Конспект урока по всеобщей истории на тему США в XIX веке (8 класс)

Конспект урока по всеобщей истории в 8 классе
учителя истории Качур Н.А.

Тема урока: США в XIX в.: модернизация, отмена рабства, монополистический капитализм.
Дата урока: 16 ноября 2016 год
Цели урока: рассмотреть тенденции социально-экономического развития США в XIX веке, определить причины Гражданской войны в США в 1861-1864 гг.
Задачи урока:
- Дать характеристику экономическому, социальному и политическому развитию США в XIX в.,
- Выявить своеобразие капиталистического развития США,
- Выявить причины Гражданской войны в США,
- Показать историческое значение отмены рабства в США,
- Продолжить формирование умений обобщать исторические факты, делать выводы, работать с текстом учебника, составлять исторический рассказ, анализировать исторические документы, отвечать на проблемные вопросы.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Педагогические технологии: технология проблемного изучения, информационно-коммуникативная технология, традиционная технология, авторская методика.
Мотивация: идеи свободы и справедливости, защита человеческих прав актуальны с давних времен. И сегодня на уроке мы узнаем, как эти идеи воплощались в жизнь на примере истории США XIX века.
Основные понятия: акр, плантационное хозяйство, монополия, капитализм, расизм, аболиционизм, гомстед.
Оборудование: учебная доска Smart board, проектор, ноутбук, презентация, классная доска и мел, учебник, обычная тетрадь, раздаточный материал.
План урока.
1. Рост территории страны. «Земельная лихорадка».
2. Особенности примышленного переворота. Плантационное хозяйство на Юге. Монополистический капитализм.
3. Аболиционизм.
4. А.Линкольн. Гражданская война и отмена рабства.
1. Рост территории страны. «Земельная лихорадка»
Освободившись от Английской зависимости, экономика США стала быстро развиваться. Страна избавилась от ограничений, которые налагала Англия на местную промышленность и торговлю. В собственность властей США перешли огромные земли, прежде принадлежащие британской короне и лордам – землевладельцам.
Дух свободного предпринимательства, восторжествовавший на американской земле после завоевания независимости, сделал новую страну еще более сильным магнитом для десятков и сотен тысяч переселенцев.

Что привлекало в Северную Америку переселенцев из Европы? Почему после завоевания США независимости число переселенцев значительно возросло?

Иммиграция в США в 1820-1860 гг.

Годы
Число иммигрантов
Годы
Число иммигрантов

1820-1825 1826-1830 1831-1835 1836-1840
48 888
102 936
252 494
346 631
1841-1845
1846-1850
1851-1855
1856-1860
430 336
1 282 915
1 748 424
849 790


На какие годы пришелся наивысший подъем иммиграции в США? С чем это могло быть связано?

Большинство переселенцев стремились обосноваться на дешевых плодородных землях, которых в старых областях становилось все меньше и меньше. Поэтому значительная часть иммигрантов (как и многие потомки первых переселенцев) устремилась на Запад за Аллеганские горы и еще дальше. На новых землях возникали фермерские хозяйства капиталистического типа, появлялись поселения, затем выросшие в крупные города.
По закону 1841г. Переселенцы могли оформить захваченные земли при условии, что на участке поставлен дом с окном. Бывало, что люди использовали одну и ту же хижину, перетаскивая её на новый участок.
Позднее к «земельной лихорадке» добавилась «золотая лихорадка»: в 1848г. в Калифорнии обнаружили золото.
Территория США позволяла двигаться всё дальше от побережья Атлантического океана. Постепенно границы США расширялись.

ЗАДАНИЕ: Заполнить таблицу (какие территории, когда и как были приобретены США, кому принадлежали ранее) с опорой на слайд презентации

Территория
Кому принадлежала
Когда присоединена к США
Каким методом

Луизиана

Флорида


Территория в
верховьях реки
Миссури
Техас
Орегон
Новая Мексика
Франции

Испании


Англии


Мексике Англии Мексике
1803 г.

18101821 гг. (договор 1819 г.)
1818 г..

1845 г.
1846 г.
1848 г.
Приобретена (за 15 млн. долларов) Захвачена


Приобретена


Захвачена
Уступлена Англией Захвачена


Американские историки доказывают, что в отличие от стран Европы, которые силой захватывали чужие территории, США только «приобретали», покупали? Так ли это?

