план-конспект урока по самопознанию на тему В прекрасное Далёко я начинаю путь… (8 класс)





























Разработка урока по самопознанию в 8 классе
Тема: «В прекрасное Далёко я начинаю путь»
Дата: 10 февраля 2011 года Цель урока: расширять представление учащихся о значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни, предназначении человека как духовной личности и индивида, человеческих ценностях; профилактика вредных зависимостей.
Задачи:
раскрыть взаимосвязи стремления человека к духовному росту с пониманием смысла своей жизни;
развивать представления о роли мыслей и действий в повседневной жизни и в судьбе человека;
воспитывать внимательное отношение к своим словам, мыслям и действиям.
Ресурсы: Презентация урока «В прекрасное Далёко я начинаю путь», клип на песню «Лети моя душа» - группа «Ночные снайперы», клип «Подари улыбку миру», рабочие листы для практической работы «Этот удивительный мир» и кластера «В прекрасное Далёко я начинаю путь», бумажные сердечки для пожеланий, видеоклип «Интервью с богом», аудиозапись песни «Прекрасное далеко», видеоклип «Дорога добра».
Ход урока: (Слайд №1)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 1. Приветствие -  Добрый день! Мне очень приятно видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем всем удачи.

2. Круг радости. (Слайд №2).
«Вы пришли в этот мир не просто для того, чтобы прожить жизнь. Вы здесь для того, чтобы наполнить мир жизнью, видением перспективы, надеждой и свершениями. Вы здесь для того, чтобы обогатить мир. И если вы пренебрежёте этим, вы сделаете себя беднее». Вудро Вильсон

(Слайд №3). Видеоклип «Подари улыбку миру»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- Давайте тоже подарим улыбку всему миру и каждому в этом классе и в таком прекрасном настроении продолжим наш урок.

3. Вступление в тему урока. (Слайд №4).
Все вы знаете, что эта замечательная женщина широко известна не только в Казахстане, но и далеко за пределами ближнего и дальнего зарубежья. Это Сара Алпысовна Назарбаева.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

(Слайд №5). Биография Сары Алпысовны Назарбаевой
Сара Алпысовна Назарбаева родилась 12 февраля 1941 года в селе Кызыл-жар Карагандинской области. В 1962 году вышла замуж за Н.А. Назарбаева, имеет трех дочерей, внуков, правнуков.

(Слайд №6). С февраля 1992 года  создатель и президент республиканского детского благотворительного фонда «Бобек». Фонд оказывает реальную помощь обществу в решении проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов подрастающего поколения, нравственно-духовным образованием и воспитанием детей.

(Слайд №7). Окончила завод  ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате, экономист, почетный профессор КазГу (2000 г.) После окончания ВТУЗа работала на Карагандинском металлургическом комбинате, ПО «Карагандауголь».

(Слайд №8). Республиканский фонд «Бобек» организовал во всех регионах республики детские фонды по поддержке и оказанию помощи детям-сиротам, инвалидам, детям из многодетных семей.

(Слайд №9). Сара Назарбаева  автор ряда книг: «Педагогические проблемы укрепления и развития здоровья учащихся, их нравственного воспитания с использованием системы „Детка“ Порфирия Корнеевича Иванова» (1999); «Здоровье человека и система П.К. Иванова «Детка» (1999, в соавторстве); «Путь к себе. Учение Порфирия Корнеевича Иванова как метод воспитания здоровой личности» (1999); «Этика жизни» (2001); «С любовью» (2001).

(Слайды №10-14). Республиканский центр «Бобек» г.Алматы.

4. Сообщение темы и целей урока. (Слайд №15).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Слушая музыку, что вы вспомнили?
Да, я тоже при звуках этой мелодии вспоминаю свое детство. Но детство заканчивается и каждый человек отправляется в путь, которая называется ЖИЗНЬ. А в чем заключается смысл жизни?.. Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам послушать стихотворение С.Надсона «Идеал».

5. Чтение. (Слайд №16).
ИДЕАЛ
Не говори, что жизнь игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь – разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.
И тот, кто мыслию летучей
Сумел подняться над толпой,
Любви оценит свет могучий
И сердца идеал святой;
Он бросит всех кумиров века,
С их мимолётной мишурой,
И к идеалу человека
Пойдёт уверенной стопой!

6. Рубрика «Беседуем». (Слайд №17).
В чем смысл жизни в авторском понимании?
Как вы понимаете смысл строк «любви оценит свет могучий»?
Как вы думаете, какое значение придает автор мыслям человека?

7. Рубрика «Узнаём новое». (Слайд №18).
Человек является частью окружающего мира. Он познаёт мир через деятельность. Пробуя себя в различных её видах, развивает свои физические, интеллектуальные и духовные качества, находится в непрерывном развитии, в вечном стремлении к будущему.

(Слайд №19).
Познавая себя, постигая смысл окружающей действительности, человек духовно развивается. Духовный мир является двигателем в созидании себя и своей жизни. Такие духовные качества, как любовь, вера и надежда, являются источником счастья, добра и радости.
Человек, задумываясь о смысле своей жизни, ищет ответы на множества волнующих вопросов и выстраивает свой жизненный путь.

8. Видеоклип «Интервью с богом». (Слайд №20). - А сейчас я предлагаю посмотреть один замечательный видеоклип «Интервью с богом». Автор в своем коротком фильме воплотил свой сон, который глубоко взволновал его сердце и оставил в его душе неизгладимый след. После этого сна у него открылось новое видение мира, оценка человеческих качеств.

