Урок литературы на тему «Разговор о «маленьком человеке» (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)»

Карташева Нина Владимировна
Учитель русского языка и литературы, высшая категория, педагогический стаж -35 лет
Жаныспайская СШ, Есильского района, Акмолинской области
e-mail:ybyfrfhnfitdf@mail.ru

Разговор о «маленьком человеке» (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)
Урок литературы в 8 классе

Цели урока: 1) донести до учащихся мысль-призыв писателя «строго рассмотреть всю
свою жизнь» и «никогда не уныть духом и не слезами, а трудом,
деятельностью, твёрдостью и терпением переломить собственную судьбу;
2) развивать творческие способности: фантазию, сообразительность,
способность рассуждать, выражать своё мнение по поводу прочитанного;
3) вырабатывать наблюдательность, воспитывать любовь к окружающему
миру, к людям, чувство сопереживания.
Наглядность: портрет Н. В. Гоголя, текст повести «Шинель», иллюстрации к
произведению, книжная выставка «Мир произведений Н. В. Гоголя»,
рисунки учащихся, высказывания: «Литература учит быть человеком»
В. Г. Белинский
«Чаще заглядывай в самого себя»
Цицерон

Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
Учитель. Доброе утро!
Солнышко встало!
- Доброе утро! – всем нам сказало.
Надо же, как придумано мудро1
Доброе утро!
Я думаю, что оно сегодня, действительно, доброе. За окном прекрасный солнечный день. Давайте посмотрим друг на друга , улыбнёмся, сядем поудобнее и начнём наш урок. Сегодня на уроке мы будем работать с художественным текстом, анализировать, обсуждать, давать разного рода оценки, спорить о том, каким должен быть человек. Недаром великий В. Г. Белинский говорил: «Литература учит быть человеком» А работать мы будем над повестью Н. В. Гоголя «Шинель». Назвала я урок «Разговор о «маленьком человеке»
Как вы понимаете «маленький человек»? (Тихий, неприметный, скромный и т. п.)
На дом вам было дано задание: на листочках нарисовать человечка и дать ему имя. Посмотрим, что у вас получилось. Из ваших рисунков я оформила выставку «Мир маленьких человечков»
Попробуем последовать совету Цицерона: «Чаще заглядывай в самого себя». Сделаем это с помощью ваших человечков. Думаю, в них вы вложили что-то от себя. Познакомимся с ними. (каждый ученик представляет своего человечка).
- А что вы можете сказать об этом человечке? (показываю портрет героя повести «Шинель»)
- Как вы думаете, кто это?
II. Работа над повестью «Шинель»
Учитель. На предыдущем уроке группе экспертов (двум учащимся) было дано задание: подготовить вопросы и задания для интеллектуального марафона. (по материалам учебника и тексту повести). Думаю, настало их время оценить знание вами художественного текста, истории создания произведения.
Работа экспертов.
1 эксперт. Послушайте фрагмент из рассказа японского писателя Акутагавы «Бататовая каша» (1916 г.)
Это был человек чрезвычайно неприятной наружности. Начать с того, что он был маленького роста. Нос красный, внешние углы глаз опущены. Усы, разумеется, реденькие Коротко говоря, внешний вид у нашего гои (героя, воина-самурая) был на редкость затрапезный. Никто не знал, когда и каким образом этот человек попал на службу к Мотоцунэ (Хозяину). Достоверно было только то, что он с весьма давнего времени ежедневно и неутомимо отправляет одни и те же обязанности, всегда в одном и тоь же выцветшем суйкаене (халате) и в одной и той же измятой шапке Самураи же, равные ему по положению, всячески издевались над ним Временами они позволяли себе весьма жестокие шутки. Перечислить их все просто не предоставляется возможным Тем не менее гои оставался совершенно нечувствителен к этим проделкам. Лишь когда издевательства переходили все пределы, например, когда к узлу его волос на макушке ему прицепляли клочки бумаги или привязывали к ножнам его меча соломенные дзори (пучки), тогда он странно морщил лицо – то ли от плача, то ли от смеха – и говорил: «Что уж вы, право, нельзя же так»
- Какое произведение напоминает этот фрагмент?
- Найдите совпадения.
2 эксперт. Какая история легла в основу повести «Шинель»?
1. Что вы можете сказать о жанровом своеобразии «Шинели»?
2. Чем интересна фамилия героя?
1. Почему у героя такое «заикающееся» имя?
2. Каков был род занятий «вечного титулярного советника»?
1. Как к Акакию Акакиевичу относились в департаменте?
2. Почему даже шинель Акакия Акакиевича стала предметом насмешек чиновников?
III. Подведение итогов блиц-турнира учителем.
- Молодцы! Вы неплохо справились с этим заданием. Чувствуется, что содержание произведения знаете, читали внимательно.
- Как же рассказчик представляет своего героя? (зачитать из текста)
- Как бы вы охарактеризовали его внешность? (Неприметная)
IV. Словарная работа.
- Подберите к определению «неприметный» (человек) ряд синонимов ( Невзрачный, неприглядный, серый, и др.)
- Какой момент становится поворотным в судьбе Акакия Акакиевича? (визит к портному)
V. Инсценирование эпизода «Визит к портному»
VI. Беседа с классом.
- Какие перемены происходят с нашим героем?
- Чем становится для Башмачкина его новая шинель?
- Как автор относится к своему герою?
- Так кто же такой этот Акакий Акакиевич?
В ходе наших дебатов попытаемся выяснить. Это человек, вызывающий сочувствие или вызывающий неприязнь? А проведём мы это в виде игры «Чёрный» и «золотой» стул.
VII. Игра «Чёрный» и «золотой» стул».
Посреди класса ставится стул. Вызывается ученик – «Акакий Акакиевич», который определяет, на каком стуле он будет сидеть. Если на «чёрном», то все говорят о нём плохо, т. е. о его недостатках. Если стул «золотой», - то о положительных качествах, защищают его).
VIII. Знакомство учащихся с отзывами современников Гоголя о «Шинели» (учебник)
IX. Составление синквейна
Кто? Акакий Акакиевич Какой?


