Рабочая программа спортивно-технического направления



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МАЙМИНСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


Программа утверждена
на педагогическом совете
«___»____________ 2014г.
(Протокол № ___)
Утверждаю:______________
Директор МБОУ ДОД «ЦДТ»
А.В.Боксгорн
«___»______________2014г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Ровесник»
спортивно – технического направления




Машкова Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающих: 9-12 лет






с.Майма, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на три года. Отряд ЮИД состоит из учащихся 3-6-х классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Программа «Ровесник» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Направлена на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности. Формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка вождению велосипеда, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Цель программы:
Привлечь учащихся к пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах, воспитание у детей высокой общей культуры, коллективизма.

Задачи:
Обучающая.
Обучать детей дорожной грамотности.
Развивающая.
Развивать интерес к истории правил дорожного движения.
Воспитательная.
Воспитывать чувства значимости и сопричастности к делу, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Программа средней продолжительности. Срок реализации три года. Программа рассчитана для девочек и мальчиков в возрасте от 9 до 12лет. Занятия для детей первого и второго года обучения занятие проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 136 часа в год, третьего года обучения занятие проводятся 3 раза в неделю по 2 часа в год 204 часа.
С учетом санитарных норм рассчитанных помещения на одного ребенка не менее 4,5 м2 на 1-го учащегося по норме СанПиН для занятий. Количество детей в группе 10-12 человек первого года обучения, 8-10 человек второго и третьего года обучения. По нормам СанПиН продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа. После 45 мин занятий перемена продолжительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений.
По уровню подготовленности:
группа I года обучения – начальный уровень
(начало систематических занятий в выбранном виде деятельности),
группа II года обучения – уровень освоения деятельности
(полный объём ЗУН в выбранном виде деятельности),
группа III года обучения – уровень совершенствования
(углубленное изучение в данном виде деятельности),
По признаку функционального назначения программа – общеразвивающая, т.е. направленная на расширение кругозора детей, по пропаганде ПДД.
По тематической направленности – интегрированная (отражающая процесс образования по нескольким взаимосвязанным направлениям деятельности: Занятия в творческом объединении делятся на 2 части: теории изучение ПДД, практики (учебно-тренировочные занятия, выполнение заданий на компьютере, фигурное вождение велосипеда). По итогам пройденных тем будет проводиться закрепление изученного материала. Дети примут участие в конкурсных программах «Знатоки дорожного движения», в конкурсе детского рисунка «По безопасным дорогам в безопасный мир»,
Всероссийской акции «Внимание дети», рейдах с пропагандой ПДД, агитбригаде с предупреждением детского дорожного травматизма, в районных соревнованиях «Безопасное колесо», и другие.
На занятиях ребята творческого объединения узнают:
- историю автотранспорта,
- сигналы регулировщика,
- оказать первую медицинскую помощь,
- научатся применять навыки фигурного вождения.
Методика проведения занятий: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры. Всё изученное будет способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, логического мышления, внимания, собранности, быстрой ориентации и адекватной оценки в той или иной ситуации.
Теоретические занятия предполагают наличие наглядного материала: плакаты, схемы, рисунки, ручки, тетради, брошюры по Правилам дорожного движения. Оборудование для учебно-тренировочных занятий: дорожные знаки, велосипеды, тренажеры.
Программа направлена на гармонично развитую личность, как гражданина России, через изучение её правовой, государственной систем, правил дорожного движения. И предусматривает, воспитание доброты, милосердия, бережного отношения к природе, любви к Родине, культуре и истории своего и других народов, воспитание уважения к ратному труду, выбор будущей профессии, формирование навыков к действиям в экстремальных условиях. «Ровесники» на занятиях усвоят историю автомототранспорта, приобретут навыки фигурного вождения, изучат жесты регулировщика, оказывать первую медицинскую помощь и многое другое. После прохождения учебных разделов формой итога является: зачеты в форме тестирования, деловые игры, конкурсные развлекательные программы соревнования. Ребята, показавшие наилучший результат, примут участие в районном соревновании юных велосипедистов «Безопасное колесо», учащиеся закрепят приобретенные знания, умения и навыки!
После каждой пройденной теме по программе проводится срез знаний по пройденным темам в виде тестов, зачетов, индивидуальных опросов, с использованием ИКТ. Также проводится мониторинг результатов обучения ребенка в начале года затем в конце года. Мониторинг - (от англ. monitor - контролироватъ, проверять). Разработан индивидуальный дневник учета результатов обучающихся по программе.
Для более полной реализации программы, углубленного изучения ее разделов, на занятия будут приглашаться специалисты:
- сотрудники медицинской службы,
- сотрудники ГИБДД,
- психолог,
- педагоги дополнительного образования.
Занятия осуществляет педагог дополнительного образования Машкова Ирина Юрьевна I КК стаж работы 17 лет по данному направлению работает 6 лет. Занятие проводятся в оснащенном кабинете МБОУ ДОД «ЦДТ», ул.Советская, 49.
К концу 1 года обучения ребята будут знать: движение пешехода, правильно переходить проезжую часть дороги, читать дорожные знаки, комплектация аптечки.
уметь: переходить дорогу в не пешеходного перехода, распределять дорожные знаки по группам, доврачебная медицинская помощь, фигурное вождение велосипеда.
На 2 году обучения занятия начинаются со 2 сентября, так как районный конкурс «Безопасное колесо», проходит в начале октября. Формируется команда 2 девочки и 2 мальчика. По итогам среза знаний и зачетов ДД, медицине и фигурному вождению.
уметь: самостоятельно распределять дорожные знаки по группам, правила по ДД, дорожные ситуации, доврачебную помощь, фигурное вождение велосипеда, ориентироваться в жестах регулировщика.
К концу 3 года обучения ребята будут знать: правила ПДД, аптечку.
уметь: решать задачи по дорожным ситуациям, ориентироваться в жестах регулировщика, оказание медицинской помощи, фигурное вождение велосипеда.
Форма подведения итогов: срез знаний, тестирование, зачёты, практикумы, мониторинг.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 группа, I года обучения

