Конспект классного часа Разговор о правильном питании. Сочини-ка сказку


МОУ «СОШ п. Первомайский»







сценарий
внеклассного мероприятия по предметам
ОЗОЖ и окружающий мир
во 2, 4 классах
«Разговор о правильном питании.
Самые вредные и полезные продукты»






Учитель начальных классов
1 категории
МОУ «СОШ п. Первомайский»
Клушева Светлана Николаевна







2014/2015 учебный год
Цель: обобщить знания детей о правильном питании, режиме питания и о последствиях употребления «вредных» продуктов для детского здоровья.

Задачи:
обучающая:
дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день;
учить детей выбирать полезные продукты;
познакомить с правилами питания.
развивающие:
формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;
расширить знания детей о правильном питании;
развивать наблюдательность, логическое мышление, образное мышление, внимание и память;
развивать умения работать в малых группах;
воспитательные:
формирование ответственного отношения к своему здоровью;
воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы;
воспитывать уважительное отношение к труду людей, продуктам питания.
Оборудование:
Ноутбук;
Мультимедийный проектор;
Презентации детей;
Книжки-малышки со сказками о продуктах питания;
Поделки из бумаги и натуральных продуктов;
Блюда с любимыми и полезными продуктами.

Форма проведения: путешествие в мир правильного питания через сказки.
Дата: 24.10.2014 г.
Класс: 2, 4 классы
Ход классного часа:
(звучит песня «У каждого повара есть свой секрет»)
Алина
Птичка зернышки клюет, Колет белочка орешки, Травку козочка жует, Ест улитка сыроежки, Молоко котенок пьет, У мышат - головка сыра, Косточку щенок грызет, У пчелы – кусок зефира. Сено ест смешной теленок, Кролик скушал лист капустный, Что же любит ваш ребенок? Кашку, йогурт, мёд, капусту
Или может помидор?
Ах, как это вкусно!
Учитель:
Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем классном часу. Сегодня мы будем говорить о правильном питании в нашей жизни.
Каждый народ, каждая нация имеет свои привычки, традиции, вкусы.
Население Японии и Китая не пьет молоко и не ест молочные продукты.
Народы центральной и южной Азии с детства до глубокой старости не могут обойтись без молока: яков, коз, лошадей, коров, верблюдов и других домашних животных.
Исповедующие ислам не едят свинины, а индусы – говядину, потому что для них корова священное животное.
Русский купец Афанасий Никитин, путешествуя в 1466 – 1472 годах по Персии и Индии, писал: «Индиане не едят ни мяса, ни курятины, ни рыбы».
В Китае пригодно все, что ползает, летает, плавает, растет.
Короче едят все и всех, потому что человек всеяден. Немудрено, что он часто болеет.

(сказка Кармановой Динары «Чудесное лекарство»)
Учитель:
Крестьянская кухня складывалась на Руси в тесной связи с природными условиями, привычками, традициями в питании. Лес давал крестьянину травы, коренья, грибы, ягоды, дичь; полноводные реки – рыбу; домашний скот – молоко и мясо; земля – рожь, овес, пшеницу, другие растительные продукты; огороды – овощи; сады – плоды. Как видим, все натуральные продукты.
Уникальна и русская печь, где пища томилась, приобретала особый вкус. Исключалось жарение, пассерование, длительное тушение. Пища готовилась просто и потому была полезной. Основной вид тепловой обработки – варка и томление.
Простая русская крестьянская пища не была разнообразной, но всегда была сытной.
Каша является самым главным блюдом. Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной» - гласит русская пословица.
А какие пословицы, поговорки, загадки или сказки о каше вы знаете?

(ответы детей и гостей)
Где щи да каша – там пища наша.
Где каша, там и наши.
Хороша кашка, да мала чашка.
Сказка «Каша из топора»
Сказка «Горшочек каши»
Загадка «Крупу в кастрюлю насыпают, водой холодной заливают и ставят на плиту вариться. И что тут может получиться?»
Загадка «Черна, мала крошка, а угодья много в ней, в воде поварят, ребята съедят»
Загадка «В городе Торжке продают бабу в горшке»

Какие виды каш вы знаете?

Манная, овсяная, пшеничная, кукурузная, перловая, гречневая, ячневая, пшенная, рисовая и т.д.