Что делает?
X. Обобщение.
Учитель. Думаю, дать исчерпывающий ответ на вопрос, кто же есть Акакий Акакиевич, к сожалению невозможно. Об этом говорят и современники Гоголя, и мы пришли к такому выводу. А считаете ли вы себя «маленьким человеком»?
XI. Заключительный этап урока.
- Всмотритесь ещё раз в рисунки человечков.
- А теперь попробуйте дать совет своему человечку, что и как он должен сберечь в себе?
- Помогло ли знакомство с человечками лучше понять друг друга? А себя?
- «Не понять себя – значит прожить чужую жизнь», - считает журналистка Т. Афанасьева.
Согласны ли вы с ней?
Б) Сейчас я приведу два определения человека:
Я – связь времён, повсюду сущих,
Я – крайняя степень вещества;
Я – средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я- царь, я – раб, я – червь, я – Бог! (Г. Р. Державин)

Ты хочешь знать: кто я? Что я? Куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век!
Не скот, не дерево, не раб, но человек! (А. Радищев)
- Пусть ваши человечки помогут вам определиться в выборе сути личности.
Учитель характеризует учащихся по их рисункам.
XII. Тренинг.
Разделите пополам чистый лист бумаги. Слева напишите все свои положительные нравственные качества. Пишите и те, которые по вашему мнению, не очень в вас ещё развиты. Справа напишите ваши отрицательные качества.
- Какой список получился больше? Теперь отделите правую часть, разорвите и забудьте о ней. Прочтите внимательно то, что осталось и постарайтесь запомнить. Представьте себе, какими вы можете стать, если сможете в себе развить эти качества. Хотелось бы вам видеть себя именно такими? Всё в ваших руках, поскольку именно это и есть ваша суть. Пожеланием «Сущность свою сохранить навек» я заканчиваю наш урок. Спасибо всем
XIII. Домашнее задание.
Вы интересно сегодня поработали на уроке, и пришло время записать домашнее задание. Мы много работаем с тестами. Поэтому вам дома нужно самим составить тест по творчеству Н. В. Гоголя и по его повести «Шинель».
XIV. Выставление оценок.
XV. Рефлексия.
Учитель. У каждого из вас на парте карточки (жёлтая, зелёная, красная). Уходя из класса, выберите любую и прикрепите на доску. (Значение карточек расписано на обороте)
Жёлтая карточка обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку. Я понял всё, что говорилось и делалось на уроке»
Карточка зелёного цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня. Я достаточно отвечал, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке хорошо».
Карточка красного цвета обозначает: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание сложно для меня»
15