Конспект классного часа День православной книги. Первопечатник Иван Федоров и его первая книга Апостол

«День православной книги»


Цель:
сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о появлении на Руси первой печатной книги и ее создателе – Иване Федорове, познакомить учащихся с православными писателями, заинтересовать шестиклассников православной
книгой, ее содержанием.

Оборудование и технические средства:
1. Мультимедийная презентация «День православной книги»;
2. Выставка православных книг и печатных изданий («Русский Дом», «Славянка», «Фома», «Виноград»);
3. Фрагмент фильма «Первопечатник Иван Федоров»
4. Выставка детских рисунков «По страницам православных книг»

« Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
      Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел».


Сценарий мероприятия

Почему Русь зовется святою?
Потому что от края до края
Здесь всегда жили люди мечтою
О потерянном божьем рае.
И искали к нему тропинку.
И в селении самом убогом,
Затепляя свечу иль лучину
Преклоняли колени пред Богом
И творили святую молитву,
И в иконные прятались лики -
Пред каждой бедой и битвой,
И в любом испытанье великом.
И под саблями половецкими,
И под темной татарской ордою,
И под пулями злыми немецкими
Русь всегда оставалась святою.
Потому что знала и верила
За страданье - любовь и награда
И земное пространство мерила
Красотою небесного града.
Так до века святой Русь останется
И Христовой верной невестою
И бредет Русь, святая странница,
По дорогам царства небесного.
Клип Ж.Бичевской «Мы православные»
Дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас здесь в этот светлый чудесный день. Наш календарь изобилует различными праздниками, знаменательными и памятными датами. Мы привыкли, что время от времени появляются новые и входят в нашу жизнь.
Желая еще раз напомнить соотечественникам о важности книги для духовной культуры народа, Синод Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года принял решение учредить «День православной книги» и отмечать его 14 марта, в тот день, когда на Руси появилась первая печатная книга. Этой книгой стал «Апостол» Ивана Фёдорова. И вот, с 14 марта 2010 года в России отмечается День православной книги.
А cейчас коротко вспомним историю создания современной книги
1.Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. А потом в 15 веке ИОганн Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.
На Руси зачинателем печатного дела был Иван, диакон церкви Николы Гостунского в Кремле. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин
2. Рассказ о жизни и деяниях Ивана Федорова.
В 1: Известно, что родился между1510-1530 годами, учился в Краковском университете, где получил ученую степень бакалавра. В юности (1530–1550) жил и работал на Украине, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортИру – дальнюю предшественницу «катюши»). Предположительно, именно там узнал о типографском деле. По приезде в Москву Иван Фёдоров оказался в окружении митрополита Макария. В Москве Иван получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. И он, Иван Федоров, удостоился этой чести и вскоре принимал участие в работе комиссии по «исправлению» церковных книг (устранению разночтений).
В 2: Иван Федоров понимал, что книги нужны людям, что без книг нет знаний, нет будущего.
Ради книг он должен жить и трудиться. По благословению митрополита Макария Иван Федоров едет в Тверь в Отрочь монастырь побеседовать с узником этого монастыря – Максимом Греком, знающим тайну печатания книг. При встрече с ним Иван Федоров старался запомнить каждое слово ученого грека.

Открыл он дело книгопечати по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор в Москве в 1553 году.
Но готов он был только в 1563 году.

В 2: Просыпались по застрЕхам птицы,
Запевали третьи петухи.
Поднималось солнце над столицей,
Золотя шатрОвые верхИ.
В 3:Царь спешил на стройку. Там умело
Возводили стены мастера
Для большого дела, для живого –
Первого печатного двора.
В 1:Вот они! Пока еще без крыши,
Меж лесами прорези окон.
И заметно с каждым днем все выше
Становился дом со всех сторон.

В 2:Царский глаз, усталый, воспаленный,
Все искал: не кроется ль изъян
Пред царем коленопреклоненный
Книжный мастер – Федоров Иван.

