Презентация по МХК Страсти Господни. (6 класс)


Страсти ГосподниУчитель ИЗО и МХК Смирнова Л.В. После того, как Христа осудили на распятие, он был отдан воинам на поругание. «Раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над ним, говоря: радуйся Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Матф. 27: 28 – 31). Невозможно без волнения читать эти евангельские строки. Такая в них безмерная боль и сострадание Человеку, принявшему муки ради спасения людей! Трагической силой исполнена картина Тициана, в которой переданы глубокое страдание человека и цинизм, жестокость палачей, олицетворяющих силы зла. Какими механическими движениями выполняют палачи свою работу, как бездушны и жестоки их лица! Все это ужасное зрелище разворачивается на фоне зловещего вида архитектуры, угнетающей своей мощью. Сумрак надвигается со всех сторон. Блики света тревожно скользят по фигурам, выделяя ярким пятном обнаженное измученное тело Христа. Среди приглушенных красок вишнево – красная ткань сброшенной багряницы выделяется особенно ярко, подчеркивая напряженность происходящего. Тициан. Коронование терновым венцом, 1570 г. Старая пинакотека, Мюнхен. Не менее драматична картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа (Эсполио)». На ней запечатлен момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Интересно то, что здесь этот момент обозначен только жестом одного из солдат, касающегося рукой хитона Христа. Главное внимание Эль Греко сосредоточивает на изображении общего трагического чувства неотвратимой гибели Христа. По – разному реагируют люди на происходящее. Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Истинно Человек Сей Был Сын Божий!» Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов. Мы видим двух разбойников, окруженных любопытной толпой. На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Слева на переднем плане изображены Дева Мария в синем платье и две сопровождающие ее женщины. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Прекрасная белокурая Мария Магдалина пытается отстранить Богоматерь от этого страшного зрелища. На фоне взволнованной и тревожной толпы особенно заметно страдальческое и возвышенное лицо Христа, обращенное к небу. Пожалуй, это одно из самых запоминающихся и одухотворенных изображений Христа в творчестве Эль Греко. Несомненно, перед нами образ совершенного человеческого идеала. От дворца прокуратора Понтия Пилата до Голгофы (место распятия Христа) путь небольшой. Но как тяжел он для изможденного, измученного страданиями человека! Иисус очень ослабел, едва держался на ногах: сказались бессонная ночь в Гефсиманском саду, допросы Понтия Пилата и священников, жестокое бичевание, надругательства римских воинов и неверующих. Рафаэль Санти. Несение креста.Несение креста. Симоне Мартини. 1333 г. Дерево, темпера. Лувр. Андрей Миронов. Несение креста.Иисуса подвели к лежащему на земле кресту, грубо сколоченному из бревен. Он был намного выше человеческого роста и страшно тяжел даже для сильного человека. Воины водрузили крест на исполосованное бичами плечо Иисуса, и тот, шатаясь под его невыносимой тяжестью, вышел на улицу… Его повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою, или лобным местом, т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными. За Иисусом Христом шло великое множество народа. Низко нагнув голову, но иногда поднимая глаза, сквозь пот и слезы он искал в этой толпе своих учеников. Но никого не было видно. Иероним Босх. Несение креста.Эль Греко. Несение креста. Тициан. Несение Христом креста.Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. Он снова упал. Толпа радостно загоготала. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин, возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов. Питер Брейгель. Несение креста. Среди народа, который шел за Христом было много женщин, которые плакали и рыдали о Нем.Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: «Дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те жены, у которых нет детей. Тогда скажут люди горам: обрушьтесь на нас, и холмам: покройте нас". Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые должны были скоро после Его земной жизни разразиться над Иерусалимом и народом еврейским. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Джотто ди Бондоне. Несение креста. Фреска. 1306 – 1305 гг. Капелла Скровеньи, Падуя.