Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему
«Именительный и винительный падежи имен существительных»
на основе принципов системно -деятельностного подхода
Составила :
Корчагина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ « СОШ №141 с УИОП»
Советского района
города Казани










Аннотация
В проекте представлена разработка к уроку русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных » на основе принципов системно - деятельностного подхода с учетом требований ФГОС НОО. Разработка включает технологическую карту урока. Разработка может быть полезна учителям начальных классов, работающих по Образовательной системе «Школа 2100»

Актуальность проекта
ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к современному уроку, т.к. нет готовых технологических карт и методических разработок, отвечающих всем требованиям.
Данная тема выбрана мною, как это одна из тем уроков русского языка в 4 классе, вызывающих частые затруднения у учащихся.
Основная часть
Характеристика темы урока: «Именительный и винительный падеж имен существительных», урок ОНЗ
Цель проекта: разработка технологической карты урока русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных», на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование знаний обучающихся об отличительных признаках имен существительных в именительном и винительном падежах; умения по тексту определять падеж имени существительного и его роль в предложении; навыков работы в паре, поиска и анализа информации по заданной проблеме.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков.
Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных» на основе Образовательной системы « Школа 2100».
3. Разработать КИМы для оценки предметных результатов урока.
4. Разработать систему творческих (исследовательских, познавательных, развивающих, комплексных, интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.
5. Разработать дидактические материалы (презентацию, раздаточный материал и др.) к уроку для оценки УУД обучающихся.


Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять именительный и винительный падежи имен существительных, имеющих одинаковое написание, в контексте;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – планирование, контроль, коррекция.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Место и роль темы в курсе.
В разделе « Изменение имен существительных по падежам» предусмотрено 10 уроков, данный урок №4 в теме.
Уровень изучения и усвоения материала – урок открытия новых знаний (ОНЗ), базовый уровень.
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
На изучение данной темы отводится 1 час, с закреплением на последующих уроках.




Ресурсы:
- книгопечатная продукция - учебник «Русский язык» 4 класс в двух частях, часть 1, под редакцией
Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. ;
-дидактический материал к уроку в виде распечатанных текстов ( упр 131с 117) и заданий для самостоятельной работы в первичном закреплении;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентации или слайды к уроку;
Дидактический анализ и содержание материала
Задания 1, 2, 3- на постановку цели урока, мотивации, актуализацию знаний.
Формируются УУД - Познавательные:
осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: учатся находить сходства и различия объектов, делать выводы

Задание 4. Открытие новых знаний по плану:1)подготовительная работа;2)определяем основной вопрос урока;3)решаем проблему, открываем новые знания;4)Сравниваем свой вывод с авторским;5)применяем новые знания, применяем умения.
Формируются УУД Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания; учатся определять падежи имен существительных в контексте, сравнение, анализ.
Регулятивные: усвоение правил определения Именительного и Винительного падежа имен существительных
Задание 5-Первичное закрепление во внешней речи
Задание 7-8: Систематизация знаний, заполнение таблицы, контроль, самопроверка.
Формируются УУД – Познавательные:
Регулятивные: контроль, коррекция знаний
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Задание 9: Задание на рефлексию, составление таблицы-вывода по изученной теме.
Формируются УУД - Регулятивные: работа по алгоритму
Коммуникативные: групповая работа, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые
высказывания.
Задание 10: Объяснение домашнего задания





Таблица 1

Технологическая карта урока русского языка (Образовательная система «Школа 2100») в 4 классе по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных»

N
п/п

Этап урока
и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность
Обучающихся
Форма организации
учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.
Организацион-ный момент
-
Настраиваются на продуктивную работу на предстоящем уроке
коллективная
-Здравствуйте, дети. На сегодняшнем уроке русского языка мы продолжим работу по изучению раздела нашего учебника «Изменение имен существительных по падежам»
ЛУУД
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.
Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся
-
Формулируют своими словами основную проблему урока.


·






Уточняют проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке.




Дети вместе с учителем составляют план работы на уроке.

коллективная

-Знаем ли мы, чем отличаются слова в именительном падеже от слов в винительном падеже? (Нет)
(Как отличить именительный падеж от винительного)
-Значит, сегодня на уроке мы будем изучать какую тему? (Учиться определять падеж слов, имеющих одинаковое написание. (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?)

РУУД 
Прогнозировать предстоящую работу .
КУУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


3.
Актуализация знаний
Запись на доске.














Учебник с 155-156





Правильно списывают в рабочую тетрадь слова, предложения, проверяют написанное;

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое предположение
Устно вспоминают вопросы к падежам и слова-помощники
Записывают из словарика (с155-156) 6 слов, начинающихся с буквы, в минутке чистописания; ставят ударение в этих словах, подчеркивают карандашом ошибкоопасное место;


индивидуально
Дата
Классная работа.
Минутка чистописания
Ии Рр Дд
Вв Тт Пп


-Как вы думаете, почему именно эти буквы мы прописываем сегодня на уроке?