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе



Теоретические занятия
Практические занятия

Раздел 1.
- Вводное занятие

2
2
-

Раздел 2.
- Улица. Движение. Безопасный путь




10
8

2



Срез знаний по пройденной теме
2
2
-

Раздел 3.
- История дорожного движения
- Дорожные знаки



18
10
8

Срез знаний по пройденной теме
2
2
-

Мониторинг результатов ребенка


Раздел 4.
- Правила оказания первой медицинской помощи



28


10
18

Срез знаний по пройденной теме
2

-

Раздел 5.
- Фигурное вождение



16
-
16

Срез знаний по пройденной теме
2
2
-

Раздел 6.
- Изучение экзаменационных билетов по ПДД

26
6
20

Срез знаний по пройденной теме
2
2
-

Раздел 7.
- Индивидуальные занятия
12
12
-

Мониторинг результатов ребенка


Раздел 8.
Экскурсии, рейды, агитбригады

12
6
6

Раздел 9.
Итоговое занятие
2
1
1

Всего часов:

136
74
62


Содержание программы:

1. Вводное занятие (2ч.)
Пропаганда правил дорожного движения.
Статистические данные по РА.
Знакомство с газетой ДДД.
Техника безопасности на улице и в кабинете.

2. Улица, движение (12ч.)
Особенности движения транспорта и пешеходов в селе. Основные правила поведения на дороге. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Научить учащихся пользоваться общественным транспортом и правильному поведению на дороге. Викторина «Пассажир».
Элементы улиц и дорог. Понятие перекрестка и его видов. Сформировать четкое представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации - «ловушки» могут подстерегать пешехода. Научить правильному поведению при ДТП. Закрепить знания правил пользования пассажирским транспортом.
Представление о перевозке учеников на грузовых машинах, как о крайней необходимости. Викторина «Пассажир». Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении, научить ухаживать за велосипедом. Путевой инструмент, насос. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значения для регулирования движения транспорта; Научить пользоваться разметкой и ориентироваться в движении. Объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Объяснить всевозможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в темное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу.
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Содержание автомобильной Аптечки. Дать понятие об остановочном пути автомобиля. Тормозной путь автомобиля. Оборудование: Плакаты-буклеты; Самостоятельная работа: задания по ДД. Участие в районном конкурсе «Знатоки дорожного движения».

