Контрольно-оценочные средства по электротехнике электромонтер

Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»


Утверждено
Приказ № 5208-а от 02. 09.2015г

Одобрено методическим советом
Протокол № 1 от 07.09.2015г.
Председатель
Жесткова Н.М. _____________









Комплект контрольно-оценочных средств
для оценки освоения образовательных результатов
учебной дисциплины

ОП 02 Электротехника

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии среднего профессионального образования

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
















Тольятти
2015
Рассмотрено
Председатель ПЦК
Протокол №___ от _______2015 г.
Председатель: __________/Осипова С.А./
Согласовано
Методической службой
__________________/_______________

Разработчик
_________________/Ерохина Г.В./


Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы по учебной дисциплине «Электротехника»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №645;
«Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства»»,2015г.;
методических рекомендаций для студентов по выполнению лабораторных занятий;
методических рекомендаций для студентов по выполнению самостоятельных работ.

Пояснительная записка

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Электротехника» и входит в состав фонда оценочных средств программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС) по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), реализуемой в ГАПОУ ТКСТП.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы по Электротехнике.
Настоящий комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения оценки освоения образовательных результатов по учебной дисциплине «Электротехника»:
текущий контроль: лабораторные занятия, самостоятельные работы.
Для выполнения лабораторных занятий, самостоятельных работ разработаны методические рекомендации для студентов.
промежуточный контроль: устный экзамен с решением задач.
Экзамен проводится по билетам, содержащим два теоритических вопроса и одно практическое задание. На подготовку ответа по билету каждому студенту отводится не более 30 минут.
Полный комплект контрольно-оценочных средств включает 60 теоретических вопросов и 20 практических задач, направленные на проверку сформированности всей совокупности образовательных результатов (умений и знаний), заявленных во ФГОС СПО и рабочей программе «Электротехника».

























ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В результате освоения учебной дисциплины «Электротехника» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) следующими умениями и знаниями:

Умение 1
Контролировать выполнение заземления, зануления

Умение 2
Производить контроль параметров работы электрооборудования

Умение 3
Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании

Умение 4
Рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов

Умение 5
Снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации

Умение 6
Читать принципиальные, электрические и монтажные схемы

Умение 7
Поводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ

Знание 1
Основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей

Знание 2
Сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов

Знание 3
Типы и правила графического изображения и составления электрических схем

Знание 4
Условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин

Знание 5
Основные элементы электрических сетей

Знание 6
Принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения

Знание 7
Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки

Знание 8
Способы экономии электроэнергии

Знание 9
Правила сращивания, спайки и изоляции проводов

Знание 10
Виды и свойства электротехнических материалов

Знание 11
Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами


Знания и умения, формируемые в рамках учебной дисциплины «Электротехника», направлены на формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

ПК 1.1
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки

ПК 1.2
Изготовлять приспособления для сборки и ремонта

ПК 1.3
Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта

ПК 1.4
Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования

ПК 2.1
Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу

ПК 2.2
Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала

ПК 2.3
Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты

ПК 3.1
Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования

ПК 3.2
Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам

ПК 3.3
Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей

































Матрица соответствия оценочных материалов образовательным
результатам УД

Образовател.
результаты
Формулировка умения/знания
Код
ОК, ПК
Текущий контроль
Промежуточная аттесатция




№ лабораторного занятия
№ самостоятельной работы
№ вопроса
№ практического задания

Умение 1
Контролировать выполнение заземления, зануления
ОК 3, 4
ПК 1.1-1.3
1,5,8-10
11,12
38-56
18-20

Умение 2
Производить контроль параметров работы электрооборудования
ОК 1,2
ПК 2.1-2.3
1,5,8-10
2,5
25-50
1-20

Умение 3
Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании
ОК 5,6
ПК 2.1-2.2
1,5,8-10
11,12
38-56
18-20

Умение 4
Рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов
ОК 4,5
ПК 2.1-3.3
2,3,4,5
1,3
8-13, 27-39
1-20

Умение 5
Снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации
ОК 3
ПК 1.3-2.2
1,6,7
2,6,7,10
1-15, 20-33, 58-60
1-10, 15-20

Умение 6
Читать принципиальные, электрические и монтажные схемы
ОК 2
ПК 1.4, 3.1-3.2
2,3,4
1,3
8, 11, 38, 43
7-13

Умение 7
Проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ
ОК 5
ПК 1.1-1.4
1,4,5,8-10
14
51-55
13

Знание 1
Основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей
ОК 3,4
ПК 3.1-3.3
2,3,4,6,7
6,7,10,14
1-15, 20-33, 58-60
1-5, 18-20

