Открытый урок по математике, посвященный Дню Защитника Отечества, 4 класс. Программа развивающего обучения В.В.Эльконина-Д.Б..Давыдова


Открытый урок по математике, посвященный Дню Защитника Отечества.
Программа развивающего обучения В.В. Эльконина-Д.Б. Давыдова
учебник Э.И.Александровой,
4 класс.
Учитель: Макарова Ирина Алексеевна.
9-й урок по теме: «Площади геометрических фигур».
Тема: «Связь между периметром и площадью».
Урок, посвященный празднованию Дня защитника отечества.
Тип: изучение нового материала
Задачи:
Систематизировать и обобщить знания о площади и периметре геометрических фигур. Выявить связующее звено между ними. Создать модель и применять ее для решения задач на уроке.
Учить логически мыслить, рассуждать
Планируемые результаты
Предметные:
Выявить связь между периметром и площадь.
Создать модель.
Применять ее при решении практических задач. Метапредметные:
Соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме Личностные:
Проявлять интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач
Межпредметные связи: окружающий мир, изучение традиций нашего народа, знакомство с объектами из жизни военнослужащих; технология: использование нумерации для решения практических задач, определение формы и размеров реальных объектов местности, соответствующих различным геометрическим фигурам; литературное чтение, знакомство с новыми тематическими пословицами.
Ресурсы урока: рабочая программа, тематическая (праздничная) презентация, рабочие тетради, квадраты «ДА-НЕТ», конверты с заданиями группам, интернет ресурсы - веселая видео-физкультминутка, иллюстрации с пословицами, оформлены детьми заранее, элементы костюмов -детали одежды военнослужащих по родам войск (у каждой группы свой)
Ход урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяАктуализация необходимых знаний
Орг.момент Приветствует гостей. Их представляет. Проверяет готовность к уроку. Мобилизует внимание класса. Создает эмоционально-познавательную мотивацию.
Показывают готовность класса к работе.
Демонстрируют гостям несколько дисциплинарных моментов (молчаливое приветствие кивком головы, бесшумная посадка, идеально приготовленное к уроку рабочее место).
Актуализация знаний Демонстрирует презентацию для создания соответствующего настроя на знакомство с особенностями военного быта.
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
Минутка чистописания:
Запиши самую маленькую цифру;
число, в котором 2 сотни, 8 десятков, 3 единицы;
самое большое 2-хзначное число;
чему равно произведение 11 и 7?
9 увеличь в 50 раз;
32 уменьшить в 2 раза;
100 уменьшить на 11.
Найди ошибку:
«Площадь тетради удобно измерять квадратным метром»
«Чтобы найти периметр квадрата нужно его длину умножить на ширину»
«Периметр измеряют квадратными километрами, кв.метрами, кв. дм, кв. см, кв.мм»
Вырази: (открывает запись на доске)
8 км =…м =…дм =…см
1 000 000 см =…дм =…м =…км
Покажи цветом на схеме прямоугольника, квадрата и прямоугольного треугольника те элементы, которые необходимы для вычисления площади и периметра. Эмоционально и позитивно реагируют на каждый слайд.
Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
0, 283, 99, 77, 450, 16, 89
Взаимопроверка в паре. (На полях тетради соответственно выставляется + или - )За каллиграфию самооценка (+ или - )-Нет, неправильно. Площадь тетради измеряется квадратными дециметрами, потом квадратными сантиметрами и, если останется неизмеренная площадь, то еще и квадратными миллиметрами.
-Нет, у квадрата нет длины и ширины, у него все стороны равны.
-Нет, Периметр измеряется линейными единицами длины: км, см, мм, дм.
Отвечают устно. Класс, выслушав ответ, соответственно поднимает вверх квадрат «ДА-НЕТ» соответственной по договоренности стороной.
Рисуют в тетради произвольные геометрические фигуры по заданию учителя и выполняют данное учителем задание в цвете.
Взаимопроверка в паре. (На полях тетради соответственно выставляется + или - )Физкультминутка- видео с интернета. Организует проведение физкультминутки…..
- Садитесь. Молодцы! С удовольствием повторяют все движения и подпевают.
Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации. Учитель организует беседу. Помогает в формулировании проблемы:
- Теперь давайте уточним набор необходимых и достаточных данных для вычисления ПЕРИМЕТРА и ПЛОЩАДИ одной и той же фигуры.
Перед вами прямоугольник?
Квадрат?
Прямоугольный треугольник?
