Контрольная №1 для слушателей курсов по литературе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Задание 1.
Вопросы – завязки к урокам литературы:
5 класс: Тема: Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
Деревенский лавочник купил в городе соли, уложил в корзины и навьючил на осла. Пришлось ослу через ручей переходить. Споткнулся осел и упал в воду. Когда он вышел из воды, ему гораздо легче стало.
Лавочник вернулся в город и снова наполнил корзину солью. Когда осел вошёл в ручей, то уж нарочно упал и радостно заревел.
Лавочник понял плутню осла, ещё раз воротился в город и навьючил осла уж не солью, а губками. Дошёл осел до середины ручья и опять упал в воду, губки впитали в себя много воды. И не смог сам подняться ослик.
Вот так и в настоящей жизни некоторые люди своими хитростями, сами того не ведая, доводят себя до ситуации рассматриваемой в басне.
- Расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой я вам рассказала? А вам, ребята, приходилось встречать таких людей?

6 класс: Тема: Сергей Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Черемуха»

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение:
Поэт, писавший о берёзах,
Поэт, воспевший кабаки.
Страна звала его Серёжей
И самым первым на Руси.

А он, летя на тройке борзой,
Среди заснеженных полей
Такой колючий и морозный
Пил воздух родины своей

- Сегодня на уроке мы еще раз прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.
-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

7 класс: Тема: М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия».

На доске портрет Ломоносова.
(Портрет, выставка книг)

Учитель: Ребята, знаете ли вы, кто изображен на портрете?
А) На столе учебники: «Литература», «Обществознание», «Физика», «Русский язык», «Химия», «География».
Ребята, как вы думаете, почему на нашем уроке представлены эти учебники?
Какой ученый может объединить все науки, представленные в этих учебниках?

О ком же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Какие задачи мы поставим перед собой?

8 класс: Тема: Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты)

«И красив он был, как никто другой, и голос его как труба в народе, лицо его как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь побеждал, но был непобедим»

- Кого из Великих князей описывают в вышеприведенном житие?

9 класс: Тема: Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».

- Ребята, закройте глаза (учитель пересказывает содержание произведения, называя действующих лиц, почти до самого конца, оставив интригой только финал).
Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.
Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».
- Как развивались их отношения дальше?
Задание 2.
Пословица: Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Пословица - средство мотивации учащихся к познанию. Я применяю их в организации конкурсов, игр, результаты которых зависят от уровня знаний учащихся. А ведь книга - один из источников знаний.
Стремление быть первым, отличиться в знаниях свойственно школьнику любого возраста, особенно учащимся средних классов. В этом возрасте дети наиболее активны, их легко организовать на участие в интеллектуальных соревнованиях, стремятся что-то сочинить, создают свои первые разножанровые произведения. И по - моему, детям совсем небезразлично мнение окружающих об их первых опытах.



Задание 3.
1 ряд: Однотематические литературные произведения: «Повесть о Шемякином суде» (школьная программа – 8 класс), «Повесть о Ерше Ершовиче» (предложение - включить в школьную программу).
Народной мудростью пронизаны сатирические произведения. В «Повести о Шемякином суде» обличаются мздоимство и корыстолюбие.
С помощью завёрнутого в платок камня бедняк выигрывает суд у нескольких богачей. Судья думал, что у бедняка в платке предназначенные ему, судье, деньги, и потому решил дело в его пользу.
Ещё более острой пародией на судебные порядки стала «Повесть о Ерше Ершовиче». В ней в виде рыб представлены люди разных сословий и занятий. Дворянин Лещ жалуется на лихого человека Ерша, не дающего спокойно жить зажиточным рыбам. Ёрш пытается оправдаться, но тщетно. Ведь судят его не по правде, а по мзде. Наконец, Ершу вынесли суровый приговор. Плюнул Ёрш судьям в глаза и скочил в хворост: только того Ерша и видели так заканчивается «Повесть...».

2 ряд: Одноимённые литературные произведения:

