Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль Почему отношения между людьми складываются по-разному?


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (5-6 классы)
Название модуля «Почему отношения между людьми складываются по-разному?»
Разработчик модуля Еременко Елена Александровна
Модель - Монопредметная- Межпредметная- Комплесная
Цель и задачи модуля Цель: познакомить обучающихся на конкретных примерах с различными социальными группами, местом человека в них.
Задачи:
1. Дать представление о том, какую роль играет дружба в жизни подростка; познакомить с особенностями дружбы в подростковом возрасте; показать отличия дружбы от товарищества и приятельства; раскрыть значение понятий дружба, приятели, ровесники
2. Способствовать осознанию значимости социальных норм и санкций, важности взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе.
3. Стимулировать проявление у обучающихся инициативы, лидерских качеств.
4. Использовать возможности модуля для осознания обучающимися ответственности за свои решения и поступки, выбор товарищей и занятий, оценки собственного отношения к людям из других групп.
5.Дать представление о том, какую роль труд играет в жизни каждого человека, показать взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работника.
Форма проведения Очная
Дистанционная
Очно-дистанционная
Педагогические технологии,
используемые площадки Используемые площадки Педагогические технологии
СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 310, 311, 312, 314, кабинеты Технология проблемного обучения, технология критического мышления, сетевой образовательный модуль, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии
Объем учебного времени
Структурные блоки модуля
Реализаторы/
кол-во академических часов
Учитель Педагогический работник лагеря Экскурсовод
Предметный блок 4 - -
Практический блок 1 1 -
Презентационный блок 1 - -
Хронометраж Блок Тема Мето проведения Проводит 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Предметный блок Самообразование и самоорганизация.
СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 310 кабинет
Учитель обществознания 9.00 – 9.25
(15.00 – 15.25) 9.30 –
9.55
(15.30 –
15.55)
10.00-
10.25
(16.00 – 16.25) 10.30 –
10.55
(16.30 –
16.55)
Одноклассники, сверстники и друзья СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 311 кабинет Педагогический работник детского лагеря 9.30 –
9.55
(15.30 –
15.55) 10.00-
10.25
(16.00 – 16.25) 10.30 –
10.55
(16.30 –
16.55) 9.00 – 9.25
(15.00 – 15.25)
Труд – основа жизни СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 314 кабинет Педагогический работник детского лагеря 10.00-
10.25
(16.00 – 16.25) 10.30 –
10.55
(16.30 –
16.55) 9.00 – 9.25
(15.00 – 15.25) 9.30 –
9.55
(15.30 –
15.55)
Человек в группе СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 312 кабинет психолог 10.30 –
10.55
(16.30 –
16.55) 9.00 – 9.25
(15.00 – 15.25) 9.30 –
9.55
(15.30 –
15.55) 10.00-
10.25
(16.00 – 16.25)
Продуктивный блок
С какой группой тебе по пути СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 311 кабинет Учитель обществознания
11.00-11.30 (17.00-17.30)
Презентационный блок Учимся взаимодействовать с окружающими ФГБОУ «Артек», детский лагерь Учитель обществознания В лагере
Категория обучающихся (возрастной коридор) Обучающиеся 5-6 классов
(1-ый коридор)
Предмет (группа предметов) Обществознание
Предметная область Из календарно-тематического планирования
Раздел (блок, тема) Кол-во часов (план) Кол-во часов (факт) Форма реализации Место проведения РеализаторОбществознание Предметный блок:
Самообразование и самоорганизация. 1 Ролевая игра. Опрос, интервью. СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 310 кабинет Учитель обществознания
Предметный блок: Одноклассники, сверстники и друзья 1 Наблюдение, опрос, интервью, ролевая игра
СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 311 кабинет Педагогический работник детского лагеря
Предметный блок :Труд – основа жизни 1 Опрос, анкетирование, интервью СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 314 кабинет Педагогический работник детского лагеря
Предметный блок:
Человек в группе 1 тренинг СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 312 кабинет психолог
Продуктивный блок:
С какой группой тебе по пути 1 Практическое занятие, ролевая игра СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 311 кабинет Учитель обществознания
Презентационный блок:
«Учимся взаимодействовать с окружающими» 1 Презентация результатов ФГБОУ «Артек», детский лагерь Учитель обществознания
Дополнительное образование Раздел (блок, тема) Кол-во часов (план) Кол-во часов (факт) Форма реализации Место проведения
- Психологическая служба Раздел (блок, тема) Кол-во часов (план) Кол-во часов (факт) Форма реализации Место проведения
Тренинг: «Человек в группе» Предметный блок: «Человек в группе» 1 тренинг СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/ 312 кабинет
Состав рабочей группы: Направления деятельности (задачи)
1. Учитель
Разработка модуля, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов
2. Координатор Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров.