-Я довольна. Предыдущий материал вами хорошо усвоен.
Учитель станавливает осознанность восприятия.
-Скажите пожалуйста, а вам хочется проверить свои возможности в более СЛОЖНОЙ ситуации?
-В соседнем классе ломают голову над такой задачкой: «Периметр школьного двора прямоугольной формы 1200 метров. Известна только ширина двора-
200 метров. Как найти его площадь?».
Поработайте в паре.
Первичное обобщение:
-У вас готова модель?
-А если НАОБОРОТ, известна площадь школьного двора и его ШИРИНА. Можно ли найти ПЕРИМЕТР?
Обсудите в парах.
-А для квадрата прежняя МОДЕЛЬ подходит?
- Значит у нас две цветовых модели. Оставим их на стенде на всеобщее обозрение. -Найти и площадь и периметр прямоугольника можно только зная его ДЛИНУ и ШИРИНУ.
-Достаточно знать длину стороны.
- Понадобятся длИны его катетов.
-Очень! Любопытно даже, что вы предложите нам на этот раз?
Обсуждают решение в парах. Некоторые сигналят, что готовы к ответу.
-Да. Полупериметр-600 м. Минус ширина. Длина=400 м. 400х200=80 000 кв.мМодель:
Периметр даст длину. Длина и ширина дадут площадь.Зная периметр прямоугольника, всегда легко по этой модели найти его площадь.
Предлагаю графический рисунок в цвете:
Периметр прямоугольника-зеленый,
Длина его чуть сдвинуто наведена синим, ширина-красным, а площадь разбита на кадраты этими двумя цветами. По-моему, очень понятно. Рисует на доске МОДЕЛЬ В ЦВЕТЕ. Многие в классе поднимают вверх квадрат «ДА-НЕТ», соглашаясь с ответом.
-Это так же легко. И МОДЕЛЬ «работает» почти та же самая. Не надо напрягаться и изобретать новую.
- делим периметр квадрата на 4, получаем сторону. Умножаем две стороны, получаем площадь.
Уточняю МОДЕЛЬ. Весь периметр черный. Одна сторона желтая. Площадь разделена на желтые квадраты. Понадобится всего 2 цвета
Реагируют очень эмоционально:
-Красиво смотрится! Создавать модели вместе-сплошное удовольствие!
Физкульт минутка: гимнастика для глаз. Учитель контролирует выполнение. Проводит ее ученик.
Все дети выполняют гимнастику для глаз.
Самостоятельная работа Организует деятельность в работе по группам. Выдает конверты с заданиями:
-Командирам подразделений получить секретные пакеты!
«Военно-воздушная авиация». Задача: «Найди S взлетно-посадочной полосы, если длина ее 3 км, а периметр - 6200 метров.»«Танкисты». Задача: «Периметр забора прямоугольной формы вокруг воинской части равен 3 км. Ширина его 500 метров. Найди S забора».
«Артиллерия».Задача: «На прямоугольном учебном полигоне, площадь которого 1000 кв.метров, выстрел по мишени достиг цели, пролетев 100 метров. Чему равен периметр полигона?»
«Морской флот». Задача «Подводная лодка прошла маршрут по периметру 20 000 км. Чему равна S квадрата водной поверхности?»
«Десантные войска». Задача «Парашютисты получили план приземления на объект. Какова S поля, показанного на плане? Чему равна длина забора, огораживающего этот участок?»
«Пехота».Задача: «Во время ремонта казармы необходимо закупить краску для полов и плинтус. Найди S пола, если периметр равен 120 метрам, а ширина помещения казармы- 10 метров.»В группе: роли распределены заранее, на уроке на это нет времени. Обсуждают. Решают. Оформляют на выданном листке. Осуществляют самопроверку пошагово, сравнивая с эталоном.
Рефлексия. Итог. Организует рефлексию:
-Каждая группа называет только ответ задачи. (Сверяет ответы со своими предварительными записями). Если задача решена правильно, то + на поля тетради, если ответ неверен, то на поля ставь -.Не забудьте поставить + или – за клиграфию ВСЕГО урока.
Подсчитайте количество плюсиков и выставьте себе оценку за урок на полях тетради. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Пословицы, которыми оформлены стены, иллюстрированы детьми заранее:
1. Как армия сильна, так непобедима наша страна.
2. Флот-Родины оплот.
3. Летаем высоко - бомбим далеко.
4. моряки не любят рассуждать- они любят побеждать.
5. Военная наука -не мука.
6. За край родной иди бесстрашно в бой.