Исследование на тему: Почему дети учатся по — разному.


Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Психология»
Почему дети учатся по – разному.
Автор: Джаксубаева Алина
ученица 3 класса
ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка
м. р. Приволжский
Руководитель: Дмитриева Людмила Васильевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка
м. р. Приволжский
г. Чапаевск, 2016г.
Введение……………………………………………………………………….3с.
ГЛАВА I. ПОЧЕМУ ДЕТИ УЧАТСЯ ПО - РАЗНОМУ
§1.Понятие «неуспевающие»………… ………………………………….…5с.
§2. Факторы, влияющие на успеваемость……………………………………6с.
II глава. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
§1. Описание выборки и диагностических методик…………………….......8 с.
§2. Исследовательская работа………………………………………………..8 с.
§3. Наши рекомендации………………………………………………………12 с.
Заключение …………………………………………………………………...14с.
Список использованных источников……………………………………........15с.
Приложение……………………………………………………………………16 с.
Введение
В каждом классе, в каждой школе дети учатся по-разному. Одни учатся успешно, другие не учат уроки, ходят растрепанные, расхлябанные, почти всегда себя плохо ведут, с ними сложнее общаться и учителям, и ровесникам. Почему так происходит? Называются разные причины неуспеваемости: лень, равнодушие, неумение сосредоточиться, недостаток контроля. Но мне кажется, что не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Актуальность темы
Часто приходится слышать фразу: «Будешь плохо учиться – пойдёшь в дворники». Я понимаю, что родителям и учителям хочется, чтобы дети хорошо учились, вот и пугают малоперспективной работой в будущем. И я задалась вопросом: «Почему в школах учатся по - разному?» Ответ на этот вопрос и составил мою исследовательскую работу. Данную тему считаю актуальной для исследования, так как эта проблема является важной для понимания проблем современных детей.
Я и многие мои друзья учимся хорошо, нас объединяют общие интересы. Так почему некоторым моим одноклассникам, наоборот, учиться не интересно? Казалось бы, сейчас нам предоставлены все условия для учебы: много учебников и пособий, энциклопедий, технических средств для освоения учебного процесса, интернет и так далее. Поэтому, данную тему для исследования считаю актуальной. К ней необходимо привлечь внимание.
Объект исследования: учащиеся 3 класса ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка. Учеников нашего класса разделили на три экспериментальные группы: отличники (в дальнейшем группа №1), хорошисты (в дальнейшем группа №2), троечники (в дальнейшем группа №3).
Предмет исследования:
причины плохой успеваемости школьников.
Цель исследования: выяснить, какие факторы влияют на успешность учёбы.
Гипотеза исследования: если знать причины плохой учебы школьников, можно будет сократить число неуспевающих учеников.
Задачи исследования:
1.Научиться обрабатывать информацию и представлять в различных видах (текст, диаграммы)
2.Научиться анализировать данные, обобщать информацию.
3.Проверить выдвинутые гипотезы.
4.Разработать советы ученикам и родителям по повышению успеваемости.
Методы исследования:
- изучение литературы,
- наблюдение,
- анкетирование,
- тестирование.
База исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №1 села Обшаровка, м п. Приволжский, Самарской области. Выборку составили 15 учеников 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Источники
В основу исследовательской работы положены различные источники. Эти источники современные, составлены современными педагогами и психологами. Их работу опубликованы на сайтах Ru.wikipedia.org, TREKO.RU, Shkola.lv, dvoechniki.html. Учебные пособия: Арт-терапия, Гельмонт А.М. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления», Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. «Психологическая диагностика развития младшего школьника»,Саляхова Л. И. Родительские собрания, «Толковый словарь Ожегова».
ГЛАВА I. ПОЧЕМУ ДЕТИ УЧАТСЯ ПО - РАЗНОМУ
§1.Понятие «неуспевающие»
Чтобы ответить на вопрос кто такие «неуспевающие»? я своё исследование начала с посещения библиотеки. Вот, что сказано об отличнике и неуспевающем в толковом словаре Ожегова С. И.
ОТЛИЧНИК — учащийся, получающий только отличные оценки. Отличники учёбы. [5, 78]
НЕУСПЕВАЮЩИЙ —учащийся, с плохой успеваемостью, отстающий в занятиях. [5,69]
А.М. Гельмонт, автор книги «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления», дал своё определение неуспеваемости». Автор выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества  учебных предметов и устойчивости отставания:
I – общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам  длительное время;
II – частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному – трем
наиболее сложным предметам (как правило, математика, русский язык);
III – неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому   предмету, относительно легко преодолеваемая. [2, 83]
В моём классе неуспевающих нет. Однако, некоторые мои одноклассники стали учиться хуже. Я сравнила данные по успеваемости за третью четверть второго класса (2014-2015 учебный год) и третью четверть третьего класса. Данные представлены в таблице1.
Таблица1
Класс На «5» На «4» На «3» На «2»
2кл 3 уч. 8 уч. 4уч. -
3кл 2 уч. 5 уч. 8 уч. -
На гистограмме показано, как уменьшилось количество отличников и хорошистов и увеличилось количество детей, имеющих в третьей четверти оценку три.
Гистограмма 1
Успеваемость за 3 четверть 2014 – 2015 и 3 четверть 2015-2016 гг.

