Определите экономический район.
№1
1. Самая маленькая республика на Северном Кавказе с наибольшей долей русского населения. Здесь находятся курганы эпохи ранней бронзы, в которых было найдено первое изображение, напоминающее географическую карту.
1) Главная река,
2) субъект, внутри которого расположена республика,
3) столица.

№2
2. На территории республики расположена высшая точка России. Один из основных центров страны альпинизма и горнолыжного спорта.
1) Столица,
2) добываемые металлы,
3) высшая точка.

№3
3. Считается, что здесь проживает более 130 народностей. Очень высокие показатели коэффициента естественного прироста населения. Столица крупный порт самого большого озера в мире.
1) Столица,
2) древний город-порт, основанный в 438 г.,
3) населённый пункт в котором похоронен С.Г.Гмелин.
№4
4. Третий по численности населения субъект РФ. Крупнейший сельскохозяйственный район с единственным в РФ уголком субтропиков.
1) Крупнейший нефтеналивной порт,
2) главный санаторно-курортный район страны,
3) мелкое море на северо-западе субъекта.

№5
5. С/х край на одноименной возвышенности и в предгорьях Кавказа. Минеральные воды, лечебные грязи и живописные ландшафты региона основа знаменитого санаторно-курортного района.
1) Город, давший название лечебной минеральной воде,
2) природная зона,
3) озеро на северной границе, по которому проходит условная граница между Европой и Азией.
№6
6. Название республики отражает имена проживающих здесь двух горских народов, относящихся к разным языковым семьям.
1) Всемирно известные горные курорты,
2) языковая группа первого в названии народа,
3) столица.

15