3. История дорожного движения. Дорожные знаки (20ч.)
Понятие светофора.
Первые светофоры.
Научить читать сигналы светофора.
Закрепить знания о различных видах светофоров.
Познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков, научить читать дорожные знаки. История создания отрядов ЮИД.
Группы дорожных знаков: Предупреждающие, Запрещающие, Знаки сервиса, Информационно указательные, Знаки приоритета,
Структура и организация отрядов ЮИД. Конкурсная - развлекательная программа «Счастливый случай». Закрепить полученные знания по правилам и истории дорожного движения, театрализованное представление
«Уважай светофор». Разучить сценарий и выступить перед дошкольниками и школьниками младшего возраста.

4. Правила оказания первой медицинской помощи (30ч.)
Первая помощь себе и другу.
Ожог, ушиб, вывих, отравление, солнечный удар, обморок, искусственное дыхание.
Обязанности человека, оказывающего первую помощь.
Дать понятие кровотечения.
Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок.
Оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Дать понятие травмы.
Дать представление о переломах.
Оборудование: шины, бинты, подручные материалы.
Раскрыть понятие о четырех основных видах повязок.
Способы наложения повязок.
Дать понятие о видах шока.
Транспортировка пострадавшего при шоке.
Обезболивающие средства при шоке.

5. Фигурное вождение (18ч.)
В течение учебного года научить езде на велосипеде с использованием тренажеров:
Восьмерка;
Перевоз груза;
Слалом;
S образная;
Узкий проезд;
Цепочка;
Остановка на контрольной линии между колесами;
Движение на велосипеде в « Автогородке», с регулировщикам:

6. Изучение экзаменационных билетов по правилам дорожного движения (28ч.)
Рассмотрение и решение экзаменационных билетов по ПДД. Обучающие занятие на компьютерах по дорожным ситуациям и ПДД, тестирование.

7. Индивидуальные занятия
Дополнительные индивидуальные занятия с обучающимися творческого объединения. Для более углубленного изучения интересующих тем по мнению учащихся.

8. Экскурсии (12ч.)
1. Краеведческий музей г.Горно-Алтайск
2. Агитбригады
3. Музей МВД
4. Районный отдел ГИБДД
5. Республиканский отдел ГИБДД
5. Таможня
6. Поход на берег Катуни
7. Бассейн г.Горно-Алтайск
8. Конкурсы, мероприятие в МБОУ ДОД «ЦДТ»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 группа, II - III года обучения

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе



Теоретические занятия
Практические занятия

Раздел 1.
Вводное занятие

2
2
-

Раздел 2.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо»





18
7

12




Мониторинг результатов ребенка


Раздел 3.
Школа безопасности

14
6
8

Срез знаний по пройденной теме
2
2
-

Раздел 4.
Сигналы регулировщика

8


2
6

Срез знаний по пройденной теме
2
-
2

Раздел 5.
Дорожные знаки
22
8
14

Срез знаний по пройденной теме
2
2
-

Раздел 6.
Доврачебная помощь




32


10
22

Срез знаний по пройденной теме


2
2
-

Раздел 7.
Фигурное вождение



32
-
34

Срез знаний по пройденной теме
2
-
-

Раздел 8.
Тестовые билеты по ПДД
28
18
10

Срез знаний по пройденной теме
2
2
-

Раздел 9.
Индивидуальные занятия

18
6
12

Мониторинг результатов ребенка


Раздел 10.
Экскурсии, рейды, агитбригады

16
-
16

Раздел 11.
Итоговое занятие
2
1
1

Всего:

204
67
137


Содержание программы:

1. Вводное занятие (2ч.)
Пропаганда правил дорожного движения.
Статистические данные по РА.
Знакомство с газетой ДДД.
Техника безопасности на улице и в кабинете.

