Разработка внеклассного занятия по математике в рамках недели точных наук

Внеклассное занятие «Турнир знатоков»
8-11 класс
Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущая. Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Сегодня вы собрались на математическую конкурс – викторину «Турнир знатоков». Все вопросы, которые будут заданы с точными науками. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность. Поприветствуем команды! Команда «Римляне»
Команда «Греки»
Подсчитывать очки будут... Девиз турнира: «Дерзайте, Играйте и Выигрывайте!» Итак, начинаем
1 задание «Колесо истории»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э.
1) Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение p – отношение длины окружности к её диаметру. №2. Архимед.
2) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? №1. Пифагор.
3) Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит». №3. Фалес.
4) Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. №2. Архимед.
5) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром». №1. Пифагор.
6) Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы: а) Вертикальные углы равны; б) В равнобедренном треугольнике углы при основании равны; в) Диаметр делит круг пополам и другие. №3. Фалес.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».
2) С кем из них произошёл следующий случай: « На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.
3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.
6) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это? №1. Л.Н. Толстой. Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов. Города Толстой пока ещё нет.
7) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.
2 задание «Простые фигуры»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перед вами четырёхугольники.
1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку являются лишним? №3. Трапеция. Все эти четырёхугольники, кроме трапеции, являются параллелограммами, так как у них противолежащие стороны попарно параллельны.
2) Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств? №1. Квадрат.
3) Для какого четырёхугольника имеет смысл выражение: «Найдите среднюю линию»? №3. Трапеция.
4) Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»? №3. Трапеция. 
3 задание «Интересные кривые»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перед вами четыре кривые.
1) Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2) На каком рисунке представлен график квадратичной функции? №1.
3) На каком рисунке изображен график возрастающей на всей области определения функции? №2.
4 задание «Докажи утверждение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4) Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в I и II координатных четвертях. Верно ли это? №2. Графиком второй функции является кубическая парабола, он расположен в I и III координатных четвертях.
Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок»
Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в I туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку(победителю вручается жетон).
Одной рукой в ладоши не хлопнешь. Один в поле не воин. Один пашет, а семеро руками машут. Одна нога тут, другая – там. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На одном месте и камень мхом зарастает. Одна рука узла не вяжет. От одного слова да навек ссора. У ежа одна сила – колючки. Раз солгал – навек лгуном стал. Руки поборют одного, знанье – тысячу. Трус умирает сто раз, а герой – один раз. Первый блин комом. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. Два сапога – пара. Кто скоро помог, тот дважды помог. Лентяй дважды работает. Одна голова – хорошо, а две – лучше. От горшка два вершка. Палка о двух концах. Сидеть меж двух стульев. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев. Уплетать за обе щеки. Хромать на обе ноги. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. За одного битого двух небитых дают. Старый друг лучше новых двух. Ум хорошо, а два лучше. Хвастуну цена – три копейки. Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года. От горшка три вершка. Обещанного три года ждут. Плакать в три ручья. Без четырех углов изба не рубится. Конь о четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны. Жить в четырех стенах. Как свои пять пальцев. Пятое колесо в телеге. Семеро с ложкой – один с плошкой. Сам не дерусь, семерых не боюсь. Семь верст до небес и все лесом. Семи пядей во лбу. Лук от семи недуг. За семью морями. На седьмом небе от счастья. Сам не дерусь, семерых не боюсь. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Весна да осень – на дню погод восемь. Не трусливого десятка. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5 задание «Из далёкого прошлого»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1) Локоть, дюйм, фут, фунт, по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это? №4. Фунт – мера веса.
2) Расположите единицы длины в порядке убывания. №2-3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1 локоть ~ 46 см 1 дюйм ~ 2,5 см 1 фут ~ 30 см
6 задание «Движение – это жизнь»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1) Все ли представленные здесь преобразования являются движениями? №4. Преобразование подобия.
Многие считают занимательные задачи средством для приятного времяпрепровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль. Несомненно, что именно занимательные задачи являются одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Если человеку в течение жизни приходится, скажем, десяток раз оказаться в затруднительном положении, выход из которого можно найти с помощью логических рассуждений, то задачи представляют ему такую возможность сотни раз уже в детстве и юности – именно тогда, когда формируется его интеллект.
7 задание «Тайна золотого ключика»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1) Говорят, что Тортила отдала золотой ключик Буратино не так просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе. Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Непустая коробочка», на зелёной – «Здесь сидит змея». Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой змея, а одна коробочка пуста. Но все надписи неверны. Если отгадаешь в какой коробочке лежит золотой ключик, он – твой». Где лежит золотой ключик? В 3 коробочке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8 задание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Из слова «арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» – два раза, а остальные – по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло
Награждаются победители среди болельщиков (обладатели жетонов).
Две минуты истекли. Возможные варианты ответов:
Акр Ар Арка Арфа Икра Камера Кара Карат Карта Катер Кит Кифара Крем Мак
Марка Мера Мерка Метка Метр Метрика Мир Миф Мрак Рак Ракета Рама Река Ритм
Ритмика Риф Рифма Тара Тариф Тема Тик Тир Тиф Фа Фара Ферма Фирма Фрак

Побеждают
Награждение









13PAGE 15


13PAGE 14615




Рис. 6Рис. 1img4.jpg (15962 bytes)Рис. 8Рис. 9Рис. 10Рис. 19 Заголовок 115