В 3:Царь Иван стал будто ростом ниже,
С мастером Иваном говоря,
Молодой, широкоплечий, статный,
Перед Грозным Федоров Иван

В 1:О палате рассуждал печатной:
Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлитЫ

В 2:Грозный царь стоял и думал думу
О дерзанье царственном своем.
И в печати помощь видел Грозный
Для своих больших державных дел

Историю Ивана Ф и Грозного можно посмотреть в фильме «Первопечатник Иван Федоров». Я вам покажу отрывочек, а вы, если захотите потом можете посмотреть весь от начала до конца
Фильм о Фёдорове

Слайд Апостол
В 3:Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это – первая точно датированная русская книга.
Я: Было напечатано около 2000 экземпляров Апостола. Из них 23экземпляра остались в Москве, 13находятся в Санкт-Петербурге,
3в Киеве, по 2в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске. Ещё около двадцатив различных городах мира
«Апостол» 1564 года непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века. Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание». Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст «Он понимал свою роль в истории русской культуры снабдив свои издания послесловиями, в которых он говорит как Бог и обращается к Богу как равный. Никогда после него ни у одного печатника не было такого высокого самосознания... Он был и остаётся первым потому, что первым создал печатные книги с таким безупречным искусством». Это творение Ивана Федорова было образцом для его учеников и почитателей, для продолжателей его великого дела. Произведения всех русских печатников 16века носят явные следы благотворного влияния фёдоровского мастерства. Но ни одно из этих произведений не могло превзойти технический и художественный уровень «Апостола» 1564 года.
. Книга была напечатана в первой государственной типографии, которая находилась в палатах на Никольской улице. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Издание было богато украшено гравюрами и орнаментными украшениями.
Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии оправдан тем, что именно «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св. Писания.
«Апо
·стол» – богослужебная книга, включающая в себя Деяния апостолов, семь соборных посланий и четырнадцать посланий апостола Павла.
Итак, первая, точно датированная печатная книга на Руси увидела свет в марте 1564 года. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над ней почти год! Это был большой том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги.
Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо. Первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, в котором переплетались виноградные лозы с кедрОвыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв

«Часовник» - небольшую книгу, употреблявшуюся как в богослужении, так и при обучении грамоте.
Учитель: В 1566 году Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем оставил Москву и переехал сначала в Литву, потом на Украину. Одной из причин было недовольство отдельной части церкви, священников, считавших кощунством механическое воспроизведение священных текстов с помощью печатного станка. Также не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-
переписчикам новые веяния в книжном деле. Труд переписчика становился абсолютно невыгоден: ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле. В этом же году в типографии Федорова произошел пожар, и он был неслучайным.

В1:И тогда не знали два Ивана,
Заведя горячий разговор,
Что по воле вражеского стана
Запылает их Печатный двор.


В2:Что объявят «ересью и ложью»
Всю печать – не рукописный труд,
И, призвав на «ересь» «кару Божью»,
Двор Печатный ночью подожгут.

В3:Что потом боярин сговорится,
Как бы им народ ввести в обман,
Что покинет древнюю столицу
Для чужбины Федоров Иван