Урок литературы в 5 классе по теме: рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (школьная программа).
поэма А.С.Пушкина «Кавказский пленник» (предложение - включить в школьную программу).
Слово учителя:
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.
Л. Н. Толстой всю жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Веру в возможность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе: «Кавказский пленник».
Жилин (главный герой этого произведения) смелый человек, понимая то, что в любой момент он может оказаться в плену или быть убитым, он всё же решается ехать к матери. Вместе с Жилиным Толстой отправляет героя, совершенно противоположного по своим качествам. Костылин неуклюж, пуглив, труслив, и с помощью создаваемого контраста Толстому более ярко удаётся показать фигуру Жилина. Жилин и Костылин попадают в засаду. Сцена противостояния Жилина татарам показывает, что наш герой не паникует, не боится, готов бороться до последнего.
В плену Жилин держится достойно. Он не падает духом, очень внимателен ко всему, что его окружает. Читатель чувствует, что Жилин не со злобой относится к врагу, а с интересом. Особо затрагивает момент, когда Жилину удаётся найти контакт с детьми татарчатами. Жилин проявляет смекалку: мастерит, чинит, лечит, чтобы найти подход к местному населению. Все его умения и способности ярко выражаются и спасают его от уныния, тоски и грусти. Костылина татары тоже ловят и сажают его вместе с Жилиным в сарай. И опять читатель видит, насколько подавлен, напуган Костылин, и насколько силён духом и спокоен Жилин.
Побег пленников не удачен. Ожесточаются условия их существования. Мастеря куклы, Жилин завоёвывает симпатию татарской девочки, дочери своего хозяина. Чисто из - за жалости Дина помогает выбраться нашему герою из плена. Помощь татарской девочки ещё раз даёт Жилину шанс обрести свободу. Он бежит один, так и не сумев уговорить Костылина бежать вместе.
В плену Жилин проявил силу характера, силу воли, огромную веру в спасение. Ему удалось выбраться из плена. Остался Жилин служить дальше на Кавказе. Рассказ написан как своеобразное опровержение поэмы Пушкина «Кавказский пленник».

- Герой поэмы – «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой и составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. С целью обретения свободы путешественник отправляется в область диких и естественных нравов, но там оказывается в положении раба.
Пленник холоден и предан другой – навсегда единственной возлюбленной свободе. Он – не может любить, сердце его навсегда остыло. В диалогах пленника с черкешенкой читатель видит лишь душевную пустоту героя. Пленнику нечем ответить на глубокое чувство молодой черкешенки, ведь он потерял способность любить.
Пушкинский герой остаётся жив и обретает свободу благодаря молодой
черкешенки. Она, понимая то, что её любовь к пленнику безответна, бросается в воду и тонет. Герой же проявляет поразительное равнодушие.
Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его чёрством сердце. Позже, отводя упрёки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку – да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблён в черкешенку – он прав, что не утопился»
Вывод: Образ кавказского пленника многопланов, философски глубок, интересен, неоднозначен, побуждает к размышлению.

Работа с текстом. Работа учащихся в группах.
Задание для первой группы.
I. группа.
- Выразительное чтение или художественный пересказ отрывков произведений по данной тематике;
Задание для второй группы.
II. группа.
- Найти описания образа кавказского пленника в каждом из произведений;
Задание для третьей группы.
III. группа.
- Выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений;
Задание для четвёртой группы.

Задание 4.
Тезисный план урока (Смысловое движение).

Тезисный план-конспект урока литературы в 7 классе.
А.П.Платонов. Рассказ «Юшка». Цели и задачи урока:
Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; характеризовать героев; кратко пересказывать эпизоды; познакомить с особенностями языка писателя; провести  словарную работу, расширить кругозор учащихся.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные способности.
Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать гуманное отношение к людям, сострадание, милосердие.

Оборудование: художественный текст, портрет писателя, толковый словарь, красочно оформленные высказывания из Библии.
ХОД УРОКА
Сообщение целей и задач учащимся.

1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя.
1.Рассказ о писателе.
- Давайте прочтём в учебнике об одном из эпизодов трудовой жизни Платонова.
Ученики вслух или про себя читают отрывок из статьи.
Ребята, какое впечатление произвел на вас этот рассказ о писателе?
Действительно, Платонов очень рано проявил себя. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Также очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. И к тому моменту, о котором говорится в вашем учебнике, он был уже известным журналистом и писателем в родном городе.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он очень много написал для детей: это были рассказы, пьесы и сценарии:
«Избушка бабушки»,
«Добрый Тит»,
«Неродная дочь».
Он также занимался переработкой народных сказок. Вы, возможно, читали сказки в обработке Платонова: «Финист- Ясный Сокол»,
«Волшебное кольцо».
II. Изучение рассказа. Вопросно-ответная беседа:

А сейчас мы обратимся к рассказу А. Платонова «Юшка», который вы прочитали дома. Давайте перечитаем начало рассказа.
Учитель читает рассказ от слов: «Когда Юшка утром шел по улице...» до слов: «... вы мне в глаза землей попали, я не вижу.»
Ребята, почему Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают
его»),
А как автор объясняет, почему взрослые обижали его?
(«У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»).
А сам Юшка умел любить? Что он делал для любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа.

Можно предложить ученикам примерный план рассказа.
Куда уходил Юшка каждое лето?
Смерть Юшки
Гостья Ефима Дмитриевича
Плоды Юшкиной любви.
Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе
отношение к людям и миру?
(От слов «В июле или в августе...» до слов «об этом никому в городе
не было известно». Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было несложно найти точку приложения своей любви (девочка-сирота)










15