Программа дополнительного образования научно – технического направления «Моделист — конструктор»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»


РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
на заседании методического на заседании педагогического
совета совета школы от 30.08.2016 г.,
Протокол от «30» августа 2016 г., Протокол № 8
№ 1

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора (ВР)
Директор __________ Е.А.Пакулев
________ Н.А.Нероева Приказ по СОШ №1 г.Белоярский
«30» августа 2016 г. от 31.08.2016г., № 935





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей научно – технического направления
«Моделист - конструктор» на 2015-2016 учебный год
(для учащихся 5-7 классов)





Составитель: Беляковцев Е.В.,
педагог дополнительного образования
СОШ № 1 г.Белоярский










г. Белоярский, 2016 г.
Пояснительная записка

В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже со школьного возраста.
Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
Программа «Моделист - конструктор» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.
Актуальность и новизна программы определяется отсутствием в Белоярском районе станции юных техников, а потребность в занятиях техническим творчеством у детей имеется. За этим следует целесообразность внедрения в процесс дополнительного образования по начальному техническому моделированию (НТМ) программы, соответствующей современным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей.
Цель программы – развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи
Обучающие:
знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями;
знакомить с технической терминологией и основными узлами технических объектов;
обучать работе с технической литературой;
формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов;
развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов.
Развивающие:
формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;
развивать волю, терпение, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Программа рассчитана для детей школьного возраста (11 – 13 лет).
Программа является первой ступенью в освоении программ научно-технической направленности.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дети 11 – 13 лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в начальной школе. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в таком школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Самооценка ребенка зависит от характера оценок, даваемых взрослыми успехам ребенка в различных сферах деятельности. На данном этапе обучения детей важными составляющими содержания деятельности дополнительного образования являются формирование научно-популярной картины мира, этическое и эстетическое воспитание, развитие стремления к самосовершенствованию.
При проведении кружка «Моделист – конструктор» создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Типы занятий: комплексное, занятия-беседы, экскурсии, самостоятельная работа.
Виды занятий:
работу с литературой, чертежами, схемами;
практическая работа;
выставка;
конкурс;
творческий проект.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий: 1 час в неделю, всего за учебный год 37 часов.
учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения у детей формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний умений и навыков. На завершающем этапе обучения воспитанники могут работать по собственному замыслу, над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности.
Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных принципов:
систематичности,
последовательности,
наглядности и доступности, при этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
По мере накопления знаний и практических умений по моделированию педагог привлекает воспитанников самостоятельно проводить анализ моделей, участвовать в проектной деятельности и защите своих проектов. Для оценки изготовленных моделей обучающимся задаются вопросы (например, «модель какого технического объекта ты демонстрируешь?», «каково назначение и ее вид?», «из каких узлов она состоит?», «какие особенности имеет, чем отличается от других объектов?»). При анализе модели и защите проекта от обучающихся требуется применение правильной технической терминологии. Анализ модели позволяет воспитанникам вспомнить предыдущий материал, упражняет их в наблюдательности, в выделении главного, в возможности самостоятельного применения приобретенных опыта и знаний. Защита проекта позволяет обучающимся получить опыт публичного выступления, развивает у них умение слушать других, развивает мотивацию к саморазвитию.
процессе обучения важным является проведение различных ролевых игр, небольших соревнований по мере изготовления движущихся и летающих моделей, работа по устранению недочетов и ошибок, ремонт моделей. Все это позволяет закрепить и повторить пройденный материал.
программу включен единый комплекс практических работ, который обеспечивает усвоение новых теоретических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, циркуль) и разными материалами (ватман, картон, клей). Свобода выбора технического объекта по заданной теме в процессе обучения способствует развитию творчества, фантазии.