§2. Факторы, влияющие на успеваемость
Неуспеваемость школьников или их успешность, конечно, связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых развиваются дети. Важнейшим их этих условий педагогика признает обучение и воспитание детей в школе. [6]
Почему же дети учатся в одном классе, у одних и тех же учителей, а результаты учёбы разные? Что же мешает моим одноклассникам учиться лучше? Может это такие факторы как:
-Уровень образования родителей
-Занятость в кружках и секциях
-Дисциплина на уроке
-Уровень учебной мотивации
-Настроение
Ответ на этот вопрос поможет улучшить результаты в учебе.
По каждому из этих факторов я провела анкетирование или исследование.
II глава. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
§1. Описание выборки и диагностических методик
Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе ГБОУ СОШ №1 села Обшаровка, м п. Приволжский, Самарской области. Выборку составили 15 учеников 3 класса в возрасте 9-10 лет.
В работе использовались следующие диагностические методики:
-Социальный паспорт класса
-Дневник порядка
-Анкета Н. Г. Лускановой «Уровень школьной мотивации» (Приложение 1)
-Методика «Цветограмма»
§2. Исследовательская работа
1Фактор. Уровень образования родителей.
На основе общих сведений об учащихся, родителях, а также анкетирования мы выяснили, что в нашем классе всего 7 мам и 5 пап имеют высшее образование. Причем их дети принадлежат ко всем трем экспериментальным группам.
Вывод. Высшее образование родителей не является обязательным условием успешного обучения детей.
2 Фактор. Занятость в кружках и секциях.
Было предположение, что дети плохо учатся, так как много времени тратят на занятия в кружках и секциях.
Однако такая закономерность не подтвердилась. Все дети нашего класса посещают кружки различной направленности.
3 Фактор. Дисциплина на уроке.
Мы проводили наблюдение за учениками моего класса в течение третьей четверти и ставили оценки в «Дневник порядка». Оказалось, что дисциплину нарушают учащиеся 2 и 3 группы, причём учащиеся третьей группы нарушают дисциплину чаще всего. Данные представлены в гистограмме 2 .
Дисциплина на уроке


Вывод. Дисциплина на уроке существенно влияет на успеваемость учащихся.
4 Фактор. Уровень учебной мотивации
Детям была предложена анкета Н. Г. Лускановой «Уровень школьной мотивации» [3,97] (Приложение 1).
Учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации учатся с удовольствием, осознавая необходимость получаемых в школе знаний и умений для дальнейшей жизни.
Учащиеся со средним уровнем учебной мотивации положительно относятся к школе, стараются выполнять все требования учителей, потому, что «так надо». Учащиеся с низким уровнем учебной мотивации учатся, «чтобы хвалили или не ругали родители и учителя». Данные представлены в гистограмме 3.
Гистограмма 3
Уровень учебной мотивации

