Методическая разработка для учителей Методика занятий в круге


Разработка занятия для проведения на методическом объединении учителей начальной школы, мастер класс (возраст детей -9-10 лет)
Автор - ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА БОНДАРЕНКО, использование методики круга
1 июня 2012 года указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В октябре 2012 года в рамках утверждённой стратегии в Перми был проведён открытый педагогический форум «Воспитание с помощью окружения» по вопросам влияния окружения на детей, целей и задач детского воспитания.
Содержание занятия:
Цель такого мероприятия: выработать план действий для достижения положительного результата, способствовать раскрепощённости личности, формировать коммуникативные навыки.
Добрый день, уважаемые преподаватели! Вы сейчас находитесь в роли наших обучающихся. Мы моделирум ситуацию, сложившуюся в одном из классов. Попробуем решить проблему детей, выполняя все задания.
Предлагаю организовать круг и провести игру по вашему выбору (предположим, это будет игра
1. «КРОКОДИЛ»)
(Проведение игр способствует сплочению детей, между ними возникают доверительные отношения)
В нашем круге мы показываем движения: предположим, один из Вас крокодил - перекрещенные руки вверху. Стоящие справа и слева коллеги должны изобразить что-то вроде конечностей (скрещенные махающие кисти рук) И так далее, пока все в круге не будут заняты.
Сегодня мы поработаем над темой, которую вы считаете важной, актуальной для достижения оптимальных успехов в своём педагогическом труде. В круге участники обсуждают тему для освещения. Каждый высказывает своё мнение отдельно. Суммируя все высказывания, модератор выдвигает тему:
2. «КАК ЗАМОТИВИРОВАТЬ РЕБЁНКА НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?»
(Напоминаем, что каждый учитель находится в роли обучающегося). При обсуждении необходимо учитывать правила.
3. НАПОМНИМ ПРАВИЛА ОБСУЖДЕНИЯ В КРУГЕ:
Не устраивать диалоги (т.е. говорить по очереди, выслушивая других)
Равенство и важность (Каждое мнение важно и каждый участник равноправен с другими)
Обсуждаем только одну тему
Важно, чтобы сказал каждый (не знаешь, что сказать, говори, что чувствуешь)
Важно слушать и слышать других
Не спорить, не критиковать, не оценивать
Подниматься выше над отторжением (+1)
Избегать лозунгов (клише)
Принимаем решение коллективно
Формируем поле любви и тепла
10,5 Соблюдаем регламент (Это по сути 11-е правило!)
Разрабатываем сценарий:
Начальная, стартовая ситуация. Предполагается, что у обучающихся отсутствует мотивация, дети агрессивны, не выполняют домашние задания, отличаются плохим поведением в школе и на улице, не считают мнения взрослых (учителей и родителей) авторитетным, отдают предпочтения играм, улице и другим факторам, плохо влияющих на учебный процесс.
Предполагаемый конечный результат: у детей должна появиться заинтересованность, измениться поведение и отношение в школе, в других организациях, должно проявиться положительное отношение к дополнительному образованию для развития творческого потенциала. Необходимым условием должно стать присутствие окружения таких же заинтересованных людей (одноклассники, родители, учителя). Высшим достижением должна стать инициатива самих ребят по достижению ситуаций успеха.
В ходе мероприятия ставятся задачи:
Какие универсальные учебные действия, полученные ранее тобой в школе, тебе пригодились для создания ситуации успеха? Возможно, не в учебных занятиях. (Предполагаемые ответы детей)
Какие универсальные учебные действия ты хочешь ещё приобрести для того, чтобы подняться на определённый уровень? (Дети могут вспомнить все мероприятия, в которых они участвовали, которые запомнились, и которые принесли им высокий результат, успех. Возможно, в это время он испытывал чувства эйфории, был прилив энергии. Можно это каждому проговорить в круге)
Нарисуй своё идеальное будущее, к которому ты придёшь, учась в школе (Возможно, предполагаемая будущая профессия)
7. ОБОБЩЕНИЕ
Каждый участник круга по очереди высказывается по данным вопросам. Модератор группы строго следит, чтобы высказался каждый. В ходе обсуждений члены группы во главе с модератором:
а) суммируют все мнения,
б) проговаривает все мнения для понимания всеми членами группы, формулирует решение
в) возможно, на данном этапе занятия не будет обобщения в виде совершенно нового действия, ведущего к идеальному состоянию классного коллектива по достижению нового уровня (+1). Важно, чтобы мнения всех были учтены, каждый участник «услышал себя, свое мнение», озвученное модератором.
8. РЕФЛЕКСИЯ
Какие чувства Вы испытывали сегодня при решении вопроса по формированию мотивации к учебному процессу?
Какие самые яркие воспоминания привели Вас к положительному решению? (изменение ситуации, существующей на данный момент) Какой план работы над собой у Вас возник в ходе сегодняшнего занятия? (На определённый отрезок времени) Хотели бы Вы провести такие занятия с детьми?
9. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ - обязательно в круге!