Конспект к уроку русского языка Главные и второстепенные члены предложения 3 класс


«Главные и второстепенные члены предложения»
Урок проведен в технологии деятельностного подхода с применением метода развития критического мышления кластер, синквейн.
Основные задачи изучения:
Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.
Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)
Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.
Виды учебной деятельности и универсальных учебных действий:
Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).
Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.
Организационная часть.
С каким настроением начинаем урок? (покажите смайлики)
II. Мотивация учебной деятельности.
– Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение.)
– Для чего важно изучать эту тему? (Мы должны правильно строить предложения, чтобы наша речь была понятна.)
– Для чего нам нужны знания о предложениях? (Для решения грамматических задач, без них нельзя выразить мысль.)
- Давайте составим кластер на эту тему. Главное слово- Предложение. Называем все слова которые вам пришли в голову на эту тему. (подлежащее, повествовательное, побудительное ,восклицательное , вопросительное, невосклицательное, сказуемое, второстепенные члены, определение, точка, слова, распространённое, нераспространенное )
III . Сообщение темы урока.
Слайд 2-3
- А сейчас поиграем. Игра «Найдите лишнее слово».
Докажите, что именно это слово лишнее.
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.
Лишнее слово – «подлежащее».
(Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.)- О чем же будем говорить сегодня на уроке?
(На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.)IV. Минутка Чистописания.
Слайд 4
Пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной буквой ~ и слоги: жи, же.
На другой строчке запишите слова «жёлтый, ежи, предложение.
Запомните написание словарного слова пред-ло-же-ни-е.
Укажите цифрой количество слогов в словах.
В словах «жёлтый» и «ежи» объясните написание выделенных букв.
Составьте с этими словами устно предложения.
V . Словарная работа.
Слайд 5,6
1. Чтобы узнать, какие слова мы будем писать сегодня, вам придется отгадать кроссворд.

- Как назвать одним словом все что здесь написано? (Животные).
- На какие группы можно разделить? (Птицы и звери, домашние и дикие).
- В каком слове букв меньше, чем звуков? (В слове заяц).Почему? (я обозначает 2 звука)
- В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове медведь).Почему?(ь звука не имеет)
2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?
(Грамотной, интересной, правильной, живой).
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- Что такое предложение? (Законченная мысль)
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов)
VI. Актуализация знаний
Слайд 7
Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Что это за слова?
(Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.)
Что такое подлежащее?
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой.
Что такое сказуемое?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рассмотрим предложения: Слайд 7
Кружатся снежинки.
Зимой в воздухе кружатся белые снежинки.
Сравните предложения.
Что в них общего? Чем они различаются?
С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких снежинках идёт речь и где они кружатся?
- Каким по составу является первое предложение? (нераспространённым)Почему?
-Каким по составу является второе предложение? (распространённым)Почему?
Делаем вывод: (предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.)Запишите распространённое предложение.
Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием.
(О чём говорится в предложении? В этом предложении говорится о снежинках. Что? снежинки – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.
Что говорится о снежинках?
Снежинки что делают? кружатся – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.)Обратите внимание!
Одно и то же можно назвать по-разному:
Снежинки кружатся – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.)
- Что они делают в предложении?
(Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.)
Обратите внимание!
Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.
Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: . Слайд 8
Определить грамматическую основу предложения.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.
VII. Физминутка Слайд 9
Немного отдохнём. Смотрим внимательно и повторяем движения за ёлочкой.
Физминутка елочка.
VIII. Закрепление. Слайд 10
Послушаем внимательно задание и выполним его. После выполнения поменяемся тетрадями с соседом каждый будет в роли учителя. Проверим вместе с доской. Поставим отметку карандашом на полях.
IΧ. Обобщение.
Давайте посмотрим на наш кластер составленный в начале урока можем мы добавить еще какие – то сведения о предложении? ( добавить новое)
-Ребята, как много мы уже знаем о предложении, но еще осталось много тем, с которыми будем знакомиться на последующих уроках.
- Какой главный член предложения мы определяем в первую очередь? Во вторую. Какой частью речи мы украшаем предложение?
-Какое время года сейчас на улице?
-С чем ассоциируется слово «зима»?( синквейн).
(ответ-снег)
Давайте составим синквейн на тему зима
Вспомним как составлять синквейн Слайд 11
1 Существительное
2 Прилагательных
3 Глагола
Предложение
Синоним
Зима
Снег
Пушистый, белый
Выпал, укрыл, лёг
Белый пушистый снег укрыл землю.
Холод
Найдем главные и второстепенные члены предложения (устно)
Молодцы! Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы не можем жить.
Χ.Рефлексия
Перед вами лежат смайлики Возьмите в руки смайлик жёлтого цвета (весёлый) , кому п понравился урок! Кто понял тему урока?
А кому не понравился урок, кто не понял тему, поднимите голубой смайлик грустный.
Покажите всем!
ΧI. Домашнее задание
ΧII. Оценивание
Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали , но мне хотелось выделить …………… Вы работали на отлично! Получаете отметку 5
Спасибо за урок!