Технологическая карта урока физики в 7 классе Давление газа. Способы изменения давления


ФИО учителя, предмет, параллель Якушевич Ольга Ивановна, физика, 7-е классы
Дата, тема урока Давление твердых тел, способы уменьшения и увеличения давления.
Цели урока Обучающая «ЗНАТЬ» определение давления; единицы измерения давления; обозначение физических величин; способы увеличения и уменьшения давления; выяснить способы получения малого и большого давления; формулу давления твердого тела 1 уровень
«узнавание»
--------------------------------- 2 уровень «запоминание»
---------------------------------- 3 уровень
«понимание»
«УМЕТЬ» переводить единицы давления в СИ; решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления; переводить единицы измерения давления Развивающая
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи
Воспитательная способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу
Таблица-конструктор
Этап урока Содержание предмета Содержание деятельности
ученика учителя
 Начало урока Нестандартный вход в урок.Отсроченная отгадка.Ассоциативный ряд.Удивляй.
Фантастическая добавка.Необъявленная тема. Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою»
Ответы учеников О чем это маленькое стихотворение?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Что вас заинтересовало?
А какие цели перед собой мы поставим на урок?
 Актуализация знаний Цепочка признаков. Я беру тебя с собой. Да - нет.Шаг за шагом.Жокей и лошадь.Толстый и тонкий вопрос.Вопросительные слова.
Согласен - не согласен.До -после.Игровая цель.Корзина идей, понятий, имен.Развивающий канон. Ложная альтернатива.Ответить на вопросы:1.Что такое сила?2. Как обозначается и в каких единицах измеряется сила?3. Каким прибором измеряют силу?4. Назовите виды сил. Какое они имеют направление?5. От чего зависит результат действия сила?
 Изучение нового материала Пинг-пон «Имя – Значение».Лови ошибку.Инсерт.
Послушать-сговориться-обсудить.
ЗХУХорошо -плохо.Связи.
ЗигзагСтратегия «ИДЕАЛ».Своя опора.Целое—часть. Часть—целое.Изобретательская задача.
Конструктор ТРИЗ «Событие»Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» 
П. 33, 34 учебник Физика 7 класс (АВ Перышкин) Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Но, оказывается, результат действия силы зависит не только от тех факторов, которые вы перечислили. Чтобы убедиться в этом, давайте проведем некоторые исследования. Ребята получают задание.
Задание 1 Исследовать глубину погружения доски с гвоздями в песок в зависимости от массы груза и от площади основания гвоздей.
Задание 2 Исследовать глубину проникновения в дощечку кнопки и гвоздика
Задание 3 Перекусить проволоку, используя 1) кусачки 2) плоскогубцы
Задание 4 Разрезать яблоко, используя 1) острую сторону лезвия нож; 2) тупую сторону лезвия ножа
 Обсуждение и решение проблем
«Маша-растеряша».Стратегия «ИДЕАЛ».Стратегия «Фишбоун».Хорошо -плохо.Силовой анализ.Генераторы-критики.
Диаграмма Венна.Обратный мозговой штурм.Обобщим результаты исследований.
Результат действия силы зависят:
– от величины действующей силы;– от площади опоры.
Формулировка понятия «давление»
 Решение учебных задач
Морфологический ящик.Создай паспорт.Ситуационные задачи.
Изобретательские задачи.
 
