Диагностика уровня сформированности базовых компетенций у обучающихся

Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности и УУД у обучающихся
по английскому языку в «5» классе
Цель: установление уровня сформированности компонентов деятельности у обучающихся, уровня сформированности универсальных учебных действий, анализ полученных данных, составление рекомендаций.
Структура мотивации
Учебная мотивация

Эмоц.-психол.
Внешняя
Социальная
Аналитическая
Творческая
Самосовершен.

17%
23%
14%
16%
13%
18%


Структура способностей
Учебные умения

Эмоц.-психол.
Регулятивные
Социальные
Аналитические
Творческие
Самосовершен.

18%
17%
16%
18%
16%
16%


Сопоставление структуры мотивации и способностей:
Ранг
Мотивация
Умения

1
Внешняя
Аналитические

2
Самосовершенствование
Эмоц.-психол.

3
Эмоц.-психол
Регулятивные

4
Аналитическая
Самосовершенствование

5
Социальная
Социальные

6
Творческая
Творческие

Анализ полученных результатов:
Учебная мотивация и умения диагностируются по наибольшему количеству баллов. Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. В данном случае мы видим. Что у учащихся социальная и творческая мотивации находятся на самом последнем место, абсолютно закономерно, что эти же умения менее развиты, в сравнении с остальными умениями.

Рекомендации по формированию компонентов деятельности у обучающихся:
Необходимо построить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению.
Вторая важнейшая закономерность - дидактическое проектирование исследовательской деятельности, связь отобранного содержания, методов обучения и форм его организации с уровнем проектируемой исследовательской деятельности учащихся. Дидактическое проектирование включает предметное содержание ученических исследований, деятельность учащихся, формы взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик, а также групповые, индивидуальные, фронтальные формы обучения.


Структура универсальных учебных действий:
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные

– умение прогнозировать результат;
– умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способы действия в случае возникновения расхождений
между эталоном, реальным действием и его продуктом;
– умение оценивать, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения;
– волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии;
– способность к волевому усилию – к осознанному выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

– планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация;
– управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

– поиск и выделение необходимой информации;
–применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
– умение структурировать знания;
–умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме;
–выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
–рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
–смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели;
–извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
– определение основной и второстепенной информации;
– самоопределение;
– смыслообразование;
– морально-этическая ориентация



Рекомендации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся:
Для формирования личностных УУД необходимо использовать задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД использовать задания, по типу: поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант, лист самоконтроля.
Для формирования познавательных УУД можно использовать составление схем-опор,  работа с разного вида таблицами,  составление и распознавание диаграмм,  работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы.
Для формирования коммуникативных УУД необходимо использовать задания следующих типов: составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива

Дата: 17.04.2015 Педагог: Нефедова Т.А.
15