План-конспект урока по литературному чтению УМК «Школа 2100» 4 класс «Ю. Мориц Баллада о фокусах шоколада»

План-конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа 2100»
Класс: 4
Урок № 6
Тема: Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
Цель: знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности; развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения; воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Оборудование: презентация Power Point, выставка книг, портрет Ю. Мориц.
Литература: « В океане света», книга для чтения в 4 классе. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. УМК «Школа 2100»; рабочая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока
Организация учащихся на работу.
Психологический настрой
Я рада видеть каждого из вас
И пусть за окном прохладная погода,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Прикоснитесь  друг   к  другу  ладошками  и подарите  чувство  уверенности  в  том, что сегодня у вас  всё  получится.
II. Проверка домашнего задания.
- Ответы на вопросы с.25 учебника
ПI. Самостоятельное чтение авторского текста
(с. 25 учебника).
- Почему близнецы чувствовали себя лучше?
(Они прочитали любимые книжки)
- Чем решили заняться ребята, чтобы не скучать?
( Чтением стихотворений)
-Любите ли вы читать стихи? Какие?
IV. Знакомство с темой урока.
Выполнение задания1 (тетрадь, с. 10).

а) Прочитайте стихотворение-путаницу.
Из чердачного окошка
Выходят собака и кошка.
Вдвоем веселее дорожка,
Залезем на облако, крошка.


б) Распутайте строчки:

(Из чердачного окошка
Вышел кот и вышла кошка.
Втроем веселее дорожка
Залезем на облако крошка)

- Стихотворение «Что над чем?»
- «Ворона»
в) Запишите названия стихотворений.
г) Кто автор? (Юнна Морц.)

2. Беседа.
- Какие еще произведения Юнны Мориц читали?
(Любимый пони, Резиновый ежик, Ванечка, Большой секрет для маленькой компании)
- Что можете рассказать?
Юнна Мориц - автор этих произведений. В  прошлом  году  она  отметила  свой  юбилей. 
Ей исполнилось 75 лет. Произведения  её наполнены любовью. Интересно, что все герои  Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети.  Она  безумно  любит  своих  читателей  и до  сих  пор  встречается  с  ними. На  её  официальном  сайте  в  сети  интернет, вы  можем прочитать об  этом. 
3. Книжная  выставка
К нам  в  гости  сегодня  пришли  её  книги.
Если вам пока еще не встречался счастливый жук, если вы не собирали букет из котов, если вы не знаете кто такой Лимон Малинович-не беда, с этими героями можно познакомиться в книгах Юнны Мориц.
-Какого  жанра  её  произведения? (стихи)
-Сегодня мы будем читать «Балладу о фокусах шоколада» Юнны Мориц.
- Что такое баллада?
Баллада –это увлекательный рассказ в стихах часто легендарного, исторического или героического содержания.

- Что необычного в названии?

- Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет эта баллада?
- Какие стихи любит читать Оля?
V.Физкультминутка.
VI. Чтение «Баллады о фокусах шоколада» Ю. Мориц.
1.Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какая баллада смешная или веселая?
(Смешная)
-Над чем смеётся автор?
2. Комментированное чтение.
1) Прочитайте первую строфу.
- Как начинается баллада?
- Стихи Ю. Мориц звучат одновременно торжественно и иронично (насмешливо). Такой прием создания смешного называется несоответствие (на доске).
Прочитайте вторую и третью строфы. Найдите несоответствия.
Чтение четвертой строфы и выполнение задания 2 (тетрадь, с. 10).

С кем сравнивает автор своего героя? (1. Словно тигр уссурийский. 2. Словно двигатель шумный. 3. Как безумный. 4. Словно русская печка. 5. Словно пупс шоколадный.)
Сравните первое и последнее сравнение. Какое из них самое обидное для Николая?
Найдите в тексте, где заканчивается реальность и начинается фантастика? (От слов «и вышла осечка».)
4) Прочитайте фантастическую картину.
3. Выполнение заданий 3,4 (тетрадь, с. 11).
VII. Обобщающая беседа.
1. Работа по вопросам 1, 2 учебника (с. 29).
- Чему учит стихотворение Ю. Мориц?
2. Выразительное чтение баллады.
Чьи голоса мы слышим в этой балладе?
Перечитайте балладу и определите, чьи голоса и как их надо читать.
Чтение стихотворения по ролям.
X. Итог урока.
Сейчас поблагодарите друг друга за урок, прикоснитесь ладошками и выразите слова благодарности.
XI. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок; выполнить задание 6 (тетрадь, с. 11).












 
·