Знание 2
Сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов
ОК 5,6
ПК 2.1-2.3
6,7
6,7,10
23-30, 43-46
8-15, 18-20

Знание 3
Типы и правила графического изображения и составления электрических схем
ОК 1,2
ПК 1.4, 3.3
2,3,8-10
1,3
8, 11, 38, 43
7-13

Знание 4
Условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин
ОК 5
ПК 1.4, 3.3
3-10
1,6,7
1-8,
28-33
1-6, 15-20

Знание 5
Основные элементы электрических сетей
ОК 3,4
ПК 1.3, 3.1-3.3
2,3,4
1,8,9
23-45
15-20

Знание 6
Принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения
ОК 2
ПК 1.4, 2.3, 3.1
3,5-10
4,6,7,10
38-58
11-20

Знание 7
Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки
ОК 3,4
ПК 2.1-3.3
5,8-10
11,12
45-73
5-20

Знание 8
Способы экономии электроэнергии
ОК 6,7
ПК 1.3, 3.2
1,6-10
4,5
57-60
1-9, 11-15

Знание 9
Правила сращивания, спайки и изоляции проводов
ОК 3
ПК 1.1-1.2
1,4,5,8-10
14
51-55
13

Знание 10
Виды и свойства электротехнических материалов
ОК 1,2
ПК 1.1, 3.2
4,6,7
14
18-23
5-13

Знание 11
Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами
ОК 1-3
ПК 3.2, 3.2
1,6
6,7,10
1-15, 20-33, 58-60
1-5, 18-20



ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
по учебной дисциплине «Электротехника»
Перечень лабораторных занятий
№п/п
Наименование лабораторных занятий

1
Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Правила выполнения лабораторных занятий. Знакомство с электротехнической лабораторией и лабораторными стендами

2
Исследование электрической цепи постоянного тока

3
Экспериментальное определение параметров линейной электрической цепи постоянного тока

4
Разветвленная и неразветвленная электрическая цепь переменного тока

5
Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник»

6
Электроизмерительные приборы

7
Измерение напряжения и сопротивления

8
Управление трёхфазным асинхронным двигателем

9
Испытание двигателя постоянного тока

10
Испытание генератора постоянного тока


Перечень самостоятельных работ
№ п/п
Наименование самостоятельных работ

1
Электрические схемы и физические законы

2
Сравнение и выбор метода расчёта сложной электрической цепи

3
Правила выполнения электрических схем

4
Использование явлений резонанса в электротехнике

5
Способы экономии электроэнергии в быту и на производстве

6
Трёхфазные генераторы. Соединение обмоток генератора

7
Значение научно-практических трудов русского учёного М.О. Доливо-Добровольского в развитии электротехники

8
Роль трудов Н. Тесла в развитии науки и практики

9
Применение и тенденции развития цифровых приборов

10
Особенности и тенденции развития электронных аналоговых и дискретных измерительных приборов

11
Электромашинные усилители, преобразователи и тахогенераторы

12
Коллекторные микродвигатели

13
Информационные электрические машины

14
Электротехнические материалы, изделия и работы с ними



ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Электротехника»
профессия 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