2. Подготовка к районному соревнованию «Безопасное колесо» (18ч.)
Формирование команды из обучающихся творческого объединения 2 девочки и 2 мальчика. По итогам среза знаний и зачетов ДД, медицине и фигурному вождению. Индивидуальные занятия на компьютере.
- Закрепление навыков фигурного вождения,
- Экзаменационные билеты,
- Доврачебная помощь.

3. Школа безопасности (16ч.)
Особенности движения транспорта и пешеходов в селе. Основные правила поведения на дороге. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Научить учащихся пользоваться общественным транспортом и правильному поведению на дороге. Викторина «Пассажир».
Элементы улиц и дорог. Понятие перекрестка и его видов. Сформировать четкое представление о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации - «ловушки» могут подстерегать пешехода. Научить правильному поведению при ДТП. Закрепить знания правил пользования пассажирским транспортом.
Представление о перевозке учеников на грузовых машинах, как о крайней необходимости. Викторина «Пассажир». Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении, научить ухаживать за велосипедом. Путевой инструмент, насос. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значения для регулирования движения транспорта;
Научить пользоваться разметкой и ориентироваться в движении. Объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Объяснить всевозможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в темное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу. Содержание автомобильной Аптечки. Дать понятие об остановочном пути, автомобиля. Тормозной путь автомобиля. Оборудование: Плакаты-калькуляторы; Самостоятельная работа: рассчитать остановочный путь автобуса. Участие в районном конкурсе «Знатоки дорожного движения».

4. Сигналы регулировщика (10ч.)
Правил. Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

5. Дорожные знаки (24ч.)
История дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков, научить читать дорожные знаки.
Группы дорожных знаков: Предупреждающие, Запрещающие, Знаки сервиса, Информационно указательные, Знаки приоритета,

6. Доврачебная помощь (34ч.)
Первая помощь себе и другу:
Ожог, ушиб, вывих, отравление, солнечный удар, обморок, искусственное дыхание.
Обязанности человека, оказывающего первую помощь. Дать понятие кровотечения.
Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Дать понятие травмы. Травмы, часто встречающиеся при ДТП. Дать представление о переломах.
Оборудование: шины, бинты, подручные материалы.
Раскрыть понятие о четырех основных видах повязок.
Способы наложения повязок.
Объяснить тяжесть черепно-мозговых травм и их последствий, рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей).
Дать понятие о видах шока. Транспортировка пострадавшего при шоке.
Обезболивающие средства при шоке.

7. Фигурное вождение. (34ч.)
В течение учебного года научить езде на велосипеде с использованием тренажеров:
Восьмерка;
Перевоз груза;
Слалом;
S образная;
Узкий проезд;
Цепочка;
Остановка на контрольной линии между колесами;
Движение на велосипеде в «Автогородок» с регулировщикам:

8. Тестовые билеты (30ч.)
Рассмотрение и решение экзаменационных билетов по ПДД. Обучающие занятие на компьютерах по дорожным ситуациям и ПДД, тестирование.

9. Индивидуальные занятия. (18ч.)
Индивидуальные занятия с обучающимися творческого объединения. Для более углубленного изучения интересных тем, по мнению учащихся.
Закрепление навыков фигурного вождения
Экзаменационные билеты
Доврачебная помощь

10. Экскурсии. (16ч.)
1. Краеведческий музей г.Горно-Алтайск
2. Агитбригады
3. Музей МВД
4. Районный отдел ГИБДД
5. Республиканский отдел ГИБДД
5. Таможня
6. Поход на берег Катуни
7. Бассейн г.Горно-Алтайск
8. Конкурсы, мероприятие в МБОУ ДОД «ЦДТ»

11. Итоговое занятие. (2ч.)
Подведение итогов за год. Награждение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия творческого объединения «Ровесник» предусматривают теоретическую и практическую части. С воспитанниками будут проведены беседы, на которых дети ознакомятся с техникой безопасности, правилами поведения в той или иной ситуации.

