Презентация КОНКУРЕНЦИЯ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНКОВ


Конкуренция. Основные типы рынков Экономическая конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга. Эвин КэннанКонкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. Дэвид СарноффКонкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев. Элберт Хаббард Конкуренция – (от лат. сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные ресурсы.Конкуренция?
ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИРЕГУЛИРОВАНИЯРАСПРЕДЕЛЕНИЯМОТИВАЦИИКОНТРОЛЯ Соотнесите функцию и ее содержание.1.Предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию, получают вознаграждение в виде прибыли.2. Конкуренция не только включает стимулы к болеевысокой продуктивности, но и позволяет распределитьдоход среди предприятий и домашних хозяйств.3. Для того чтобы устоять в борьбе, предпринимательдолжен предлагать изделия, которые предпочитаетпотребитель. Т.е. факторы производства направляются вте отрасли, где в них существует наибольшая потребность.4. Конкуренция ограничивает силу каждого предприятия. Конкуренция Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества.Неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи.

Много продавцов и покупателей;Информация о ценах на товары доступна;Появление новых фирм не осложнено;Товар является однородным и примерно одинакового качестваЧисло покупателей и продавцов не велико;Отсутствует информация о формировании цены на товар;Существует много разновидностей товара;Появление новых фирм затрудненоКонкуренция острее там, где:Конкуренция слабее там, где:




Сущность и роль конкуренции в экономикеОсновные типы рынков Совершенная конкуренция – конкуренция между большим количеством мелких фирм, торгующих однородным товаром, влияние которых на общую ситуацию на рынке не заметно, выход и уход которых с рынка зависит от уровня цен.Например… рынок сельхозпродукции, рынок товаров бытового назначения и.т.п.
Характеристики совершенной конкуренции:Продавцов многоТовар однородныйВозможности проникновения на рынок не ограничены

Монополия - ситуация на рынке, когда продажу товара осуществляет один-единственный продавец.Например…рынок природных ресурсов, рынок золота, РЖД

Характеристики монополии Продавец одинТовар однородныйВозможности проникновения на рынок отсутствуют

Монополии естественныекогда производство продукта требует уникальных природных условий (минеральный источник) и когда нецелесообразно существование более одного производителя Например …
Примеры естественных монополийКоммунальные службы (газо-, водо-, электроснабжение) 2. Патентная служба (патент – это защита прав изобретателя на изобретение в течение его жизни и 17 лет после смерти) 3 Торговая марка и торговый знак (знак качества товара, защищает права владельца в течение жизни и 50 лет после смерти)
Монополии искусственные - когда несколько крупных фирм объединяются и полностью контролируют рынок (картельное соглашение), поглощают конкурентов, сливаются т.п.Например…рынок нефти и нефтепродуктов

Монополия«За»«Против»1.Высококачественная продукция.2. Развитие научно- технического прогресса в производстве.1. Усиление неравенства в доходах 2. Банкротство мелких предприятий и безработица 3. Нестабильность в социальной и политической сфере.
Способы образования монополии1. Корнер – скупка товара, складирование, продажа товара по завышенным ценам в условиях дефицита 2. Скупка акций – тайное приобретение контрольного пакета акций какой-либо компании 3. Поглощение мелких фирм крупной
Антимонопольное законодательство – это система законов, ограничивающих действия компаний, которые ведут к снижению конкуренции и установлению монополии.1 Закон Шермана (США) 1890г. о незаконности картельных соглашений.2 Антимонопольный закон Российской империи в 1908г.3 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» в 1991г.
Цели антимонопольной политики:1 контроль за слиянием компаний;2 контроль в сфере ценообразования.В 1991 г. был создан Федеральный комитет по антимонопольной политике РФ. Монополистическая конкуренция -ситуация на рынке, где много продавцов продукция которых защищена патентом или торговой маркойНапример…рынок парфюмерии, рынок модной одежды и т.п.

Характеристики монополистической конкуренции:Продавцов многоТовар неоднородныйВозможности проникновения на рынок ограничены, защищены патентом

Олигополия -ситуация на рынке, где господствуют несколько крупных продавцов, конкурирующих между собой за покупателя посредством неценовой конкуренции (повышение качества, улучшения сервиса, реклама и т.п.)Например….рынок автомобилей, авиа рынок и т.п.
Характеристики олигополии Продавцов малоТовар неоднородныйВозможности проникновения на рынок ограничены

Монопсония— ситуация на рынке, когда фирма (или другая организация), называемая “монопсонистом”, полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или услугу), являясь единственным возможным его покупателем. Напримеррынок рабочей силыЧистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.Интересно
Характеристики монопсонии Продавцов многоПокупатель одинПокупатель диктует цену товара Объем продаж зависит от покупателя

Потребитель выиграет в условиях рыночной экономики при   1) устранении монополизации экономики   2) централизованном планировании производства   3) повышении налогов на производителя   4) установлении ввозных пошлин Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) рынок товаров   2) совершенная конкуренция   3) региональный рынок   4) рынок услуг   5) монополия   6) рыночный дефицит По масштабам развития выделяют 6 видов конкуренциииндивидуальную;местную;отраслевую;межотраслевую;национальную;глобальную. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции. Верны ли следующие суждения о рыночной конкуренции? Рыночная конкуренцияА. может сделать часть предприятий неконкурентоспособными и привести их к банкротству.Б. приводит к расширению ассортимента товаров и услуг и улучшению их качества.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны Верны ли суждения о монополиях?А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны Рынок услуг сотовой связи и Интернета в стране С. поделен между пятью крупными компаниями-операторами, другие производители услуг отсутствуют. Какой тип конкуренции сложился на рынке услуг связи в стране С.?1) совершенная конкуренция 2) олигополия 3) монополистическая конкуренция 4) монопсония