Произведение Джотто рассказывает нам об одиночестве человека и его беспомощности перед лицом грубой силы, но в то же время – о его духовном величии и мужестве. Медленно движется печальная процессия. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идет Иисус. Мы останавливаем взгляд на оттесненной к краю фигуре Марии. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и ее несчастный Сын. К Нему устремлен ее взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить прощальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса. Трагизм происходящего здесь передан гениально и просто. Джироламо Романино. Несение креста. Тициан Вечеллио да Кадоре. Несение креста, 1506-1507. Галерея Скуола Гранде ди Сан Россо, Венеция Иеронимус Босх. Несение креста. 1515 – 1516 гг. Музей изобразительных искусств, Гент. Намеренно гротескно запечатлен этот сюжет в картине Иеронимуса Босха «Несение креста». Никогда искусство не раскрывало перед зрителями таких темных и низменных глубин человеческой души. Масштаб фигур все более и более укрупняется. Копошащяяся толпа людей, напирающая и давящая друг друга, кажется сборищем мерзких, вызывающих отвращение существ. На звероподобных лицах мучителей и палачей Христа, окруживших его голову наподобие тернового венца, - садистская жестокость, переходящая в радостное наслаждение и ехидную ухмылку. Бесчисленные оттенки ненависти, злобы, грубости и насилия… Искореженные носы, хищные гримасы, беснующиеся глаза, оскаленные рты, жаждущие немедленной расправы и крови… Как отвратительно это ликующее, радостное ЗЛО! На фоне этих рычащих, ревущих нелюдей – простое, по-человечески спокойное, почти отрешенное лицо Иисуса. Он прильнул к деревянному кресту. На таком чудовищном фоне Он действительно выглядит божественно. Оттесненная палачами святая Вероника с удивлением рассматривает белый плат, только что приложенный к лику Христа. На нем чудесным образом отпечатался благородный лик Спасителя. Алексей Апухтин«Голгофа» (1855)Распятый на кресте нечистыми руками,Меж двух разбойников Сын Божий умирал.Кругом мучители нестройными толпами,У ног рыдала мать; девятый час настал:Он предал дух Отцу. И тьма объяла землю.И гром гремел, и, гласу гнева внемля,Евреи в страхе пали ниц...И дрогнула земля, разверзлась тьма гробниц,И мертвые, восстав, явилися живыми...Все ждало истины… Владислав Коваль. Несение креста. Виктор Бычков. Несение креста. Н. Пожалостин. Несение креста. Гравюра.Владимир Цепляев. Несение креста. По стопам Христа Крестный путь – это маршрут пути Иисуса Христа к месту распятия, по одной из улиц Старого города. Сейчас эта улица называется Виа Долороса. На протяжении всего маршрута по Виа Долороса, установлены девять остановок Христа из четырнадцати. Последняя остановка Крестного пути находится на месте погребения Иисуса, где возведен Храм Гроба Господня. В свое время, было много споров по поводу количества остановок на Крестном пути, только к началу XVII века было утверждено, как традиция, 14 станций. Все станции отмечены часовнями и церквами, которые были возведены в конце XIX – начале XX века, по инициативе францисканцев. Отпечаток руки Христа. Начало маршрута Крестного пути находится у Львиных ворот Иерусалима. Здесь недалеко размещалась крепость римлян – Антония. Далее по маршруту на запад по Старому городу до Храма Гроба Господня. Улица, Виа Долороса, обязана своим названием францисканскому монаху Бонифацию Рагусскому. В XVI веке проводились шествия пилигримов по улицам Иерусалима, что подтолкнула монаха назвать улицу, по которой вели Иисуса на распятие – «Виа Долороса», что в переводе означает «Путь скорби». Голгофа. Православный престол место Креста Господня. XII остановка Крестного (Скорбного) пути. В марте – апреле 2011 года в Риме между замком Ангела и площадью Святого Петра на виа делла Кончиляционе (Via della Conciliazione) паломники смогли пройти Крестный путь. На Крестном пути установили 49 двухметровых фигур и 11 крестов, которые позволили воссоздать 14 сцен крестного пути. Все композиции были отлиты из бронзы. «Вот это и есть крестный путь наш — болезни, скорбь души, и теснота, и тягота отовсюду. И нет, кажется, ни сочувствующего, ни сострадающего, а все только тяготу к тяготе прилагают нам. Но это-то и есть “друг друга тяготы носите”; и это-то и есть крестный путь — спасительный.» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Спасибо за внимание!