Ожидаемые результаты
Обучающийся будет знать:
правила безопасного пользования инструментами;
материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;
основные линии на чертеже;
основные простейшие технические термины;
виды энергий, их использование в технике, виды двигателей;
основные узлы технических объектов;
простейшие конструкторские понятия;
основные узлы транспортных, военных, космических моделей.
Обучающийся будет уметь:
соблюдать технику безопасности;
читать простейшие чертежи;
изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
находить линии сгиба;
владеть элементарными графическими навыками;
изготавливать простейшие технические модели;
находить рациональный способ использования материала;
самостоятельно находить техническое решение;
самостоятельно выбирать дизайн модели;
конструктивно работать в коллективе;
презентовать собственный проект;
организовать рабочее место.
Диагностика эффективности образовательной деятельности осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления. Итоговая оценка развития личностных качеств воспитанника производится по трм уровням:
«высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
«средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
«низкий»: изменения не замечены.
Результатом усвоения учащимися программы по каждому уровню программы являются: устойчивый интерес к занятиям по НТМ, сохранность контингента, результаты достижений в выставках и конкурсах внутри объединения, конкурсах-выставках различного уровня.






Учебно-тематический план


№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов



Всего часов
Теория
Практика

1
Вводное занятие.
1
1


2
Материалы и инструменты в НТМ.
2
1
1

3
Технические термины. Начальные графические понятия. Технические термины, применяемые в моделировании. Рисунок, эскиз, чертеж – общие черты и отличия. Изготовление различных моделей по шаблону. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования.
10
2
8

4
Юный техник. Транспортная техника
(авиа- судо-, автомодели).
5
1
4

5
Юный изобретатель. Кто такой изобретатель? Элементы конструирования. Доработка моделей по заданию.
5
1
4

6
Элементы технического дизайна: Формы, пропорции, цвет как средства выразительности создаваемого объекта. Оформление технических объектов.
10
2
8

7
Подготовка моделей к выставкам.
2

2

8
Работа с технической литературой. Научно - популярная и научно-фантастическая литература.
2
1
1


ИТОГО
37 часов
9 часов
28 часов


























Календарно-тематический план


п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности





Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Вводное занятие.
1
Инструктирование. Беседа.
- значение техники в жизни человека;
- что такое техническое моделирование;
- задачи и план работы учебной группы.


2

Материалы и инструменты в НТМ.
2
Беседа.
- производство бумаги и картона;
-их виды, свойства и использование в моделировании (демонстрация образцов);
- инструменты и приспособления для работы
Практическая работа.
Изготовление простейших моделей автомобиля, вертолета

3

Технические термины. Начальные графические понятия. Технические термины, применяемые в моделировании. Рисунок, эскиз, чертеж – общие черты и отличия. Изготовление различных моделей по шаблону. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования.
10
Беседа.
- научно-технический прогресс;
- технические термины, простейшие понятия, применяемые в моделировании;
- условные обозначения на графических изображениях;
- рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия;
- условные изображения линии выделяемого контура.
Практическая работа.
- изготовление различных моделей по шаблону, где есть линия сгиба;
- изготовление различных моделей по чертежу методом копирования;
- техническое задание: нахождение линий сгиба на чертежах моделей.

4

Юный техник. Транспортная техника
(авиа- судо-, автомодели).
5
Беседа.
- истории транспорта.
Практическая работа

5

Юный изобретатель. Кто такой изобретатель? Элементы конструирования. Доработка моделей по заданию.
5
Беседа.
- общее представление о работе конструктора и конструкторского бюро;
- элементы конструирования;
- ознакомление с различными видами соединений. Виды сборки.
Практическая работа.
- вычерчивание простейших геометрических форм и разверток;
- способы изготовления разверток простейших тел: куба, цилиндра, конуса. Их нахождение в технических устройствах.

6

Элементы технического дизайна: Формы, пропорции, цвет как средства выразительности создаваемого объекта. Оформление технических объектов.
10
Беседа.
- природа – художник, конструктор и изобретатель;
- зависимость форм природных предметов и организмов от их свойств и среды обитания.
Практическая работа.
- оформление технических моделей;
- подготовка моделей к выставкам;
- выполнение элементов макетов

7

Подготовка моделей к выставкам.
2

Практическая работа.
- изготовление чертежей;
- дизайнерское оформление модели технического объекта.

8

Работа с технической литературой. Научно - популярная и научно-фантастическая литература.
2
Знакомство с периодической технической литературой
Практическая работа.
Анализ печатных чертежей технических объектов.