Я:«Зависть и ненависть нас от земли и Отечества и от рода нашего изгнали в иные страны, неведомые доселе», – писал Федоров в послесловии к своим книгам. Но Федоров и Мстиславец продолжали заниматься печатным делом. Несколько лет первопечатники работали в Заблудове, в типографии литовского гетмана Григория ХодкЕвича, известного покровителя православного просвещения. Здесь был напечатан сборник евангельских текстов «Учительное Евангелие» -сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов.. В Заблудове в 1570 году вышла новая книга Ивана Федорова «Псалтырь с Часословцем». Примерно после [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Ходкевич состарился, у него началась болезнь головы, он посчитал, что книгопечатание дело ненужное, типографию решил закрыть, а книгопечатникам предложил заняться земледелием.
Для продолжения печатного дела Иван переселился во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и здесь Иван Фёдоров решил продолжать начатое, но испытал немалые трудности. Для продолжения книгопечатания нужны были денежные срЕдства. Для этой цели Иван обратился за помощью к богатым русским и греческим купцам, проживающим во Львове; но купцы не помогли Ивану. Помощь оказали отдельные небогатые священники и городские прихожане. В основанной им типографии Иван напечатал второе издание «Апостола» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет своими содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».
Также во Львове В 1574 году он издал первую русскую «Азбуку». Открывали ее 45 букв кириллического алфавита. В азбуке находились учебные тексты, грамматические конструкции, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. В послесловии Иван Федоров писал, что букварь «напечатан для пользы русского народа». Финансовые трудности вынуждают Ивана Федорова поки-нуть Львов и поступить на службу к богатому украинскому феодалу, князю Константину Острожскому. В городе ОстрОг заработала четвертая по счету типография Ивана Федорова. Мастер продолжал печатать свои книги. И именно здесь в 1581 году им была напечатана первая полная славянская Библия. Она стала известна под названием «Острожская Библия». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний Ивана Федорова.
Умер Иван Федоров в 1583 году 5 декабря. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».
Потомки высоко оценили заслуги Ивана Федорова в просвещении Руси. Именем первопечатника названа одна из старейших и лучших типографий в России (ныне Издательско-полиграфический холдинг «Иван Федоров») в Санкт-Петербурге, издательско-полиграфический техникум (ныне колледж) носит его же имя, в 2010 году в связи с 80-летием со дня основания имя Ивана Федорова получил Московский государственный университет печати (бывший Полиграфический институт) - крупнейший в стране вуз, готовящий специалистов в области полиграфии и издательского дела. . Книгоиздатели и книговеды ежегодно, начиная с 1959 года, проводят научные сессии, посвященные проблемам истории книги и книжному делу – «Федоровские чтения». Вышло большое количество трудов, посвященных жизни и деятельности Ивана Федорова.
В2: В центре Москвы, на Никольской улице поставлен памятник первопечатнику. Монумент был открыт в торжественной обстановке 12 октября 1909 года.
И еще одно свидетельство уважения к памяти первопечатника: в 2009 году Русской православной старообрядческой церковью Иван Федоров был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник». День его памяти 5 декабря по старому стилю.
Я: Сам Иван Фёдоров никогда не называл себя первопечатником. Смысл своей жизни Иван Фёдоров определил так: «Духовные семена надлежит мне по вселенной рассеивать». Да, жизнь его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины 15 века
Я: Быть россиянином - значит любить свою историю, знать российскую культуру, обычаи. Это всё сформировано на протяжении тысячи лет. И сформировалась наша российская культура под благодатным воздействием Православной Церкви. В старину - храмы и монастыри были местом, где развивалась культура. Первая живопись - иконы, первая архитектура - каменные храмы. Первые произведения литературы тоже связаны с Церковью. Изучить литературу, русскую живопись нельзя, не зная Православия. Очень мудро сказал когда-то А.С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше ПисанияЕго вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра»
Библиотекарь: К огромному сожалению, в последние годы в России и не только в России, в век технологического прогресса, серьёзно снижается уровень грамотности населения. Чтение перестаёт быть национальной и культурной традицией. Мы, к сожалению, перестаём быть самой читающей нацией в мире. Да, во все времена мудрые люди считали, что книги просвещают душу. Книги - сказочные лампы, дарящие человеку духовный свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. И конечно же, это в первую очередь можно сказать о православной книге. Ко Дню православной книги мы с Натальей Леонидовной оформили выставку книг «Моя любимая православная книга». На страницах этих книг вам откроется богатейший материал для размышлений, который поможет получить ответы на различные вопросы. Также я распечатала несколько книг, которые помогут вам развивать в себе такие человеческие качества, как: добро, милосердие, сострадание. Надеюсь, что вы возьмете их на каникулы домой почитать.
В заключение мероприятия я хочу поблагодарить вас за то, что вы стали его участниками. И пусть на жизненном пути вас греет КНИГ ДУХОВНЫЙ СВЕТ.






















15