Занятие по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании 1 класс на тему Каша — пища наша


Занятие «Каша - пища наша»Блохина Зинаида Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Узуновская СОШ»

Цель» Расширить представление детей о зерновых культурах, используемых человеком в пищу, значении блюд из зерна в рационе питания человека; развивать навыки, связанные с соблюдением гигиены и режима питания.
Оборудование. Карта мира, рисунки, гербарии, иллюстрации зерновых культур (пшеница, рис, овес, ячмень, гречиха, просо, кукуруза), наборы круп (манная, пшеничная, перловая, ячневая, рисовая, овсяная, гречневая, пшенная, кукурузная); для конкурса поварят - размоченный урюк, чернослив, изюм, свежее яблоко (нарезанное дольками), салфетки, столовые и десертные ложки, тарелки, блюда с кашами; наборы пословиц и поговорок в конвертах.
Ход занятия
На доске или стене - изображение пшеничного поля. Дети рассаживаются на краю «пшеничного поля" (на ковре).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы отправляемся на край пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передает вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребенок передает пожатие по кругу).
У меня сегодня настроение, как нежное маленькое зернышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу, или как листочек, который ловит солнечный лучик? А у вас?
Пусть «зернышки», «колоски» и «листочки» разделятся на три команды, и мы отправимся в необычное путешествие. Путь нам предстоит неблизкий, переддорогой каждый должен хорошо подкрепиться. А все ли вы сегодня позавтракали?
Завтрак - очень важная часть нашего ежедневного меню. Он дарит нам силы, помогает лучше думать и запоминать.
А что каждый из вас любит есть на завтрак?
Дети перечисляют свои любимые блюда.
Учитель. Мне больше всего нравится есть на завтрак кашу. Рисовая, манная, гречневая, пшенная - все сразу и не перечислишь. Не случайно каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусная и полезная!
Сегодня я предлагаю поговорить об этом блюде. Какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкуснее и как красиво накрыть стол - вот сколько много нового и интересного нам предстоит узнать!
Итак» начинаем наше путешествие!
Прежде Всего давайте вспомним названия каш, которые вам известны.
Дети называют каши, учитель прикрепляет на доске их названия.
На доске.
манная гречневая овсяная
перловая ячневая кукурузная
рисовая пшенная Учитель. Знаете ли вы, из чего готовят каши, которые вы назвали?
Дети. Из крупы, обработанного зерна.
Учитель. Хотите узнать, как зерно превращается в кашу?
Два ученика читают следующий текст.
Ученик 1. Пришел человек ярким утром на вспаханное поле и бросил в почву зерно. Под землей оно набухло и проросло. Миленький проросток стал тянуться вверх к солнышку. С каждым днем он становился все выше.
Дождик поливал росточек, солнышко его согревало. Че- рез некоторое время появился у ростка колосок, в котором прятались маленькие зернышки. «Заколосилось поле!» - говорили люди, проходя мимо.
Ученик 2. Зернышки в колоске росли, а сам колосок, вбирая в себя солнечный свет, становился золотым. «Пора урожай убирать!» - и вот на поле появились комбайны. Комбайнеры собрали зерно. С поля зерно отвезли на мельницу и обмолотили. Так зерно превратилось в крупу, из которой мы теперь можем приготовить кашу.
Этот рассказ может быть представлен в форме рисованного мультфильма.
Из картона заранее нужно приготовить макет «телевизора», из бумаги делается рулон - «пленка», на которой Дети рисуют кадры, мультфильма. Рассказчики за «телевизором» сопровождают текст рисованными кадрами.
Учитель. А сможете ли вы назвать - какая каша из зерен каких растений готовится?
Дети называют растения, учитель прикрепляет на доске их названия напротив таблички с названием соответствующей каши. За каждый правильный ответ команда получает очко - «зернышко».
На доске.
Манная гречневая овсяная кукурузная
пшеница гречиха овес кукуруза
[ ячневая шлейная рисовая перловая
ячмень . просо рис овес
Учитель. Все растения, которые вы сейчас назвали, растут у нас в стране. Но так было не всегда. Ведь родом эти растения из самых разных уголков Земли. Хотите узнать, откуда? Тогда давайте поиграем в игру «Откуда пришла к нам каша?»
Ко мне должен подойти одни человек от каждой команды. Он получает два мешена с зерном.
1.С помощью гербария команда должна отгадать, какому растению оно принадлежит.
2.Затем на демонстрационном столе нужно найти крупу, получаемую из этого зерна (тут у вас тоже есть подсказка - коллекция круп).
3.После того как команда выполнит эти задания, выберите среди участников команды своего географа» Его задача -отыскать на карте и показать всем нам территорию - родину тех зерновых растений, которые команда отгадывала.
Если команда справилась со всеми тремя заданиями, она получает 3 очка - 3 «зернышка*.
На карте обведены территории, где изначально произрастали зерновые растения, которые угадывала команда.
Гречиха - Восточная Азия.
Рис - Юго-Восточная Азия.
Пшеница - Иран, Афганистан, Закавказье.
Ячмень - Иран, Афганистан, Закавказье.
Овес - Иран, Афганистан, Закавказье.
Кукуруза - Центральная Америка.
Просо - Китай, Монголия» Африка.
Команды выполняют задания, учитель оценивает их работу.
Учитель. А вы знаете, что каша не только одно из самых любимых блюд в рационе человека, но и одно из самых старинных?
(На доске:
Самые «старшие» среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую - 4 тысячи лет. )
За это время придумано огромное количество песен, загадок, пословиц о них. Кстати, а вы знаете пословицы и поговорки о кашах? Я предлагаю вам игру «Пословицы заблудились».
Посмотрите, у нас на столе лежат коробочки. В каждой из них - пословицы и поговорки о кашах. Да вот беда: начала и окончания пословиц не соединены. Задача команд - за 10 минут правильно собрать пословицы и прочитать их. За каждую верно составленную пословицу команда получает «зернышко».
Просо не посеещь... ...блин не испечешь.
Не гладь лошадь кнутом... ...гладь овсом.
Когда каша в печи стоит... ...не страшен мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь... ...здоровым будешь.
Учитель. Мы с вами хорошо поработали на занятии - пора и подкрепиться. Но прежде еще один конкурс - «Конкурс поварят» . Посмотрите, у вас на столе тарелочки с кашей и блюдца с урюком, черносливом, курагой, изюмом, ломтиками яблок, апельсина, орехами, семечками.
Задание для каждой команды: за 5 минут украсить свое блюдо с кашей и придумать ей аппетитное название.
Важное условие: не забывайте во время работы о соблюдении правил гигиены - пользуйтесь ложками и вилками, для того чтобы взять фрукты, семечки или орехи, используйте салфетки.
Дети украшают каши, учитель оценивает работу команд, следят за тем, чтобы дети соблюдали гигиенические правила при приготовлении блюда.
Учитель. У вас получились красиво украшенные блюда. Молодцы.
Дети дегустируют каши.
Литература:
1. М.М Безруких, Т.А Филлипова, А.Г.Макеева "Разговор о правильном питании"(Занятия, конкурсы, праздники, викторины, соревнования" Москва, "Нестле Фуд" 2003 г.
2. Сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "Первое сентября", 2009 год.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2016 г.