3. Педагогический работник детского лагеря Сопровождение обучающихся в процессе проектирования и создания продукта (практический блок), помощь в формировании детских групп и организации их работы, проведение презентационных мероприятий (представление продуктов, являющихся результатами обучения), участие в рефлексии и презентации творческих продуктов, участие в оценивании метапредметных и личностных результатов, связанных с организацией группового взаимодействия, оценкой вклада отдельных участников группы в общий результат. Создание информационно-образовательного обеспечения модуля и организация деятельности в ней.
4. Психолог Сопровождение обучающихся в процессе познания самого себя, проблемы выбора профессии. Помощь в формировании своей точки зрения на выбор стратегии поведения в определенной группе
5. Методист Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля. Редактирование технологических карт.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Партнеры модуля (внутренние сореализаторы) Тема встречи Кол-во часов Форма проведения Результат
1. Педагогический работник лагеря Роль вожатого в реализации модуля и проведение
Этапов «Одноклассники, сверстники, друзья», «Труд –основа жизни» 1 Консультация. Инструктаж Методический и организационный инструктаж педагогических работников лагеря, знакомство с программным содержанием.
2. Психолог Проведение тренинга «Человек в группе» в рамках модуля 1 Совместное планирование этапа модуля Организация и проведения тренинга
Партнеры модуля
(внешние сореализаторы) Тема встречи Кол-во
часов Форма проведения Результат
- Материально-техническое сопровождение Назначение Кол-во
1. Расходные материалы, бумага А4. Маршрутные листы. Дидактический и раздаточный материал на каждую группу. Индивидуальные задания. 1 упаковка.
2. Ватманы Подготовка презентационного плаката 10 листов
3 Фломастеры, цветные карандаши, ластик, точилка Реализация проектного блока 4 комплекта на лагерь
Дополнительное сопровождение Назначение
Транспортное обеспечение Транспортировка к месту проведения модуля (из расчёта: 1 группа – автобус): от лагеря до школы (детские лагеря Лазурный, Кипарисный)
Информационное обеспечение -
Продукт(ы) по результатам выполнения модуля Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося
1. Составление алгоритма работы «Как работать над самообразованием?»
2. Коллаж «О нас и нашем классе» Коллективная работа по группам по созданию презентации (с использованием материалов, полученных в ходе занятий)
3. Составление буклета «Наши правила» Групповая работа по составлению правил, по которым живёт класс.
4. Составление кодекса дружбы нашего класса Выполнение заданий по группам и отображение результатов на ватмане.
Критерии оценки результатов Устный ответ.
последовательный, полный, логичный ответ на поставленный вопрос (максим. бал - 5);
фактическое знание материала по теме (максим. бал - 5);
умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (максим. бал - 5);
умение аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы. (максим. бал - 5);
степень осознанности и понимания, изученного (максим. бал - 5);
работа в группе по созданию презентации, буклета, плаката (максим. бал-5)
28-30 баллов – оценка «отлично»
27-21 балл – оценка «хорошо»
20-17 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 16 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Кол-во баллов, полученных обучающимся за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.
Тестирование.
