презентация по внеурочной деятельности на тему Троица


Православные праздникиНародные традицииТроицаТроицкая неделяСемик Троица ( Пятидесятница) – сошествие Святого Духа на апостолов Евангелие Рабулы. 6 в.Белорусская икона.18 в.Архиепископская мастерская Н.НовгородаРубеж 15-16 в.в.В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»  (Деян.2:2-4).Узаконен церковью с 4 века. Православная церковная службаБлагословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе  Тропарь праздника Цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа Зеленые святки – Ярилиндень ( проводы богини весны Лели) Завивание венков Кормление дереваРяжениеКумление Расумление Срубание березы Проводы русалок ( Русалии) Поминовение усопших Хождение в жито ( изгнание из жита)Похороны КостромыОбережные обрядыБрачные обряды Почитание растительности Наступит Троица – земля травой покроется К Троице. С.Коровин.1902 г.Древний обычай заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.Я пойду к обедне плакать на цветы… С.Есенин  Красочный «святодень»Гудьба ( музыка) РяженьеХороводы и пляскиОбрядовые песни Завивание венковРяжение"Вью, вью я венок,- Завивайся, берёзонька.Вью, вью я венок,- Завивайся, кудрявая".«На гряной неделе русалки сидели,- Рано, рано.Сидели русалки на кривой берёзе,- Рано, рано.На кривой берёзке, на прямой дорожке,- Рано, рано.Просили русалки и хлеба и соли,- Рано, рано.И хлеба, и соли, и горькой цибули,Рано, рано». Кормление «Ты радуйся, белая берёза:К цебе идуць дзевки красные,Цебе несуць яешни смашные,Горелку горькую,скрыпку звонкую» Кумление «- Мы покумимся, кумушка,Вью, вью я венок,- Поцелуемся, голубушка.Вью, вью я венок» Раскумление ( развивание венков) Срубание березы ( обрядовый обход)Утопление «Завили веночки,Завили зелёныеНа годы добрые,На жито густое,На ячмень колосистый,На ячмень ресистый,На гречиху черную,На капусту белую» Русалии ( проводы русалок) Поминовение усопших Брачные обряды     "Йо, йо, березонька!                    Йо, йо, кудрявая!                    Семик честной да Троица -                    Только, только у нас у девушек,                     И праздничек!"  У нас в году два праздника:                    Семик да Троица В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза . На растущих березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно "развивали", считая, что в противном случае дерево может "обидеться" В некоторых местах березы срубали, украшали, рядили в девичью/женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб. Участники трапез, проходивших около берез устраивали ритуальное "кормление" дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника "кумой" ; ее использовали в гаданиях.