«Площадь территории США». Могут быть приведены данные о территориальном росте страны:

Годы
Территория (в тыс. кв. км)

1776
1000

1803
2149

1848
7720

1867
9369


(включая Аляску, ставшую в 1867 г. владением США)


Таким образом, территория США значительно расширилась, от Атлантического до Тихого океана.

Что необходимо для освоения такой огромной территории?
Конечно, же, развитие транспорта, создание удобной транспортной сети и быстрых средств сообщения. В1807 ирландец Роберт Фултон построил колёсный пароход «Клермон». Длина- 43 метра.
Первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани 270км, против течения за 32 часа. С конца 1810 в стране начало быстро развиваться речное пароходство. Строились многочисленные каналы.
В 1819 пароход «Саванна» совершил первый рейс через океан за 26 дней и доставил груз хлопка из США в Англию. С 1838 – регулярные рейсы в Европу. Первая железная дорога -1864.
Чему способствовало строительство дорог и каналов?

2. Особенности примышленного переворота. Плантационное хозяйство на Юге. Монополистический капитализм.

С XVIII в. в США закрепилось деление на две системы хозяйства и соответственно на два типа общественных отношений.


Север
ЮГ

Население
22 млн
9,5 млн (3,5млн. рабов)

Наёмные рабочие
2,5 млн
110 тыс

Капитал промышленных предприятий

850 млн долларов

170 млн долларов

Капитал в банках
400 млн. долларов
22 млн. долларов

Хлопчатобумажные фабрики
99
8


Север имел значительно более развитую сеть железных дорог и судоходных каналов.
В целом (и главным образом на Севере) экономическое развитие шло в США быстрыми темпами. В стране широко использовались европейские технические и научные достижения, что было одной из особенностей промышленного переворота.
Доля США в мировом промышленном производстве возросла с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г.
К началу гражданской войны США вышли на четвертое место в мире по объему промышленного производства.
Какие страны опережали США по этому показателю? Каковы были причины быстрого роста американского промышленного производства?
А как уход рабочих на запад мог мешать развитию капитализма?
Промышленная революция почти не коснулась юга. Здесь правил король – хлопок. В южной части новых земель преобладали большие плантации крупные земельные участки, занятые той или иной сельскохозяйственной культурой. На них использовался труд негров - рабов. Такие плантации давно существовали и в старых колониях
американского Юга, теперь ставших штатами. Рабовладельцы-плантаторы, были типичными капиталистическими хозяевами. Но эксплуатировали они не груд наемных рабочих, а исключительно дешевый (почти бесплатный) труд негров-рабов. Многие это осуждали. Против рабства выступали и многие белые американцы. Число их росло, и уже в 1860-е годы споры по проблеме рабства привели к серьезнейшему внутреннему конфликту.
Многие противники рабства исходили не только из моральных соображений. Плантаторы нарушали «правила» капиталистической конкуренции. Они получали огромные прибыли, а затраты их были минимальными - только на покупку рабов и их содержание. Это вызывало раздражение и зависть, а затем и протест у капиталистов Севера и Запада США. Ведь им для получения прибыли приходилось тратить намного больше.
Можно сказать, что сама индустриальная цивилизация становилась противником рабства.
Монополистический капитализм.
ЗАДАНИЕ: Записать термины в тетрадь с опорой на «обычную» доску (монополия, капитализм), с помощью текста учебника стр. 138-139 (стр. 99) назвать монополистические объединения, кому они принадлежали, что контролировали. Антитрестовский закон.
3. Аболиционизм
Численность чёрных рабов в США постоянно росла. На севере и западе страны отношение к рабству было всегда отрицательным. На Юге в газетах можно было прочитать следующие объявления.
ЗАДАНИЕ: Проанализировать исторический документ, ответить на проблемные вопросы.
В чарлстоунской газете (штат Южная Каролина) от 21 февраля 1825 г. можно было прочитать такое объявление:
«Рабы для домашних услуг. Продаются превосходные негры:
Молодая женщина, умеющая хорошо готовить, стирать и гладить, и ее четверо детей мальчик 12 лет, мальчик 9 лет, девочка 5 лет, умеющая шить, и девочка около 4 лет.
Семья молодая женщина, умеющая хорошо стирать и гладить, и ее дочь 14 лет, привыкшая к домашней работе.
Молодая женщина домашняя прислуга и двое мальчиков: один 3 лет, другой 4 месяцев.
Хорошая портниха и домашняя прислуга с мальчиком 7 лет.
Три молодые женщины 18, 19 и 21 года, все три привыкшие к домашней работе.
Девушка-мулатка 17 лет, хорошая портниха и горничная, со своей бабушкой.
Двое мужчин один хороший кучер, другой официант.
Обращаться в нашу контору или в контору на Хазелстрит № 19».
Какие чувства у вас вызывают эти объявления?
Нарушают ли эти объявления Декларацию независимости?