Учитель:
К древнейшим кушаньям нужно отнести различные кисели: овсяные, ржаные, пшеничные. Им не менее 1000 лет. Вот одна из историй о том, как кисель спас город. Эта история записана в летописи «Повесть временных лет» летописцем Нестором.
«X век на Руси выдался тяжелым: шла великая беспрерывная война с кочевыми племенами, которые совершали постоянны набеги на русские земли. Однажды печенеги осадили Белгород. Долго длилась осада, и начался в городе сильный голод. Тогда собралось народное вече, и порешили горожане: лучше сдаться печенегам, чем всем умирать с голода. Но сказал один старец: «Не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». А велел старец собрать со всего города остатки овса, пшеницы и отрубей, приготовить из них кисельный раствор – цежь – для варки киселя да поискать меду и сделать из него пресладкую сыту (разварной мед на воде). Затем приказал выкопать два колодца и поставить в них кадушки вровень с землей. В первую кадушку налили кисельный раствор, а во вторую медовый напиток. На другой день пригласили несколько печенегов и привели их к колодцам. Почерпнули ведром из первого колодца, сварили кисель, стали его есть сами да запивать медовым напитком из второго колодца и угощать печенегов. Подивились те и решили, что кормит русских сама земля. Вернувшись, поведали печенеги своим князьям все, что было, те сняли осаду и пошли от города восвояси».
С тех пор и варят кисели разных видов.
А вот салаты появились в середине XIX века. И делались они из одного какого-нибудь овоща, поэтому назывались огуречный, картофельный. А позднее стали добавлять другие ингредиенты.

(«Сказка о любимом салате» Нечаева Кристина,
Сказки о Винегрете Авдюшкин Андрей и Дускалиев Руслан)
Учитель:
Вкус надо воспитывать с детства, вот почему мы сегодня ведем разговор о правильном питании, о том какая пища полезна и чем она полезна.
Еда дело серьезное, относиться к ней надо квалифицированно, следуя науке о питании. Правильным питанием называется сбалансированное питание, в котором соотношение компонентов пищи – аминокислот, жиров, сахаров, органических кислот, витаминов, минеральных веществ – является оптимальным.
Правильное питание должно быть полноценным, как в количественном, так и в качественном отношении. Отсутствие в рационе достаточного количества калорий может вызвать истощение, задержку роста и развития у детей. Причиной избыточного веса также чаще всего является нерациональное питание.

(игра со 2 классом «Магазин», дети должны из предложенных продуктов «купить» только те, которые полезны. В роли продавцов выступают дети 4 класса. Они должны убедить детей купить не нужные продукты. В ассортименте следующие продукты: апельсины, яблоки, бананы, чипсы, газировка, кириешки, капуста, цветная капуста, свекла, морковь, картофель)

Учитель:
С давних времен было принято украшать блюда. Украшение – это, конечно, дело вкуса, но существует одно непреложное правило: оформлять надо теми продуктами, которые входят в состав блюда.
Украшают для того, чтобы сразу появился аппетит, глядя на красоту блюда. И вот когда «сосет под ложечкой» и «текут слюнки», - можно приступать к еде.
В ходе подготовки к классному часу ребята делали различные поделки по теме. Все работы представлены на нашей выставке. Здесь же представлен широкий ассортимент вкусных и полезных блюд, которые также можно попробовать.
(презентация Нурмухановой Карины,
танец «Маленьких лебедей»,
презентация Кадыровой Нурии)
Учитель:
Время экспериментов.
Сейчас мы с вами проведем два небольших эксперимента.
Я задам вам два вопроса:
что лучше полноценный обед или сухомятка?
всегда полезная пища вкусна?
Для первого опыта мне нужны 4 помощника.
Возьмем два воздушных шарика, и представим что это наш желудок, когда в него попадает пища, он увеличивается в размерах, а стенки его начинают сокращаться, чтобы пищу переварить.
Теперь в один «шарик-желудок» нальем жидкую кашу или суп (вода), а во второй – поместим куски хлеба.
Посмотрите одинаково ли выглядят наши «желудки». Один гладкий, ровный, а другой – бугристый, не равномерно наполненный. Так какой человек будет легче двигаться, лучше себя чувствовать, тот, кто питается всухомятку, или тот, кто съел полноценный обед?

Для второго эксперимента мне нужны три помощника.
У меня в стаканах три вида сока. Сейчас мои помощники будут их пробовать, а вы будете экспертами, т.е. вы наблюдатели. Обратите внимание на выражения лиц наших ребят и попытайтесь угадать, кому сок понравился, а кому не очень.

Ну, как, вкусно?
Всем понравился сок?
Что скажут наблюдатели?
На самом деле не все соки были вкусными, но все одинаково полезные.