«Этот удивительный мир». (Слайд 21).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

9. Практическая работа учащихся «Этот удивительный мир». (Слайд 22).
Проанализируйте рубрику «Узнаём новое» и видеоклип «Интервью с богом», заполнив таблицы, которые лежат перед вами.
В нужной графе поставьте знак «+»

10. Чтение притчи М.Шаханова. (Слайд №23).
Когда-то в старину на берегу Сырдарьи жил один бай. Однажды случилось наводнение, и всё добро бая вместе со скотом унесло течением. Сам бай умел плавать и чудом уцелел. Выбираясь на берег, дрожащий, по колено в воде, он судорожно повторял: «О Боже, дай мне достойно прожить остаток дней». Наблюдавший за ним молодой самодовольный джигит только посмеялся над словами старика: «Аксакал, возраст ваш перевалил за семьдесят. Всего нажитого вы лишились подчистую. О каком ещё достойном будущем вы говорите?» С этими словами он хлестнул лошадь и ускакал.

(Слайд №24).
Но разве в этом вечно меняющемся мире есть что-нибудь постоянное? Прошло время, случилась сильная засуха, и тот самый молодой безжалостный бай тоже остался с единственной уздечкой в руках. Скот его пал, все родные умерли с голоду, а сам он отправился бродяжничать в поисках пропитания. Голодный, несчастный он вдоль Сырдарьи и, наконец, приметил издалека дымок. Когда добрался до жилья, встретила его женщина, открыла ему дверь юрты и усадила на почётное место. Поняв, что гость голоден, предложила ему пищу. Детишки её резвились, играя в асыки.

(Слайд №25).
- Поешьте, отдохните, скоро и хозяин придёт,- сказала женщина и принялась хлопотать по дому. Спустя некоторое время в юрту вошёл тот самый старик с бородой до пояса. Они тотчас узнали друг друга. Поужинав, старец посмотрел на гостя и заговорил:

(Слайд №26).
- Когда ты, посмеявшись надо мной, отправился своей дорогой, я пошёл вдоль реки, пока не набрёл на этот аул. Здесь меня приняли с участием, накормили, обогрели, оказали помощь. Хозяйка этого дома была вдовой. Со временем из двух половинок мы создали целое. Всё моё богатство нынче – вот в этих сорванцах. Держим скотину, тем и кормимся. Вот о чём я и просил тогда Бога – о достойном продолжении жизни. Желание моё исполнилось, и я благодарен Аллаху тысячу и один раз. Богатство сегодня есть, а завтра его нет. Когда-то ты очень заблуждался, дорогой. Теперь ты, должно быть, убедился, что неверный поступок человека отзывается ему эхом.

11. Беседа по содержанию притчи. (Слайд №27).
В чём проявилась мудрость аксакала?
Как вы думаете, в чём была ошибочность рассуждений джигита?
Как вы поняли смысл притчи?

(Слайд №28).
- В чём вы видите смысл жизни? (Выслушиваются ответы детей).
Можно по-разному определять цель своего существования и своего будущего, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Я думаю, что вам легче будет определить для себя и ответить на очень непростой вопрос: «Что такое жизнь? И в чём заключается смысл настоящей и будущей жизни каждого человека?» после просмотра видеофильма «Книга жизни»

12. Видеоклип «Книга жизни». (Слайд №29).

13. Практическая работа «В прекрасное Далёко я начинаю путь»
(Слайд №30).
Составьте кластер на эту тему. Отправляясь в путь, который мы называем «БУДУЩЕЕ», какие качества души или ценности вы обязательно возьмёте с собой.

14. Круг «От сердца к сердцу» (Слайд №31).
У вас на партах лежат бумажные сердечки. Напишите пожелание своему товарищу по парте и прикрепите его к левой стороне груди.
А теперь давайте встанем все в круг и каждый произнесёт своё пожелание на будущее своим одноклассникам.

15. Напутствие (Слайд №32).
И в напутствие перед дорогой давайте посмотрим ещё один видеофильм «Дорогою добра»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

(Слайд №33).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415













(Слайд №34).
На уроке были использованы:
1. Учебник «Самопознание» для учащихся 8 класса. «Б™бек». Алматы 2010.
2. Тетрадь для ученика 8 класс. «Б™бек». Алматы 2010.
3. Методическое пособие для учителя 8 класс. «Б™бек». Алматы 2010.
4. Фотографии С.А.Назарбаевой из Интернетресурсов.
5. Песня «Прекрасное Далёко» из кинофильма «Гостья из Будущего» 6. Видеоклип клип на песню «Лети моя душа» - группа «Ночные снайперы». //htt./ viki..rdf.ru.
7. Видеоклип «Подари улыбку миру». //htt./ viki..rdf.ru.
8. Видеоклип «Интервью с богом». //htt./ viki..rdf.ru.
9. Видеоклип «Дорога добра». //htt./ viki..rdf.ru.












13PAGE 15


13PAGE 14315




школа - гимназия имени Ермухана БекмахановаРазработка урока по самопознанию
в 8 классе
Тема: "В прекрасное Далёко
я начинаю путь..."подготовила психолог школы и учитель по самопознанию
Ибеева Алтынкуль Алмасбековнас.Толе би
2011 год Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315