Конспект урока по русскому языку по теме Именительный,винительный и родительный падежи имен прилагательных (4 класс)

Учитель: Ноздрунова Полина Александровна, УМК «Школа России»,
В.П.Канакина и В.Г.Горецкий, русский язык 4 класс
Именительный, родительный и винительный падежи имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.
Цель: закрепить умение правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном, родительном и винительном падежах.
Формируемые УУД:
Познавательные - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, построение логической цели рассуждения;
Коммуникативные – умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные – постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала.
Ход урока.
Орг.момент.
Повторение пройденного. Тест.
Окончания -ого, -его имеют имена прилагательные мужского рода в падеже:
родительном,
именительном,
дательном.
Укажите строку, в которой все имена прилагательные в дательном падеже.
сильному ветру, синего моря, большого счастья,
к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому,
к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю.
Укажите строку, в которой все прилагательные имеют одинаковые окончания.
сильн дождь, син шар, больн друг,
ледян катку, по ярк солнцу, к весел празднику,
родн города, летн дня, по солнечн утру.
В дательном падеже употреблено имя прилагательное:
каменный,
сильному,
морского.
Работа в паре. Проверка (слайд).
Проверка домашнего задания.
- Какие предложения у вас получились? Назовите падежи и окончания прилагательных.
1. С раннего утра до позднего вечера дятел стучал по дереву.2. Из пчелиного улья пчела летела к душистому клеверу. 3. По синему морю к далекому горизонту мимо скалистых гор плыл корабль. 4. Дети радовались ясному утру, зимнему солнцу, пушистому снегу.
4. Чистописание. Словарная работа.
петитап (аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище)
- Соберите слово. Объясните лексическое значение слова. Придумайте словосочетания (зверский, отменный, волчий).
- Что объединяет эти прилагательные? М.р. и безударное окончание.
5. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте, спишите предложение.
Старый пасечник налил душистый мед из деревянного бочонка и угощал дорогого гостя.
- Назовите прилагательные в именительном и родительном падежах. Как определить падеж? По падежу имени существительного. Старый, деревянного.
- Какие еще прилагательные вы видите, давайте определим их падеж. Душистый, дорогого.
- Какую тему урока мы будем с вами рассматривать? Именительный, родительный и винительный падежи имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.
- Определите цель. Научиться различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном и винительном падежах.
6. Физ.минутка.
7. Работа по теме.
Итак, начнем с того, что вспомним, что мы знаем о каждом падеже относительно имен прилагательных.
Схема
Им.п.
какой? -ой, -ий, -ый
какое? -ое, -ее

Р.п.
какого? -ого, -его

В.п.
какой? -ой, -ий, -ый
какое? -ое, -ее
какого? -ого, -его

Особенность одного из падежей.
- Давайте, мы с вами просклоняем, два словосочетания по данным падежам. Но вначале вам необходимо их расшифровать. Картинки – морской берег и морской окунь.
Склонение с выделением окончаний.
- Почему окончания имен прилагательных в форме винительного падежа разные? Потому что в одном случае имя существительное одушевленное, а в другом – неодушевленное, а имя прилагательное зависит от существительного.
- Предлагаю вам самим поработать с именами прилагательными, используя их в контексте, в распознавании падежей у них и написания правильных окончаний.
Работа по карточкам.
Карточка 1.
Прочитайте. Составьте и запишите два предложения: в первом употребите любое из данных словосочетаний в родительном падеже, во втором – в винительном падеже.
Российский космонавт
Космический корабль
Открытый космос
Карточка 2.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж выделенных имен прилагательных. Выделите окончания.
Глва морск конька точь-в-точь как у сказочн Конька –горбунка.
Крик горбат кита громче, чем звук реактивн смлета при взлет.
Тело элктричск ската «накапливает» элктричство. Морск жвотное пускает его в ход во время охоты и опасност .
Зубаст кашалота счтают пркрасным ныряльщикм: он может нырнуть вглубь на целый клметр.
Проверка карточек учителем (подведение итогов работы на следующем уроке).
8. Рефлексия. Итог.
- Какова была цель нашего урока? Достигли мы ее?
- Что нового мы узнали? Что повторили? За что вы себя можете похвалить?
Продолжи предложения:
Я понял, что
Мне было интересно
Мне было трудно

9. Домашнее задание.