С 30-х годов в стране развернулось движение аболиционистов (движение за отмену рабства). В их числе фермеры и ремесленники, чиновники и священники, рабочие и представители интеллигенции.

Чем по-вашему, занимались аболиционисты?

ЗАДАНИЕ: Проанализируйте последнюю речь Джона Брауна. Предположите, кто он и что с ним случилось

Последняя речь Джона Брауна 2 ноября 1859 г.
«Я должен сказать несколько слов. Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, т. е. моего намерения освободить негров. Я хотел осуществить это мирным путем, как это было сделано прошлой зимой, когда я пришел в Миссури, вывел оттуда рабов без единого ружья, провел их через всю страну и оставил в Канаде. Я хотел сделать то же самое, только в большем масштабе. Это все, что я задумал. Никогда не замышлял я ни убийства, ни предательства, ни уничтожения имущества...».
(Фермер, поднял восстание в Виргинии, не поддержали, повешен)

Большинство аболиционистов старались избегать кровопролития. Была организована «подземная железная дорога». Это была тайная организация со своими «станциями, проводниками, которые помогали беглым рабам переправляться в Канаду или скрыться. Негритянка Гарриет Тамбме н вывела – 300 рабов. За её голову было назначено вознаграждение - 40 тыс. долларов.

Что, по – вашему было наиболее действенным способом борьбы с рабством: массовая вооружённая борьба, восстания негров, активная ненасильственная деятельность или просто ожидание того, что рабство «отомрёт»?

Между тем «неотвратимый конфликт» подошёл к точке взрыва.
1854 г. образовалась республиканская партия, ставшая центром притяжения антирабовладельческих сил. Руководящую роль в ней заняла промышленная буржуазия, выдвинувшая программу развития национальной экономики: высокие таможенные тарифы, строительство железных дорог и т. д. Массовую базу партии составляли фермеры, мелкая буржуазия городов и рабочие, одним из главных требований которых было бесплатное наделение всех желающих земельными участками на Западе.
Какая ещё существовала партия в США? (1828г. – демократическая партия)