Занятия по темам 2: «Улиц. Движение»
Форма занятия: беседа, лекция.
Познакомятся с правилами поведения на улице, дороги, безопасный путь до дома.

Занятия по темам 3: «История дорожного движения»
Форма занятия: беседа, доклад.
Познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков, научить читать дорожные знаки. История создания отрядов ЮИД.

Занятия по темам 4: « Сигналы регулировщика»
Форма занятия: беседа, практикум.
Правил. Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Занятия по темам 5: «Оказание первой медицинской помощи»
Форма занятия: беседа, практикум.
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в ДТП: как правильно сделать перевязку, наложить шину, сделать искусственное дыхание, оказать помощь при травме, переломе, отравлении.

Занятия по темам 6: «Фигурное вождение»
Форма занятия: практикум.
Отрабатывать навыки езды на велосипеде.

Занятия по темам 7: «Изучение экзаменационных билетов по ПДД »
Форма занятия: теста, ИКТ.
Тема будет проведена в виде лекций, проверка пройденных тестированием, практические занятия по решению задач по ПДД в виде уроков практикумов.

Занятия по темам 8: «Индивидуальные занятия»
Форма занятия: теста, практикум, ИКТ.
Индивидуальная работа запланирована для подготовки к районным конкурсам и соревнованиям, а также для углубленного рассмотрения некоторых тем с отдельными учащимися (командой).
По итогам среза знаний и зачетов ДД , медицине и фигурному вождению.
- Закрепление навыков фигурного вождения,
- Экзаменационные билеты,
- Доврачебная помощь.

Занятия по темам 9: «Экскурсии, рейды»
Проводятся в течение всего учебного года согласно запланированному количеству часов. Походы на природу, в музей, в ГИБДД, таможню.

Оборудование, используемое на занятиях:
Плакаты по ПДД;
Плакаты по оказанию медицинской помощи;
Брошюры по ПДД, экзаменационные билеты;
Газета ДДД;
Ватманы для участия в конкурсах детского рисунка;
Сценарии театрализованных представлений;
Игры:
«Собери знак»,
«Узнай марку автомобиля»,
«Собери автомобиль»
Велосипед;
Тренажеры;
Аптечка.


Список используемой литературы:
Бахарев В.М. Уроки по ДД . ЗАО - М., 2010.
Белая К.Ю. Стойте внимание, идите / К.Ю. Белая - М., 2012.
Волков М.В. Методическое пособие. - М ., 2011.
Оривенко Л.Н. Уроки по ПДД 5-9кл. - М., 2010. Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Для 1-4кл./ В.Э. Рублях -М., Просвещение, 2010.
Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Для 5-7кл./ В.Э Рублях - М., Просвещение, 2010.
Рашина Т.П. Оказание до врачебной помощи/«Феникс» 2012.
Логун Т. Методические рекомендации по ПДД/ «Барнаул» 2009.
Логинова Л.Н. Учебное пособие Основы безопасности жизнедеятельности/ Л.Н. Логинова - М., Знание 2000.
Манакова Н.В. Дети и дорога/ Н.В. Манакова, Юниор Н., 2010.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей:

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольникам/ К.Ю. Белая - М., Просвещение 2011.
Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Для 2-3кл./ Н.А. Извекова- М., Просвещение 2012.
Комлев Л.А. Дети и дорога/ Л.А. Комлев – М., Калан 2011.
Репин Я.С. Дорожная азбука/ Я.С. Репин - ДОСААФ М., 2012.
Фролова Т.А. Красный, желтый, зеленый!/ Т.А. Фролова - Н., 2011.
Шевченко А.П. Авто- Азбука / А.П Шевченко - Санкт – Петербург., 2012.

Интернет источники:

http://webkarapuz.ruarticle/zadaniya-po-pdd-dlya-detey/
http://doshvozrast.ru/Дорожная азбука
http://myshared.ru/ Презентации по ПДД
http://zarnitza.rustati/igry-dlja-detejj-po-pdd/
http://elochka-gshum.edu.cap.ru/















13PAGE 15


13PAGE 14515




15