Развитие экологического воспитания через ознакомление с художественной литературой.


Развитие экологического воспитания
через ознакомление с художественной литературой.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первоначальное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придаётся экологическому образованию подрастающего поколения – дошкольников. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологической позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применять сказки.
На этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, природных явлений. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает.
Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля. Сказочные образы ярко, эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.
Многие книги о природе, написаны учёными – естествоведами (Н. Павлова, В.Бианки, Я.Сладков). Они достоверно и точно в высокохудожественной форме раскрывают многообразие мира природы, экологические связи между явлениями. Например, в рассказе В.Бианки «Чей нос лучше» раскрываются способы питания птиц и приспособления к добыванию корма. Образный язык художественных текстов и иллюстраций развивает у детей эстетическое восприятие природы.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
Экологическое воспитание всегда было и будет самой проблемной и востребованной ситуацией в воспитании детей дошкольного возраста.
Данная работа даёт положительные результаты: у детей расширяется круг представлений, навыков и умений, заинтересованность в познавательной и экспериментальной деятельности, любовь к природе и в дальнейшем, мы надеемся, что наши дети никогда не допустят к ней варварского отношения.
Воспитатели ГБОУ СОШ №10
СПДС «Аленушка»
Барбашина Е.В.