П. 33, 34 учебник Физика 7 класс (АВ Перышкин)
Задача 1. Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 кв. м?
Задача 2. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:
А) бежать бегом к нему по тонкому льду;
Б) идти медленно по тонкому льду;
В) ползти на животе по тонкому льду.
Задача 3. Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни
Задача 4. Почему колется роза?
Задание 5. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?
Задание 6. Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?
 Контроль знаний, обратная связь
Метод интеллект-карт.Жокей и лошадь.Цепочка признаков.Диаграмма Венна.РюкзакДавление, как трение
Имеет пользу и вред.
Пусть оно сегодня
Не принесет нам бед.
Пусть никто и ничто
Не надавит на вас,
Работайте, ребята
и показывайте класс!
Учащиеся выполняют работу над составлением интеллект-карт. У вас на столах лежат чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры и маленькие листы розового и зеленного цвета.
На белом листе бумаги формата А3 (располагают его горизонтально) в центре листа напишите слово давление. Оно должно быть самым ярким пятном вашей работы. А на цветных листочках, каждый пишет все ассоциации, которые вызывает у вас слово «Давление». Потом эти слова надо разбить на несколько областей. Выделите различные направления мыслей (подчеркните разным цветом). Расставьте приоритеты под номерами (1,2,3 и т.д.)
Итак, резюмируем: вы начинаете с основной темы, задаете наиболее важные общие идеи, относящиеся к ней, и располагаете их как ветви вокруг нее, а затем развиваете эти темы в подветви (ветви 2, 3 и т.д. порядков), на которых помещаете ваши идеи или ключевые слова.
Основой создания интеллект-карт является использование зрительных средств. Во-первых, вы рисуете ветви, вдоль которых надписаны слова. Эти ветви помогают упорядочить идеи по порядку, по важности, связать их между собой. Во-вторых, вы используете рисунки как иллюстрации и пояснения к идеям, выраженным словами, а также специальные символы для комментирования идей, расстановки акцентов. Все это делает карту яркой, запоминающейся и понятной. Учитель наблюдает за процессом, помогает, отвечает на вопросы.
 Формирование умения задавать вопросы
Хочу спросить.Толстый и тонкий вопрос.Вопросительные слова.
Вопрос  к тексту.
Ромашка Блума. 
Несколько учеников рассказывают о своих интеллект - картах. Остальные учащиеся задают вопросы по ходу выступления по теме урока. В конце урока на доске при помощи магнитов вывешиваются интеллект – карты.
 Рефлексия
«Телеграмма».Цветные  поля.Мысли во времени.Шесть шляп.Синквей.
Райтинг. Учащиеся пишут, затем воспризводят и обсуждают.У вас на листочках написано слово ДАВЛЕНИЕ. Напишите напротив каждой буквы слова, которые характеризуют впечатления, полученные от сегодняшнего урока (например, добрый, активный, веселый, легко, едино, нравственно и т.д.)Степень достижения целей Тест по теме «Давление»
Вариант 1.
1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности?
А. Сила трения. Б. Сила упругости. В. Давление. Г. Сила давления.
2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?
А. 1Н. Б. 1Па. В. 1кг. Г. 1кг/м2 .
3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке.
В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим?

А.1. Б. 2. В. 3. Г. Во всех случаях одинаковое.
4. Как изменится давление бруска на стол, если его поставить на ребро?
А. увеличится Б. не изменится В. уменьшится Г. может как увеличиться, так и уменьшиться.
5. Выразите в Па давление 10 кПа
А. 10 Па. Б. 100 Па. ВПа. Г. 0,010 Па
Вариант 2
1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать давление?
А. mg Б. pS В. F/ S Г. mV
2 Именем, какого ученого названа единица измерения давления в Международной системе единиц (СИ)?
А. Галилей Б. Гук В. Ньютон Г. Паскаль
3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. Все бруски производят одинаковое давление.
4. Как изменится давление бруска на стол, если его переставить с меньшей грани на большую?
А. Увеличится Б. не изменится В. уменьшится Г. может как увеличиться, так и уменьшиться
5. Выразите в кПа давлениеПа?
А. 20 кПа. Б. 2 кПа. В. 200 кПа. Г. 0,020 кПа
В нашей жизни мы имеем возможность регулировать давление. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки.
Для чего же люди должны знать, что такое давление?
Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении, чтобы двигать прогресс вперед, делать новые открытия и изобретения. И, я думаю, что вы со мной согласны.
Мы сегодня с вами обобщили все те знания, которые у вас уже были в единое целое. И у вас теперь есть подсказка, которую вы для себя сделали. Посмотрев на нее, через некоторое время, у вас в голове всплывет нужная информация. Вы проявили свои творческие способности, умение рисовать, логически мыслить.
Проверим ваши сегодняшние знания.