Конспект урока по литературе на тему: ««Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»


Конспект урока для 8 класса на тему: ««Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
Кимаевой Анастасии Сергеевны
Образовательная:
углубление представлений о жанровых особенностях трагедии;
раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»;
обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира.
Развивающая:
формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (музыке)
развитие познавательной активности
развитие языковых и творческих способностей учащихся
развитие речи.
познакомить учащихся с культурными и историческими справками, относящихся к художественному тексту.
Воспитательная:
способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии;
развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся;
приобщение учащихся к культурным ценностям.
Цель урока
Деятельность учителя и учащихся Средства Результаты
Предметные Метапредметные
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством У. Шекспира. Запишите число. Взгляните на доску. Я предлагаю вам два эпиграфа, прочтите их пожалуйста. Они помогут нам понять замысел драматурга и идею произведения.Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властно время.
Ребята, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке, и сделаем кластер, который поможет на разобраться в дальнейших произведениях У. Шекспира.
Давайте воспроизведем ее в тетради.
Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия?
Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.
Какая самая известная трагедия У. Шекспира? («Ромео и Джульетта»)
И так, тема нашего сегодняшнего урока ««Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»»
Давайте порассуждаем, почему Шекспир для своего произведения выбрал именно жанр трагедии.
Обратите внимание на определение трагического. Трагическое – все то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности. На доске эпиграфы:
Любовь всегда прекрасна и желанна,Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И. С. Тургенев
Кластер.
Литературоведческие и толковые словари. Умение работать с литературоведческими понятиями.
Самостоятельно формулировать тему урока.
Умение логически выстраивать свою речь Развить умение осуществлять поиск информации, вычленять необходимую информацию
Умение сопоставлять уже известную информацию с новой. Развитие умения выражать свою точку зрения.
Способствовать развитию интереса к новому учебному материалу.
Развитие речевого аппарата
3. Подготовка к анализу трагедии. Рассмотрение построение художественного текста. Ребята,
С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?
(В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы).
Давайте прочитаем пролог.
Кто знает, почему так происходит?
В древности, в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию, только в его пьесе роль хора выполнял один актер.
Где происходит действие?
(События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе).
Определите тему трагедии.
(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взросленииюных героев.)
Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?
(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина еедавно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже
давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему
льет кровь.) Беседа
Текст трагедии. 4. Анализ трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» Ребята, предлагаю вам прослушать фрагмент записи «Монтеккии Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
- Какое настроение воплощено в этой музыке? (Враждебное.)
- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?
(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующихсемейств, самые юные представители фамилий Монтекки иКапулетти.)
Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.
(Сюжет – это система событий в произведении. Элементысюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.
(Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседаБенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;
завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти изарождение любви;
кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считаясвоего возлюбленного умершим, принимает решение уйти изжизни;
развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев иавторские ремарки)
Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются подвлиянием своей любви. Зачитаем эти отрывки.
Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства сДжульеттой?
(акт 1, сцена 1- три  отрывка)
Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
(Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая неотвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
(При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщаетдевушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочьобратить внимание на молодого жениха, на что Джульеттаотвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишьединственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще недумала о любви, о браке, она спокойна.)Вспомните, сколько лет Джульетте?
(Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
Что мешает их любви?(Вражда их семейств.)
Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много икрасиво о своей любви к Розалине. Когда он встречаетдочь Капулетти, он начинает действовать. Из мечтательного юноши он превращается в смелого,мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.Джульетта меняется еще сильнее: сначала она былапокорной дочерью, теперь восстает и борется за своюлюбовь.)
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?
(Они не понимают этой вражды. Из-за грубости икровожадности кузена героини Тибальта, убившего другаРомео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным изВероны.)
Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
(Нет, так как в Тибальте он видит родственника своейсупруги и не желает ему зла.)
В чем видят герои смысл жизни?
(В любви. Они не могут оставаться друг без друга,поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимаяснадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И затвое здоровье пью, Ромео!»  Ромео перед смертью,выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)Почему погибают герои?
(Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,примирению, доброте и любви.) Фрагмент «Монтеккии Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
Литературоведческие и толковые словари.
Текст трагедии. Умение работать с литературоведческими понятиями.
Умение анализировать литературное произведение;
Понимание ключевых проблем, представленных в произведении.
Развитие умения характеризовать героев.
Умение сопоставлять уже известную информацию с новой. Развитие умения выражать свою точку зрения.
Развить умение осуществлять поиск информации, вычленять необходимую информацию;
Развить умение построения речевого высказывания в устной форме;
Развить умение работать в коллективе.
5. Подведение итогов Для подведения итогов нашей беседы, давайте обратимся к эпиграфу.
Соответствует ли он содержанию нашего урока?
(Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибельоткрыла глаза их родителям; Шекспир показал, чтолюбовь сильнее смерти.)Заключительное слово учителя
 Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.
  История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Понравилась ли вам трагедия?
По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетта.
Но, я думаю, Белла Ахмадулина предложила свой вариант заключительных строк, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Звучит музыка из мюзикла «Ромео и Джульетта» - «Счастье»
Род людской один, и он делим
Не на Монтекки и Капулетти,
Не тех, кто был убит и кто убил,
А лишь на тех, кто любит и любил…
Любовь есть гений и спасенье сердца.
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео. Стихотворение Беллы Ахмадулиной
Музыка из мюзикла «Ромео и Джульетта» - «Счастье». Развить умение анализировать литературное произведение;
Формирование собственного отношения к творчеству У. Шекспира;
Развитие умения обобщать новый материал. Сформировать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие умения работать в коллективе.
6. Домашнее задание. Написать сочинение на тему (по выбору):
«Тема любви в произведениях Шекспира»,
«Мой любимый герой в произведениях Шекспира»,
«Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии «Ромео и Джульетта».