Конспект урока по русскому языку по теме: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы.


Русский язык
1 класс
Почему слова, которые звучат одинаково,
написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы. Цель: научить детей распознавать, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда – с большой; повторить написание большой буквы в именах собственных.
Познавательные УУД: нахождение путей выхода из проблемной ситуации; развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами; сотрудничество учеников в паре, планирование  совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других.
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
Личностные УУД: формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать свои и чужие действия.
Ход урока
I.                  Организационное  начало.
- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы на уроке.
II.               Минутка чистописания.
- Запишите в тетрадях число, «классная работа».
- Написание каких букв мы сегодня повторим? (м, л)
- Почему м и л написаны на одной строке? Что между ними общего? (Показать написание букв на доске)
- Для чего нам может быть нужна заглавная М? (В именах собственных, в начале предложения)
- Напишите 1 раз Мм.
- Заглавная или строчная буква нужна для написания слова Марина? (М). Напишите М 1 раз.
- Какая буква нужна для записи слова мимоза? (м) Напишите 1 раз.
- Продолжите закономерность до конца строки. Ровно старайтесь держать спину.                                                                                          
III.           Работа со словарными словами.
- Отгадайте словарные слова. Возьмите ударный слог в слове море, твёрдый звук в слове соль, первый слог в слове квакушка. Какое слово получилось? (Москва)
- Прочитаем по слогам, теперь с ударением. Какое опасное место заметили?
- Возьмите первый слог в слове Родина, первый звук в слове стоп, ударный слог в слове осина, последнюю букву в алфавите (я). (Россия)
- Прочитайте слово по слогам, с ударением. Какие здесь опасные места?
- Как связаны между собой слова Москва и Россия?
- Составьте предложение.
- Запишем предложение, выделяя опасные места. (Москва – столица России.)
IV.           Актуализация знаний.
- Вспомните, какую тему мы изучаем? (Большая буква в именах собственных)
- Какие слова относятся к именам собственным?
- Как пишутся имена собственные?
- Приведите примеры.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Значение каких слов не знаете?
- Какие буквы пропущены?
- Какие слова не подходят к нашей теме?
Ч.па, Кос.тя, строч.ка, Ал.пы, с.ловей, Ил.я, пуш.стый, Печ.кин.
(стереть с доски лишние слова)
- Запишем оставшиеся слова, выделяя орфограммы зелёным цветом.
- Подчеркните большую букву в именах собственных.
V.               Постановка проблемы, сообщение темы урока.
- Вставьте букву Р. 1 вариант - запишите имена собственные. 2 вариант – запишите слова, которые пишутся с маленькой буквы.
.ифма.ая.оманова.ека.оза.ыжик- Посмотрите, какие слова записал ваш сосед. Сравните со своими словами.
- Что вы заметили?
- Какие слова у 1 варианта?
- Какие слова у 2 варианта?
- Какие слова оказались у 1 и 2 варианта? (Роза, Рыжик) 
- Что общего у пар слов? (Одинаково произносятся)
- Чем отличаются?
- С какими словами будем работать на уроке? (Со словами, которые одинаково произносятся, а пишутся по-разному)
- Что должны будем научиться различать?
ФизминуткаVI.           Открытие новых знаний.
- Докажите, что первый вариант был прав, когда записал слова Роза, Рыжик с большой буквы.
- Докажите, что второй вариант был прав, когда записал слова роза, рыжик с маленькой буквы.
- Посмотрите на картинки.
зелёная петрушка
попугай Петрушка
- Какие слова произносятся одинаково?
- Почему в первом словосочетании слово «петрушка» написано с маленькой буквы?
- Почему во втором словосочетании слово «Петрушка» с большой буквы?
- Объясните, почему слово «ночка» написано по-разному.
тёмная ночка                                      корова Ночка
- От чего зависит, какую букву будем писать?  
VII.        Первичное закрепление.
- Придумайте и запишите словосочетания, чтобы было понятно, с какой буквой надо писать слово. (Слова: мишка, Мишка, шарик, Шарик).
друг Мишка                    воздушный шарик
плюшевый мишка           пёс Шарик
-  Подчеркните большую букву в именах собственных.
VIII.    Работа в группах.
- Найдите в карточке одинаково звучащие слова. Объясните, какую букву надо написать – большую или маленькую.
1) (С, с)аша   (С, с)кворцов   смастерил домик для  (С, с)кворцов.
(К,к)оля  (А,а)рбузов  купил  5  (А,а)рбузов.
2) (В, в)ася   (Р, р)ыбаков  был на пруду у (Р,р)ыбаков.
(С, с)аша   (С, с)кворцов   смастерил домик для  (С, с)кворцов.
3) В саду у (Л, л)илии  растут (Л, л)илии.
(В, в)ася   (Р, р)ыбаков  был на пруду у (Р,р)ыбаков.
4) Прибежали в город (Л, л)ьвов  25 весёлых (Л, л)ьвов.
В саду у (Л, л)илии  растут (Л, л)илии.
5) (К,к)оля  (А,а)рбузов  купил  5  (А,а)рбузов.
Прибежали в город (Л, л)ьвов  25 весёлых  (Л, л)ьвов.
- Расскажите, почему выбрали заглавную или строчную букву?
IX.          Применение знаний (самостоятельная работа).
1)    - Придумайте и запишите 2 предложения, чтоб одно и то же слово в них  писалось по-разному. (Снежок, снежок. Пушок, пушок.)2)    – Придумайте, вспомните, какие слова могут быть написаны и с большой, и с маленькой буквы.
X.               Итог урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Как отличить, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда с большой?
- Поднимите руку, кому на уроке сегодня всё было понятно?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым интересным?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Выберите смайлик, цвет которого характеризует вашу работу на уроке.
       - Спасибо за работу, вы сегодня очень хорошо работали.