Словарная работа

(Например: Иногда, ремонт, десерт, внутри, традиция, прогресс).




РУУД
1.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
КУУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.


4
Открытие новых знаний.

1)подготовительная работа
































2)Определяем основной вопрос урока




3)Решаем проблему, открываем новые знания

Учебник
1) с. 116 упр 130 (представлено происхождение названия «именительный» падеж)






2)с 117
Упр 131 учебник
= работают на листочках, где распечатан текст из упражнения, чтобы подчеркивать подлежащее и сказуемое, а не в учебнике

Учебник с 118 упр 132 (устно)



Учебник с 119 упр 133 (2-3 предложения)

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.


Высказывают свое предположение о правильном ответе на вопрос.
Делают вывод о роли слов, стоящих в именительном падеже, в предложении.
(Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.)
Приводят примеры употребления имён существительных в именительном падеже.

Делают промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.)
Подчеркивают подлежащее и сказуемое.


Отвечают на вопросы из упражнения





Списывают предложения; подчеркивают в них главные члены; указывают падеж выделенных существительных;



Делают вывод; высказывают предположения.

Самостоятельно
коллективная





Беседа после чтения
– Что вы знаете об именительном падеже?
– Почему именительный падеж получил такое название?
– Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос.
– На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где появилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? )









Отрывок из произведения К.Паустовского







Диалог о споре героев учебника о том, кто прав в определении падежа


2.Мы увидели этот город ранним утром. Город утопал в зелени садов. 3. Ребята прочитали рассказ Паустовского «Кот-ворюга». Этот рассказ рассмешил всех.


РУУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу .
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
КУУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.


5.
Первичное закрепление во внешней речи
Работа по учебнику
С. 120





Делают вывод самостоятельно;
Читают авторский вывод по учебнику;
Сравнивают свой вывод с авторским;

Правило
ЛУУД


6.
Физминутка*
Интерактивная доска
Выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения спины, глаз.
коллективная



7.

Включение нового знания в систему знаний и повторение






Учебник
С.121 упр 135






Учебник с 120
Списывают четверостишие из учебника;
Надписывают над существительными падеж





Составляют схему-вывод -краткую запись правила
Индивидуальная,+запись на доске
Князь (И.п) пошел, забывши горе (В.п),
сел на башню (В.п) и на море (В.п)
Стал глядеть он. Море (И.п) вдруг Всколыхалося вокруг
(Пушкин А.С)
Вывод
И.п.нет предлоговподлежащее
В.п.предлоги в,на,за,под,про,черезвторостепенный член предложения


8.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Учебник,






доска эл.
Самостоятельно списывают по вариантам (1в-2в по 4 строки), вставляют пропущенные буквы, подчеркивают изученные орфограммы и определяют падеж выделенных слов; Проверяют по эталону самостоятельно, поменявшись тетрадями (образец на слайде со всеми выполненными заданиями)

индивидуальная
Упр136. 1в. Нахмурилась елка(Ип), и стало темно.
Трещат огоньки догорая.
И смотрит из снежного леса(Рп) в окно(Вп)
Сквозь изморозь(Вп) елка(Ип) другая.
2в.Лесная дикарка(Ип) стучится в стекло(Вп),
Нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом ее занесло,-
Она и под снегом (Тп) живая!(С.Маршак)
ЛУУД

9.
Рефлексия


1)рефлексия деятельности на уроке;





2)рефлексия содержания материала
Рабочая тетрадь с записями
Смотрят на свои записи в тетради и отмечают наиболее удачную запись;





Дописывают несколько слов в выбранное предложение

индивидуальная
-Внимательно посмотрите на свои записи в тетради за урок. Выберите три строки, которые вам кажутся красиво написанными и поставьте на полях звездочки.
-Допишите предложения, наиболее точно выражающие ваше состояние:
* Сегодня я узнал(а)..
*Я научился (научилась)..
*Было интересно узнать, что .
*Меня удивило, что..
*Было трудно ..
ЛУУД самоанализ

10.
Домашнее задание
Учебник, дневник
1)стр. 135. упр 4 (из раздела «Упражнения для работы дома»
Читают задание к этому упражнению и выясняют ,что им необходимо сделать дома.(При возникновении вопросов учитель на них отвечает, поясняет)
2)Уметь передать содержание правила с опорой на схему (с. 120).











Заключение
Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО. Разработана данная технологическая карта для проведения урока в 4 классе.
Определены содержание и структура урока в соответствии с требованиями к «Образовательной системе «Школа 2100» по учебнику « Русский язык» 4 класс в двух частях ,под редакцией Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В., часть 1 ; Издательство «Баллас»,Москва 2012
Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов, работающие по «Образовательной системе «Школа 2100».

Литература
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
3. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
4.Методические рекомендации для учителей, работающих по учебникам «Школа 2100»Бунеев Р.Н
5.Интернет –ресурсы( сайт «Педсовет»)












13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1Заголовок 2,H2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915