ИТОГО
37 часов




















Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час)
Теория. Значение техники в жизни человека. Что такое техническое моделирование. Задачи и план работы учебной группы. Демонстрация готовых изделий. Правила поведения на занятиях и во время перерыва. Инструктаж по ТБ.
2. Материалы и инструменты в НТМ (2 часа)
Теория. Производство бумаги и картона. Их виды, свойства и использование в моделировании (демонстрация образцов). Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, ножницы, шило, нож, карандаш, кисть). Правила работы с инструментами.
Практика. Опыты с бумагой и картоном для определения их свойств.
Изготовление простейших моделей автомобиля, вертолета.
3. Технические термины. Начальные графические понятия (10 часов)
Теория. Научно-технический прогресс. Технические термины, простейшие понятия, применяемые в моделировании. Условные обозначения на графических изображениях. Рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия. Условные изображения линии выделяемого контура (сплошная линия) и линии сгиба (штрих с двумя точками).
Практика. Изготовление различных моделей по шаблону, где есть линия сгиба. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования. Техническое задание: нахождение линий сгиба на чертежах моделей.
4. Юный техник (5 часов)
Теория. Истории транспорта.
История воздухоплавания. Воздушный шар, дирижабль, планер, самолет, их сходства и различия. Планер, основные элементы конструкции. Устойчивость и регулировка летающих моделей.
История водного транспорта. Основные качества судов: плавучесть, непотопляемость, устойчивость, ходкость, управляемость. Основные узлы изготовляемых моделей и их назначение.
История создания автомобиля. Назначение и виды автотранспорта. Основные узлы изготавливаемых моделей автомобиля.
5. Юный изобретатель (5 часов)
Теория. Общее представление о работе конструктора и конструкторского бюро. Кто такой изобретатель? Элементы конструирования (осмысление идеи, создание модели по чертежам). Ознакомление с различными видами соединений. Виды сборки.
Практика. Вычерчивание простейших геометрических форм и разверток. Способы изготовления разверток простейших тел: куба, цилиндра, конуса. Их нахождение в технических устройствах. Изготовление моделей по выбору: «Автомобиль будущего», летающая модель собственной конструкции, модель любого технического объекта собственной конструкции. Защита собственного проекта. Анализ и отбор лучших моделей, подготовка их к выставке.
6. Элементы технического дизайна (10 часов)
Теория. «Природа – художник, конструктор и изобретатель". Зависимость форм природных предметов и организмов от их свойств и среды обитания. «Природа – дом человека и его надо беречь». Сочетание и многообразие цветов в природе. Цветовая гамма. Формы, пропорции, цвет как средства выразительности создаваемого объекта. Элементарное понятие о техническом дизайне. Технические рисунки моделей, понятие о макетах. Показ каталогов и плакатов.
Практика. Оформление технических моделей. Изготовление поделок к празднику. Подготовка моделей к выставкам. Выполнение элементов макетов (аэропорта, космопорта, поверхности Луны, Марса).

7. Подготовка моделей к выставкам (2 часа)
Подготовка к тематическим и другим выставкам. Изготовление чертежей, дизайнерское оформление модели технического объекта.
Работа с технической литературой. Научно популярная и научно-фантастическая литература (2 часа)
Знакомство с периодической технической литературой (журналы: «Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Хобби-М»). Анализ печатных чертежей технических объектов. Научно-популярная и научно-фантастическая литература, ее влияние на технический прогресс.
















































Методическое обеспечение программы

Технические средства обучения
Персональный компьютер Philips
Мультимедиапроектор NEC
Принтер HP
Колонки
Материально-техническое обеспечение:
доска магнитно-меловая,
стеллажи для демонстрации работ,
чертежная бумага,
картон,
чертежные инструменты,
комплект режущего инструмента,
кисти для склейки и покраски,
клей ПВА,
водорастворимые краски.
Методическое и дидактическое обеспечение
специализированная литература по истории судостроения, развитию авиации, космонавтики и автомобилестроения,
подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор»),
наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей.
























Список литературы


Список литературы для педагога
Горский В. А. Дополнительное образование. - М, 2010.
Кругликов Г. И. Основы технического творчества, М. 2009г.
Перевертень Г. И. Техническое творчество. - М.: Просвещение, 2011.
Столяров Ю. С. Уроки творчества. - М.: Просвещение, 2011.


Список литературы для учащихся
Журналы: «Левша», «Юный техник», «Звездочет».
Энциклопедия для детей. Т – М.: Издательский центр «Аванта +», 2007г












15