Вывод. Хуже успевают те ребята нашего класса, которые имеют внешний мотив, то есть учатся не для себя, а для того, «чтобы хвалили или не ругали родители и учителя».
5 Фактор. Настроение
Настроение – отражает общее состояние переживаний человека. Настроение может быть приподнятым или подавленным.
К настроению относят скуку, печаль, страх, отчаяние, радость, надежду, увлеченность. Для достижения поставленной цели была использована методика «Цветограмма» [1, 25] , представленная в виде забора настроения, а также беседы и наблюдения.
Эксперимент проводила следующим образом, в течении недели учащимся предлагала на выбор цвета: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный. Они должны были выбрать тот цвет, который им нравится на данный момент. Основываясь на психологической характеристике цветов (зеленый - спокойное, уравновешенное настроение; красный – радостное, восторженное; желтый – светлое, приятное;; синий – грустное, неуравновешенное; фиолетовый – тревожное; черный – напряженное, полный упадок сил). Сочетание зеленого, красного, желтого цветов составляет хорошее настроение, а синий, черный и фиолетовый - плохое настроение.
Таблица настроения
№ группы Имя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Алина Д.
Арсений М.
2 Дима В.
Даша К.
Эля Я.
Павел Д.
Саша М.
Илья О.
Данила И.
Ваня Л.
Илья Д.
Настя Ш.
Саша Х.
Денис Ц.
Дима Ч.
Как видно из таблицы у учащихся 1 группы преобладает позитивное настроение. У учащихся 2 группы, настроение хорошее, однако к концу недели появляется тревожность и грусть. У учащихся 3 группы настроение в основном, грустное тревожное, а к концу недели дети утомлены и пассивны.
По данным физиологов, медиков – у человека наблюдается естественный эмоциональный спад, отмечается утомляемость. Не случайно в начале и в конце учебной недели учителя не проводят контрольные работы, а если и проводят, то отмечают результаты ниже обычных.
§3. Наши рекомендации
Как видно из исследования, на успеваемость учащихся влияют такие факторы, как «Дисциплина», «Уровень школьной мотивации», «Настроение». В связи с этим составлены рекомендации для учащихся и родителей.

Я настрой себе нашла, чтобы быть везучей:Вчера всё было хорошо, а сегодня - лучше!Повторю его сто раз, разойдутся тучи:Сегодня всё так хорошо, а завтра будет лучше!У меня всё хорошо, а будет ещё лучше!


 
-Помогите вашим детям стать внимательными.
-Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых  можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
-В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми  в различные игры, развивающие все свойства внимания.
-Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».
-Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и -внимание, воображение, быстроту мышления.
-Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом.
-Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
-Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
-В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
-Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
[4. 69]
Заключение
В ходе исследовательской работы мы выяснили, отчего зависит успешность в учёбе:1.В школьной библиотеке подобрали литературу по теме исследования.2.Узнали, от каких факторов, возможно, зависит неуспеваемость.
3.Провели наблюдение, как выбранные факторы, влияет на успеваемость.
В ходе эмпирического исследования (ведение «Дневника настроения», проведение анкетирования) убедились, что на плохое восприятие учебного материала и получение неудовлетворительных оценок влияют:
- плохое настроение;
-низкий уровень учебной мотивации;
- отсутствие дисциплины на уроках.4.Разработали рекомендации одноклассниками и родителям.
Список использованных источников
Арт-терапия / сост. и общ. ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.-320с.
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М. МГППУ, 2006. - 210 с
Саляхова Л. И. Родительские собрания. М. «Глобус», С. 119-130.
Толковый словарь Ожегова.  –М.: Оникс 21 век, 2006.
Ru.wikipedia.org, TREKO.RU, Shkola.lv, dvoechniki.html.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
—положительный ответ (3 балла)
— нейтральный ответ (1 балл)— отрицательный ответ (0 баллов)Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя ученииками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
Тест. Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
Ключ