1. Что такое сила тока, напряжение, ЭДС, сопротивление, проводимость, мощность? Назовите единицы измерения указанных параметров.
2. Сформулируйте законы Ома для участка цепи и для полной цепи.
3. Что собой представляет электрическая цепь и каковы ее основные элементы?
4. Дайте определение постоянного и переменного тока.
5. Сформулируйте основные законы электротехники.
6. Назовите способы соединения источников электрической энергии. С какой целью включают разными способами.
7. Чему равны общие сопротивления электрической цепи при разных соединениях приемников электроэнергии?
8. Нарисуйте схему включения в электрическую цепь вольтметра, амперметра, ваттметра, омметра.
9. Для чего расширяют пределы измерения вольтметра и амперметра, как это делают?
10. Перечислить основные системы электроизмерительных приборов, укажите их обозначения.
11. Перечислите и охарактеризуйте основные режимы работы электрических цепей.
12. Что собой представляет разветвленная электрическая цепь?
13. В чем суть метода контурных токов?
14. Дайте определения емкости и емкостного сопротивления.
15. Дайте определение индуктивности и индуктивного сопротивления.
16. Что понимается под резонансом напряжения? Назовите условие и следствие резонанса напряжения.
17. Что такое резонанс токов и при каких условиях он возникает?
18. Что собой представляет трехфазная электрическая цепь?
19. Какие токи (напряжения) называются линейными и фазными?
20. Какая нагрузка называется симметричной, а какая несимметричной? Приведите примеры.
21. Запишите соотношения между линейными и фазными напряжениями (токами) для схем соединения звездой и треугольником.
22. В чем особенности расчета трехфазных электрических цепей?
23. Что называется магнитной цепью? Перечислите основные параметры магнитного поля.
24. Сформулируйте закон полного тока.
25. Какие параметры измеряют электроизмерительные приборы? Что указывается на передней панели прибора?
26. Дайте характеристику работы приборов магнитоэлектрической и электромагнитной систем.
27. Для чего предназначены резисторы и конденсаторы?
28. Назовите основные элементы и параметры выпрямителя.
29. Назовите основные типы и параметры стабилизатора напряжения.
30. Дайте определение электрических машин и трансформатора.
31. Какие принципы положены в основу работы электрических машин и трансформатора?
32. Назовите виды основных потерь в трансформаторе и способы их уменьшения.
33. Что характерно для трехфазного трансформатора? По какой схеме включаются его обмотки?
34. Изобразите конструктивную схему трансформатора и приведите его условное графическое изображение.
35. Что характерно для автотрансформатора? Где он используется?
36. Укажите назначение измерительных трансформаторов и правила их включения.
37. В чем особенность работы сварочного трансформатора?
38. Какова конструктивная схема асинхронного двигателя?
39. Поясните принцип работы асинхронного двигателя (АД). Где нашли применение АД.
40. Что представляет собой механическая и рабочие характеристики асинхронного двигателя?
41. Назовите основные потери в асинхронной машине. Начертите энергетическую диаграмму асинхронного двигателя.
42. Перечислите и охарактеризуйте способы пуска асинхронных двигателей.
43. Как осуществить реверс асинхронного двигателя? Начертите схему.
44. Перечислите способы регулирования частоты вращения асинхронных двигателей. От каких параметров зависит частота вращения?
45. Чем отличается однофазный двигатель от трехфазного и где он нашел основное применение?
46. Что характерно для универсального асинхронного двигателя и где его применяют?
47. Какие элементы входят в состав синхронной машины?
48. В каких режимах работает синхронная машина?
49. Поясните принцип действия синхронной машины. Где нашла применение трехфазная синхронная машина?
50. В чем особенности пуска синхронного двигателя и как осуществляется его пуск?
Каковы особенности конструкции синхронной машины малой мощности?
51. Дать характеристику работы машины постоянного тока.
52. Назовите основные элементы машины постоянного тока.
53. В чем состоит принцип работы генератора постоянного тока?
54. В чем состоит принцип работы двигателя постоянного тока?
55. Назовите способы регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока.
56. Что характерно для универсальных коллекторных двигателей?
57. Какие электростанции сегодня используются для получения электрической энергии? Назовите нетрадиционные источники энергии.
58. Как делятся электрические сети по величине напряжения?
59. Дайте понятие единой электроэнергетической системы.
60. Назовите основные преимущества, связанные с экономией электроэнергии в промышленности и в быту.

