Конспект урока по русскому языку на тему Именительный и винительный падежи имен существительных(4 класс)

Урок по теме "Именительный и винительный падежи имен существительных"
Задачи урока: 
познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
воспитывать чувство взаимопомощи.

1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

2. Минутка чистописания и актуализация знаний.
 На доске слова:  по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.
- Прочитайте.  Что вы можете сказать об этой записи?
- Назовите эти сущ. в порядке  следования падежей.
- Сколько падежей в русском языке?
Что такое склонение?  В результате изменения сущ. по падежам образуются однокоренные слова?
Что надо сделать, чтобы определить падеж существительных?
- Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы, первая является суффиксом в слове отметка. Какая это буква? (К)
- Вторая – окончание в сущ. отметка, употреблённом в И.п.  Какая это буква? (А)
- Третья буква – окончание в сущ. отметка, употреблённом в В.п. Какая это буква? (У)
- Определите порядок следования букв в данном ряду:  каааау  кааауу  кааууу кауууу

3. Постановка проблемы.
-Напишите данный ряд букв в указанной последовательности. Вспомните, в каких падежах было употреблено сущ., отметка , в котором  мы выделяли буквы для минутки чистописания? Сделайте предположения, о чём пойдёт речь на уроке? ( И.п. и В.п)
- Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что?  Употребляется  в И.п.”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это сущ. употребляется в В. п. ”    Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.        

 4.Решение проблемной ситуации.
Есть ли среди вопросов падежей такие, которые повторяются? Назовите их.
Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков.
- А почему возник спор? Чего мальчики не умели?
- Так вот и мы сегодня тоже будем учиться различать И. и В.п
- А для чего мы это будем делать? ( Чтобы правильно употреблять сущ в тексте; говорить грамотно, правильно).
- Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов -ек, -ек)
Спишите загадку.
- Определите падеж сущ. в данном предложении. ( За доской ? ) Ким Сергей.
И начали доказывать своё мнение. На доске появляется схема.
И.п.                                                        В.п.
Подлежащее                              Второст. Член предлож.
Кто? Что?                                          Кого? Что?
Употребляется                           Употребляется с предогом и без
Без предлога
- Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).
-  Сделайте вывод о том, как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п., пользуясь схемой.
1. Каким членом предложения является сущ. в И.п.?
2. Употребляется ли с предлогом сущ. в И.п.?
3. Каким членом предложения является сущ. в В.п.?
4. Как употребляется сущ. в В.п., с предлогом или без?

5.Закрепление первичного усвоения знаний
- Перед вами предложение: “Осень принесла ветер  и дожди”. Запишите его. Выделите грамматическую основу предложения.
- Назовите имя сущ. употреблённое в И.п. Почему вы так решили?
- В каком падеже употреблены остальные имена сущ.?
- Могут ли оба сущ. стоять в одном и том же падеже? Как называется это явление? Докажите.
   ФИЗ. ПАУЗА

6.Закрепление первичного усвоения  знаний.
РАБОТА в парах
Если успеем . Карточки на партах, работа в паре. На карточке. Определить падежи имён сущ.
Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч. 

7. Домашнее задание (учитель объясняет выполнение).с. 81 , упр. 153 или  Сочинение на тему « Встреча И. и В. падежей» « Однажды.» по выбору.

8.Рефлексия. Подведение итогов урока.
_ Что нового узнали на уроке? Как отличить И.п. от В.п.
-- Какое задание было трудным? Интересным?

9.  Выставление отметок.