Урок русского языка на тему Родительный и винительный падеж одушевленных имен существительных


Гришанова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 4 классеТема урока: Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных 2 склонения единственного числа.
Цели урока:
Ознакомление с приемом различения одушевленных имен существительных 2 склонения в родительном и винительном падежах; отрабатывание приема распознавания падежей;
Развитие орфографической зоркости, мышления, умения делать выводы, анализировать.
Воспитание интереса к предмету, аккуратности, умения работать в коллективе, умения вести диалог; адекватной самооценки.
Формируемые УУД:
Познавательные: формирование умения выделять и формулировать познавательные цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные: ставить учебную задачу, сличать способы действия и результат с заданным эталоном.
Личностные: оценивать свою деятельность.
Ход урока
Организационный этап.
Минутка чистописания (слайд 1)
Бб болото бегемот
Этап актуализации знаний
Словарно - орфографическая работа (слайд 2)
- Записать слова, подчеркнуть орфограммы, определить склонение.
Железо, квартира, тетрадь, учитель, девочка, слон, день, агроном, инженер, трамвай.
- На какие группы можно разделить эти имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)
IV. Этап выявления места и причины затруднения (слайд 3)
-Запишите имена существительные 2 скл.- в 1-ый столбик в форме родительного падежа, во 2-ой столбик в форме винительного падежа.
Р.п. (нет кого?) – учителя В.п. (вижу кого?) - учителя
слона слона агронома агронома инженера инженера- Сравните окончания одушевленных имен существительных
2 скл. в родительном и винительном падежах.
(Ответы детей)
- Почему они одинаковые? (ответы детей)
V. Этап построения проекта выхода из затруднения. (слайд 4, 5)
- Заполните таблицу:
Р.п. В.п.
Вопросы Кого? Чего? Кого? Что?
Предлоги От, до, с, из, без, у, около, для В, на, про, под, за, сквозь
Окончания -а, -я -а, -я
Роль в предложении Второстепенный член Второстепенный член
- В чем сходство этих падежей? (ответы детей)
- Чем они отличаются? (ответы детей)
- Как можно различить Р.п. и В.п.
- Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевленных имен существительных? (ответы детей)
- Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (ответы детей)
VI. Этап реализации построенного проекта.
Работа по учебнику. (с. 111 упр. 201)
- Записать имена существительные в Р.п и В.п. – лиса, осел, конь.
1скл. 2скл. 2скл.
Р.п. – лисы, осла, коня
В.п. – лису, осла, коня
- Сравните окончания. Какие из данных имен существительных и в каких падежах имеют одинаковые окончания? (ответы детей)
- Что можете сказать о существительных 1 склонения?
- Что может нам помочь различить родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных 2 склонения? (ответы детей)
Вывод: чтобы различить родительный и винительный падежи мы будем использовать прием замены одушевленных имен существительных 2 склонения существительными 1 склонения.
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Работа у доски.
- Запишите словосочетания, определите падеж, используя прием замены.
Любить отца (лису) – В. п., остаться без друга (без лисы) – Р. п., уважать учителя (лису) – В. п., убежать от соперника (от лисы) – Р. п., искать одноклассника (лису) – В. п., попросить соседа (лису) – В. п., поймать вора (лису) – В. п., узнать у брата (у лисы) – Р.п.
Работа по учебнику с.112 упр. 204 (коллективное выполнение с комментированием)
- Записать предложение, определить падеж.
VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Упражнение 206. (слайд 6)
– Составьте словосочетания по заданию учебника и определите падеж.
– Самопроверка. (на слайде эталон выполнения – записаны падежи по порядку в соответствии со словосочетаниями.)
IX. Итог урока.
- Как будем различать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных 2 склонения.
X. Рефлексия. (слайд 7)- Оцените свою работу на уроке.
«Продолжи предложения»
Сегодня на уроке я научился……
Я хочу себя похвалить…..
Я хочу похвалить одноклассников….
Я думаю…
Я приобрёл (а)….
Я чувствую……
XI. Домашнее задание.
с. 113 упр. 207 по заданию.