Критерии оценок:
«5»: 80 – 100  % от общего числа баллов)
«4»: 70 - 75 %)
«3»: 50 - 65 % 
Критерии оценки буклета «Наши правила», коллажа «О нас и нашем классе» , «Как работать над самообразованием?», «кодекса дружбы нашего класса»
1.Наличие названия. (1 )
2.Имя автора( группа авторов). (1)
3.Цель.(1)
4.Публикация должна отражать тему исследования основополагающий вопрос. (1-3)
5.Короткие заголовки, цитаты. (1-3)
6.Полезная информация. (1-5)
7.В меру использование рисунков. (1-5)
8.Эстетичность оформления.(1-5)
19-16 баллов – оценка «отлично»
15-11 баллов – оценка «хорошо»
10-7 баллов – оценка «удовлетворительно»
Менее 5 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Формы контроля результатов Анализ соответствия смысловой нагрузки творческого задания заявленной теме
Тестирование
Наблюдение, опрос
Краткое описание модуля
Сетевой образовательный модуль проходит в форме исследования и поиска ответа на вопрос: «Почему отношения между людьми складываются по-разному?». На каждом этапе используются элементы ролевой игры, исследовательской работы. В конце каждого этапа проходит рефлексия, которая в конце модуля помогает найти ответ на проблемный вопрос.
Предметный блок:
1 этап. Самообразование и самоорганизация.
Цель этапа: актуализация знаний по теме и планирование деятельности по поиску информации на вопрос: «Почему отношения между людьми складываются по-разному?» Обратить внимание на изучение социальной сферы общества. Обучающиеся знакомятся с процессом самообразования, а также практически разбирают понятия «самообразование», «самоорганизация». Составляют свой алгоритм работы над самообразованием.
2 этап. Одноклассники, сверстники и друзья.
Дать представление о том, какую роль играет дружба в жизни подростка, раскрыть значение понятий «дружба», приятели, ровесники. В результате исследования на этом этапе обучающиеся приходят к выводу, что отношения между людьми зависят от интересов и целей. Каждый человек выстраивает свои отношения с другими людьми в зависимости от своих личных интересов(желаний) и целей. Которые он ставит перед собой в определенной ситуации. Из-а несовпадения интересов между людьми возникают отношения конфликта, который придётся разрешать. Межличностные отношения складываются по-разному, потому что у людей различные интересы и цели. Ребята рассматривают примеры межличностных отношений из жизни класса.
3 этап. Труд – основа жизни
На этапе обучающиеся получают представление о роли труда в жизни человека, почему труд оценивается по-разному, выявляется взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работников.
4 этап. Человек в группе.(проходит в форме тренинга)
Обучающиеся на конкретных примерах знакомятся с различными социальными группами, местом человека в них, групповыми нормами и санкциями. Осознают значимость социальных норм и санкций, важность взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе. Используются возможности темы для осознания обучающимися ответственности за свои решения и поступки.
Продуктивный блок: «С какой группой тебе по пути»
В результате участие в модуле обучающиеся приходят к выводу, что межличностные отношения складываются по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры. Групповая работа по выполнению заданий: презентация «О нас и нашем классе», составление памятки «Наши правила», составление кодекса дружбы нашего класса
Презентационный блок: «Учимся взаимодействовать с окружающими»
Творческая защита и презентация своих работ.
По итогам модуля обучающийся будет иметь следующие результаты:
Предметные: обучающиеся научатся характеризовать дружбу в подростковом возрасте; объяснять, что мешает дружбе и что ей помогает, различать понятия друг, товарищ, сверстник. Обучающиеся научатся различать виды труда, понимать значение трудовой деятельности для личности и общества. Раскрывать смысл основных понятий «образование», «самообразование», «межличностные отношения», «малая группа». Понимание и объяснения связи, взаимоотношений между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём.
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий, выстраивать последовательность необходимых операций
Личностные: формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения; формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей. Действовать в пределах норм нравственности и права.