1. Задача: Какое количества электричества пройдет через лампу за 3 часа при токе 0,18 А?
2. Задача: Через электродвигатель проходит количество электричества 7500 А·с за время 5 минут. Чему равен ток?
3. Задача: Необходимо изготовить реостат с сопротивлением 50 Ом. Имеется манганиновая проволока диаметром 0,5 мм. Сколько метров проволоки потребуется? Удельное сопротивление
·=0,42 Ом·мм2/м.
4. Задача: На реостате с сопротивлением 4500 Ом измеренное напряжение равно 70 В. Какой ток проходит по цепи, в которую включен этот реостат?
5. Задача: Измерительные приборы в электрической цепи показывают ток 5,5 А и напряжение 220 В. Каково сопротивление цепи?
6. Задача: Напряжение на выводах установки равно 220 В. Проводимость установки равно 0,08 Ом. Какой ток потребляет установка и каково ее сопротивление?
7. Задача: Параллельно соединенные сопротивления 1 Ом и 2 Ом подключены к источнику с напряжением 4,5 В. Требуется определить токи в сопротивлениях, общее сопротивление и ток источника.
8. Задача: Разветвленная цепь состоит из четырех параллельно соединенных реостатов с сопротивлениям 6, 4, 3 и 8 Ом. Общий ток цепи 20 А. Какие токи проходят через каждый реостат?
9. Задача: Неразветвленная электрическая цепь имеет источника с напряжением 25 В и два потребителя с сопротивлением 20 Ом и 30 Ом, соединенных последовательно. Определите общее сопротивление и падение напряжения на сопротивлениях.
10. Задача: Простая цепь состоит из трех потребителей с сопротивлением 5, 15, 30 Ом, соединенных последовательно, и источник с напряжением 220 В. Определите общее сопротивление, ток и падение напряжения на сопротивления.
11. Задача: Рассчитать сопротивление R3 в предложенной схеме, если R2=10 Ом, I2=20 A, U=220 В.
12. Задача: Рассчитать общее сопротивление в предложенной схеме. Найти ток источника, ток I4, падение напряжения на резисторе R1.
13. Задача: Начертить схему и найти общее сопротивление: R1 и R2 соединены параллельно, последовательно к ним подключено R3, величина сопротивлений соответственно 20, 30, 10 Ом.
14. Задача: Нагревательный элемент электрической печи на мощность 500 Вт и на напряжение 220 В выполнены из проволоки высокого удельного сопротивления. Рассчитать сопротивление элемента и ток, который через него проходит.
15. Задача: Какое сопротивление должна иметь спираль плитки при токе 3 А и мощности 500 Вт?
16. Задача: Найти мощность тепловых потерь в сопротивлении 100 Ом при напряжении 220 В.
17. Задача: Каково напряжение на выводах генератора, если при токе 110 А его мощность равна 12 кВт?
18. Задача: Нагревательный элемент электрического камина на напряжение 220 В имеет мощность 500 Вт. Определите сопротивление и ток нагревательного элемента.
19. Задача: Сколько электроэнергии расходует электрическая печь за 30 минут, если ток печи равен 10 А при напряжении 220 В?
20. Задача: Мощность, получаемая электродвигателем от сети питания, 5 кВт, а развиваемая им механическая мощность 3,7 кВт. Найти КПД и мощность потерь электродвигателя.

Формы экзаменационных билетов
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №___
от «__»____________г.
Председатель:
________/Осипова С.А./

Экзаменационный билет № 1
Название дисциплины
«Электротехника»
Профессия 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Группа № 510
Утверждаю
Зам. директора по УМР
_______/Жесткова Н.М.
«_____»____________г.


1.Дайте определение электрических машин и трансформатора.
2. Что такое сила тока, напряжение, ЭДС, сопротивление, проводимость, мощность? Назовите единицы измерения указанных параметров.
3. Задача: Первичная обмотка трансформатора включена в сеть с напряжением 220 В, число витков этой обмотки
·1=500. Определить коэффициент трансформации и число витков вторичной обмотки, если вторичное напряжение 1100 В.

Преподаватель: _____/Ерохина Г.В./







ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ

Критерии оценки за ответ на теоретические вопросы
Оценка
Критерии оценки ответа студента

«Отлично»
Обстоятельно и с достаточной полнотой излагает материал вопросов.
Даёт ответ на вопрос в определенной логической последовательности.
Даёт правильные формулировки, точные определения понятий и терминов.
Демонстрирует полное понимание материала, даёт полный и аргументированный ответ на вопрос, приводит необходимые примеры (не только рассмотренные на занятиях, но и подобранные самостоятельно).
Свободно владеет речью (показывает связанность и последовательность в изложении).

«Хорошо»
Даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, неточности, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

«Удовлетворительно»
Обнаруживает знание и понимание основных положений, но:
допускает неточности в формулировке определений, терминов;
излагает материал недостаточно связанно и последовательно;
на вопросы экзаменаторов отвечает некорректно.

«Неудовлетворительно»
Обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала.
Допускает в формулировке определений ошибки, искажающие их смысл.
Допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует.
Беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Сопровождает изложение частыми заминками и перерывами.


Критерии оценки за выполнение практических задачи

Оценка
Критерии

«Отлично»
Показал полное знание технологии выполнения задания.
Продемонстрировал умение применять теоретические знания/правила выполнения/технологию при выполнении задания.
Уверенно выполнил действия согласно условию задания.

«Хорошо»
Задание в целом выполнил, но допустил неточности.
Показал знание технологии/алгоритма выполнения задания, но недостаточно уверенно применил их на практике.
Выполнил норматив на положительную оценку.

«Удовлетворительно»
Показал знание общих положений, задание выполнил с ошибками. Задание выполнил на положительную оценку, но превысил время, отведенное на выполнение задания.

«Неудовлетворительно»
Не выполнил задание.
Не продемонстрировал умения самостоятельного выполнения задания.
Не знает технологию/алгоритм выполнения задания.
Не выполнил норматив на положительную оценку.













13 PAGE 141315



15