Урок русского языка в 10 классе.Тема урока:Морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля.


Дата ____________
Предмет: русский язык
10 класс по программе 11-летнего обучения .
Урок № 27


Название занятия
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля.

Тип урока
Совершенствование знаний и способов деятельности.

Общие цели
На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли научного стиля; формировать умение определять лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля , работать с текстами разных типов речи, стилей и жанров.

Результат
обучения
В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения научного стиля. Покажут умения правильно определять условия употребления . Покажут навыки работы индивидуально, в парах при определении научного стиля и подстилей. Закрепят умения свёртывания текста (доклада, аннотации,рецензии, реферата, тезисов); работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы.

Ключевые идеи
Благодаря применению инструментов критического мышления, групповой работе при изучении темы, учащиеся будут знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля
- как различать ;
будут уметь:
- давать сравнительный анализ текстов;
- принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать;
- ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;
- передавать полученную информацию другим учащимся;
- обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы;
- составлять тонкие и толстые вопросы;
- делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету.

Источники
1. Алматы «Мектеп»2014 год,З.С.Сабитова.

Материалы и оборудование
Учебник, дополнительный материал с печатного листа, ИКТ.


Ход урока

Этапы проведения занятия
Действия преподавателя и действия участников

Приветствие
I.Орг. момент
Психологический настрой.
Находите время для игры – это секрет молодости.
Находите время для чтения – это основа знаний.
Находите время дружбы – это условия счастья.
Находите время для мечты – это путь к звездам.
Находите время для размышлений – это источник силы.
Находите время для работы – это условие успеха.
Находите время для веселья – это муза души.
Находите время для любви – это истинная радость жизни.


Целевые установки и
Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).  Орфографическая разминка (работа у доски)
Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.
- Значение каких слов вам неизвестны?
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Классификация – система, по которой что-либо классифицировано
Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.
Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы
Фундаментальный – основательный, глубокий
Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.
Учитель
- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
(Г. Солганик)
- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
- Какие стили речи вам известны?
- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? 


II.Актуализация опорных знаний.
Вызов «ИНСЕРТ» (КМ)




1. Вызов «ИНСЕРТ».
Учащиеся изучают учебную информацию по теме и заполняют таблицу:
Что знаю о научном стиле?
Какие трудности испытываю при определении научного стиля?












III. Формирование новых понятий и способов действий.
РАБОТА В ГРУППАХ.
2. Работа с учебником. Изучение теоретического материала на стр. 267 §36.
«Научный стиль».
- Составление учебного конспекта.
РАБОТА В ГРУППАХ (на постерах).



IV. Применение. Формирование основных навыков и умений.


Лингвистическое наблюдение на ст. 271, упражнение 473.
Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.
В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.
Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.
В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.
Вторая служба – педагогическая деятельность.
Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.
“Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.

V. Закрепление и проверка знаний.

Усвоение новых знаний

Учитель: В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей. Ознакомьтесь с ними самостоятельно на странице учебника 268 и законспектируйте в виде схемы.
(Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях)

Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.

1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)

2.Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона.
К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.

3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила
через уран.

Самостоятельная работа.
Тест (Презентация)

Оценивание
Устная самооценка собственной деятельности на уроке.

Рефлексия и оценивание
Отвечают на вопросы:
- Какая группа работала более эффективно?
- По каким параметрам вы это определили?
- В полную ли силу ты сегодня поработал(а)?
- Кто из членов твоей группы работал более продуктивно? Почему ты дал такую оценку?
Этап подведение итогов урока и выставление оценок
Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.


Домашнее задание
§ 36, упражнение 462, стр. 276 (по заданию)



15