4. А.Линкольн. Гражданская война и отмена рабства.
В ноябре 1860 г. Президентом был избран Авраам Линкольн.
Биография Линкольна.
ЗАДАНИЕ: Работа с текстом учебника, стр. 133. Чтение и составление исторического рассказа (биографическое описание).
Линкольн родился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в семье [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], живших на ферме в штате [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он был назван в честь дедушки, убитого индейцами. Когда Аврааму было семь лет, семья перебралась в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а чуть позже  в Иллинойс. В девять лет Авраам потерял мать, после чего его отец женился во второй раз.
С детства Авраам пристрастился к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и пронёс любовь к ним через всю свою жизнь. Друг его детства, впоследствии писал:
«После того, как Аврааму исполнилось 12 лет, не было случая, когда бы я его видел без книги в руках По ночам в хижине он опрокидывал стул, заслонял им свет, усаживался на ребро и читал. Это было просто странно, чтобы парень мог столько читать».
С ранних лет Авраам помогал семье в полевых работах, а, став постарше, подрабатывал разнообразными способами  на почте, лесорубом, землемером и лодочником. Особенно ему хорошо давалась рубка дров, за что он получил прозвище «щепкоруб». Его дядя и отец дяди владели рабами. Отец Линкольна отвергал рабство как по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], так и по материальным соображениям: будучи рабочим, он не мог конкурировать с рабским трудом.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] семья Авраама Линкольна снова переехала. Линкольн, став [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] принимает решение начать самостоятельную жизнь. Он нашёл временную работу, во время которой ему довелось проплыть вниз по реке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и побывать в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где Линкольн посетил невольничий рынок и на всю жизнь сохранил неприязнь к рабству. Вскоре он поселился в деревне в штате [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Там все свободные часы он посвящал самообразованию и занятиям с учителем местной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Линкольн баллотировался в члены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Иллинойса, но потерпел поражение. После этого он начал систематически изучать науки. Первоначально Линкольн желал стать кузнецом, но после знакомства с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], он принялся за право. В это же время он со своим компаньоном пытался зарабатывать на торговой лавке, но дела шли плохо. 
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Иллинойсе вспыхнуло восстание индейцев, не желавших покидать родные места и переселяться на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], за реку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Линкольн вступил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], был избран [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но в боевых действиях не участвовал. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Линкольн был назначен почтмейстером. Благодаря этому он получил больше свободного времени, которое посвящал занятиям. Новая должность позволяла ему перед отправкой читать газеты политического содержания.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в 25 лет) Линкольн был избран в Законодательное собрание штата [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Линкольн сдал экзамен на звание адвоката.
Молодой законодатель и адвокат быстро приобрёл авторитет благодаря своим ораторским способностям и безукоризненной репутации. Нередко отказывался брать гонорары у несостоятельных граждан, которых он защищал в суде; ездил в разные концы штата, чтобы помочь людям в разборе тяжб.
В 1846 году Линкольн был избран членом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Линкольн сочувствовал аболиционистам и был противником рабства, но не признавал крайних мер, выступал за постепенное освобождение рабов, так как целостность Союза ставил выше свободы негров.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] он, как и многие бывшие виги, примкнул к созданной в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выступавшей против [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был выдвинут кандидатом на место в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В октябре [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на юге вспыхнуло восстание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], захватившего правительственный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и планировавшего начать восстание рабов. Отряд был блокирован войсками и истреблён. Линкольн осудил действия Брауна как попытку силового решения вопроса о рабовладении.
Личность Линкольна ассоциировалась у американцев с трудолюбием, честностью, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Выходец из народа, он был человеком, который «сделал сам себя». 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] участие в выборах впервые превысило 80 % населения. Линкольну, во многом благодаря расколу в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выдвинувшей двух кандидатов, удалось на выборах опередить своих соперников стать президентом США первым от своей новой партии. Линкольн победил на выборах, в основном, за счёт поддержки Севера. В девяти южных штатах имя Линкольна вообще не значилось на избирательных бюллетенях.
Победа Линкольна на выборах послужила для рабовладельцев сигналом к действию. Руководители южных штатов договорились о совместном выходе из состава США и создании своего государства. Не дожидаясь вступления Линкольна на пост президента,
20 декабря 1860 г. объявила об отделении от США Южная Каролина, а затем еще 10 штатов.
4 февраля 1861 г. отделившиеся штаты образовали рабовладельческое государство Конфедерацию со столицей в Ричмонде (Виргиния). Ее президентом стал крупный плантатор Джефферсон Дэвис. Раскол страны стал фактом, и это, означало объявление войны федеральному правительству.
Линкольн, вступая 4 марта на пост президента, заявил, что его правительство не собирается отбирать у южан их рабов, не будет нападать на Конфедерацию, если только она не атакует первой.
Но именно так и произошло. 12-13 апреля 1861войска Южной Каролины обстреляли и захватили находившийся на территории штата форт Самтер, оставшийся верным Союзу.
Линкольн тут же объявил о призыве в армию Союза 75 тыс. добровольцев. А в Конфедерации еще 6 марта был начат набор 100 тыс. добровольцев. Так началась Гражданская война США.

Что являлось причинами войны? (Рабовладельцы- плантаторы препятствовали введению высоких пошлин на ввоз европейских товаров; усиление вражды между рабовладельцами и фермерами из-за земли).