Гульнара
Арбуз
Кругло пузо у арбуза, Полосатые рейтузы, Полосатый пиджачок, А на маковке - крючок. А. Богдарин
Данат
Лимон
Что за "ЛИ"? Что за "МОН"? В звуках нету смысла, Но едва шепнут "ЛИМОН", Сразу станет кисло. Г. Сапгир
Виктория
Огород
В огороде много гряд, Есть и репа, и салат. Тут и свекла и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. А. Прокофьев
Учитель:
Поиграем еще? Игра «Кто быстрее?». Вот вам загадки, вы пишите отгадки, я вам даю тридцать секунд.
Загадки
Холодок в пакете - едят и взрослые и дети
Холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок! (Мороженое) ----------------------------------------- В кусочке пышного теста нашлось для повидла место, Внутри него не бывает пусто – есть мясо или капуста. (Пирожок) ----------------------------------------- В день веселых именин выпекают хлеб один, И поют все: «Выбирай, кого любишь, !» (Каравай) ----------------------------------------- Что на сковороду наливают и тонко выпекают? (Блины) ----------------------------------------- Это хлеб, но он не наш, называется . (Лаваш) ----------------------------------------- Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я один тебя не съем, разделю ребятам всем. (Бублик)
-----------------------------------------
Белое, да не снег, вкусное, да не мед.
От рогатого берут и ребятам дают. (молоко)
----------------------------------------------------------
Меня одну не едят, по вкусу добавляют и в щи, и в салат. (Соль)
---------------------------
На поле родился, на заводе варился, в чае растворился. (Сахар)
---------------------------
То, про что загадка эта, хорошо с чайком поесть,
С виду он как батон, но с начинкой сладкой он. (Рулет )
---------------------------
Оно трясется на столе, а называется . (Желе)
---------------------------
Итог
Учитель:
Вот и подошел наш классный час к концу.
Что же нового интересного вы узнали?
Чему научились?
В конце ребята из 4 класса нам прочтут гимн еде, который надеюсь, будет только на словах, а не на деле.
Екатерина
Оливье аппетитные горки, Сельдь "под шубой", морковь с чесноком, Украинское сало с селедкой, И картошка с зеленым лучком,
Юлия
Пирожки, расстегаи, колбаска, Буженина, икра, пастрама, И сарделек шикарная связка, Осетрина, шашлык, шаурма.
Рулан С.
Сайра, шпроты, кальмар и креветки, Плов узбекский, уральский пельмень, И укропа зеленые ветки, И нежнейшая рыба форель.
Алина
На десерт шоколад и бисквиты, И пирожные с кремом безе. Я надеюсь, остались вы сыты, Прочитав этот ГИМН еде...









Афоризмы и поговорки

Самая известная поговорка про еду: «Аппетит приходит во время еды»
Вот еще одна русская народная поговорка про еду: «Были бы щи, а лапоть всегда найдется!»
И народная поговорка в тему: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу».
Гениальный писатель, автор и поэт, русский философ Александр Сергеевич Пушкин говорил про еду следующее: «Желудок просвещённого человека обладает лучшими качествами доброго сердца чувствительностью и благодарностью».
Русская народная пословица народная мудрость: «Чтобы наесться, желательно вставать из-за стола с чувством лёгкого голода...», «Для желудка здоровее не доесть, чем переесть». «Кушать надо часто, но понемногу».
Англичане вторят народному фольклору: «Обжора сам роет себе могилу. Своими же зубами...»
А вот Сократ говорил про еду так: «Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть».




































Холодок в пакете - едят и взрослые и дети
Холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок! _____________________________
----------------------------------------- В кусочке пышного теста нашлось для повидла место, Внутри него не бывает пусто – есть мясо или капуста. ________________________

----------------------------------------- В день веселых именин выпекают хлеб один, И поют все: «Выбирай, кого любишь, !» ___________________________
----------------------------------------- Что на сковороду наливают и тонко выпекают? _____________________________
----------------------------------------- Это хлеб, но он не наш, называется . _____________________________
----------------------------------------- Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я один тебя не съем, разделю ребятам всем. _____________________________

-----------------------------------------
Белое, да не снег, вкусное, да не мед.
От рогатого берут и ребятам дают. _____________________________

----------------------------------------------------------
Меня одну не едят, по вкусу добавляют и в щи, и в салат. _____________________________________

---------------------------
На поле родился, на заводе варился, в чае растворился. ______________________________________

---------------------------
То, про что загадка эта, хорошо с чайком поесть,
С виду он как батон, но с начинкой сладкой он. ___________________________________________

---------------------------
Оно трясется на столе, а называется . ________________________________________________

---------------------------

Тђ Заголовок 1Тђ Заголовок 215