Обе стороны были уверены в своей победе. Но боевые действия сложились для северян неудачно. Они потерпели несколько поражений из-за нерешительных пассивных действий командования.
Генералы и офицеры Союза, действуя на территории Конфедерации, порой самовольно конфисковывали имущество рабовладельцев и объявляли их рабов свободными.
Но это было посягательством на неприкосновенность собственности. Линкольн не раз отменял такие своевольные акты, указывая, что нельзя нарушать конституцию.
Было очевидно, что условия войны диктуют свои правила и нередко вынуждают идти на чрезвычайные меры. Осторожность и боязнь «перегнуть палку» неминуемо ведут к поражению. Необходимо было решать вопрос о рабстве и о земле.

20 мая 1862 г. президент подписал закон о гомстедах земельных участках, которые за символическую плату на пустующих землях Запада мог получить каждый взрослый американец.

ЗАДАНИЕ: Работа с историческим документом (раздаточный материал)

Акт о земельных наделах, подписанный президентом 20 мая и оглашенный в послании к Конгрессу 27 мая 1862 г.(Ученикам)
Сенат и палата представителей Соединенных Штатов, собравшиеся в Конгрессе, постановляют:
Всякое лицо, являющееся главой семьи или достигшее двадцати одного года, являющееся гражданином Соединенных Штатов или подающее заявление о своем желании сделаться таковым, никогда не участвующее в войне против Соединенных Штатов и не помогавшее их врагам, имеет право с 1 января 1863 г. вступить в законное владение одной четвертью секции ( Секция 640 акров (1 акр 0,39 га); следовательно 1/4 секции 160 акров, т.е. 62,4 га) или меньшим количеством никем не занятой общественной земли или приобрести в порядке заимки участок, на который указанное лицо подало заимочную заявку, по 1,25 доллара или меньше за акр. Эти земли должны составлять один участок ..
Всякое лицо, владеющее землей и живущее на ней, может согласно настоящему закону получить во владение смежные с его участком земли, причем общее количество земли, уже находящейся во владении и занятой, не должно превышать 160 акров.

Однако предусматривается, что до истечения 5 лет со дня ввода во владение землей не выдается никакого удостоверения или патента. По истечении этого срока... лицо, представляет двух достойных доверия свидетелей, что он жил на этой земле и обрабатывал её в течение пяти лет, получат патент
Как принятие того законно повлияло на ход войны?
Это привлекло на сторону северян множество фермеров, рабочих, ремесленников, бедняков города и села.

ЗАДАНИЕ: Работа с историческим документом (раздаточный материал)

Прокламация об освобождении рабов 1 января 1863 года
Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатом, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января 1863 года
Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в указанных штатах и частях штатов, отныне и в дальнейшем свободны, и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц.
При этом я предлагаю населению, объявленному свободным, воздерживаться от всякого насилия за исключением случаев необходимой самообороны, и я рекомендую им добросовестно работать за разумную плату.
Далее я объявляю и ставлю всех в известность, что такие лица, удовлетворяющие условиям, будут приняты на военную службу Соединенных Штатов в гарнизоны, посты, станции и другие места и на корабли всех видов в качестве команды.
Подводя итог, я искренне полагаю, что это акт справедливости, оправданный перед конституцией военной необходимостью

Эти законы имели решающее значение для победы северян. Был объявлен призыв негров в армию Севера.
В апреле 1865 г. Армия генерала Гранта заняла г. Ричмонд. 9 апреля генерал Грант и генерал Ли подписали перемирие. Но радость победы была омрачена.
14 апреля 1865г. Авраам Линкольн был смертельно ранен.
Война закончилась. Но были разделены семьи, нанесён экономический урон. Рабы стали свободными, но жить легче многим не стало.

ЗАДАНИЕ: записать в тетрадь итоги Гражданской войны:
-отмена рабства
-страна сохранила целостность
- буржуазия укрепила своё господство

Закрепление (расставь события по порядку)
1. вариант.
Определите последовательность событий.
1.Начало ввоза из Африки негров – рабов
2. Убийство президента Линкольна
3. Отмена рабства
4. Выход из состава США штата Южная Каролина
5. Создание Демократической партии
2. вариант.
Определите последовательность событий.
1.Создание республиканской партии
2.Издание закона о гомстедах
3. Захват южанами форта Самтер
4. Избрание А.Линкольна президентом
5. Восстание Джона Брауна
Домашнее задание: § 5, стр. 50-53, § 13, § 20, стр. 215-216.








13PAGE 15







15