Презентация по литературе на тему Тихий Дон М. Шолохова (11 класс)


«Тихий Дон» Михаила Шолохова Русло обдумывания:Автор и его детище…Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие романа.Система персонажей романа.Образ Григория Мелехова.Женские образы романа.
style.rotation
style.rotation
ppt_yppt_yppt_y
Михаил Александрович Шолохов /1905-1984/Родился на Дону…15-летним подростком окунулся в перипетии гражданской войны на юге России…1922 год –приезд в Москву, сотрудничество в литературной периодике…1924 – публикация двух книг молодого писателя /«Донские рассказы», «Лазоревая степь»/Вернулся в станицу Вёшинскую, где прожил всю оставшуюся жизнь и писал главную книгу своей жизни «Тихий Дон» (1928-1940 г.) 
style.rotation
style.rotation

Создание романа1927 -1-я книга (автора обвинили в кулацкой идеологии) 1929 – 2-я книга (автора обвинили в плагиате) в 1931 г. был написан 3-й том (его опубликовали в 1932 г. лишь благодаря защите Горького)1940 - 4-я книгаГосударственная премия (1941)Нобелевская премия (1965) «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation

К вопросу об авторстве…Первые две книги ТД выходят в журнале «Красная Новь» в 1928-29 годах…Впечатление настолько ошеломляющее, что Шолохова тут же обвиняют в краже чужой рукописи (якобы какой-то белогвардеец писал, а Шолохову рукопись досталась…).Он привозит в Москву на экспертизу рукопись, ее рассмотрели и признали подлинной (даже на глазок видно, что «Донские рассказы», ТД и «Поднятую целину» написал один автор) … В 70-х годах норвежский математик и славист «просчитал» тексты Шолохова и подтвердил эту очевидность: автор у всех один. Сомнения еще некоторое время подпитывались тем, что во время войны сгорел шолоховский архив и пропала рукопись двух первых книг, которую Шолохов оставил на хранение своему другу… В 2009 году рукопись нашлась.
ppt_yppt_yppt_y

style.rotation
Определения жанра произведения«Тихий Дон» – яркий пример романа-эпопеи. Докажите это…Посвящён крупным историческим событиям(первой мировой и гражданской войны в России)В нём действует большое количество персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиции (облик народа, его групповой портрет).Судьбоносность описываемых событий и народная точка зрения на логику жизни (действие романа длится с весны 1912 г. по весну1921 г.).это роман-эпопея, в котором сопрягаются судьба героев и судьба народа.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Сюжетно-композиционные особенности романа Обусловлены необходимостью показать как судьбу всего народа, так и судьбы отдельных героев. С этой целью автор использует «пульсирующее» (расширяющееся, а затем сужающееся — и наоборот) художественное пространство
Сюжетно-композиционные особенности романаДля создания обобщённой картины народной жизни и придания эпической широты повествованию автор использует параллелизм (сопоставляются два мира — мир природы и человека, подчеркиваются их единство в общем потоке жизни):1) течение Дона уподобляется течению бытия (эта параллель подчёркивает, что жизнь, как и реку, не остановить, несмотря на все потрясения, постигающие мир людей);2) гармония природы оттеняет дисгармоничность и несовершенство человеческих отношений.3) помогает раскрыть внутренний мир отдельного человека4) создаёт определённую эмоциональную атмосферу, подготавливая читателя к восприятию последующих событий.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Композиционный принцип построенияМирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь…Война, смерть, ненависть и жестокость враждующих между собой людей… Антитеза

Смысл заглавия?Название романа символично: «Дон-батюшка да земля-матушка» издавна почитались казаками как главные жизненные ценности (готовность защищать родную землю и крестьянский труд)Содержание романа контрастирует с фольклорно-поэтическим названием, превращая его в оксюморон: Дон не тих и не спокоен… Настроение тревоги, предчувствие бедствий переданы в двух эпиграфах к роману…
style.rotation
style.rotation
style.rotation Краткое содержание томовПервый том – 1912 – 14 гг. Завязки всех «романных» отношений, призыв Григория на службу и вплоть до отпуска и разрыва с Аксиньей.Второй том – с октября 1916 по 1918 (казнь подтелковцев). Первая попытка установить советскую власть на Дону.Третий том – Верхнедонское восстание 1919 года «за советскую власть без коммунистов».Четвертый том – метания Григория: Новороссийск, Красная Армия, конница Буденного, банда Фомина, попытка бегства, жизнь у дезертиров и финал. Лейтмотивом эпопеи становится трагедия «тихого Дона»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Система персонажей романаЦентрального героя окружают персонажи-антагонисты, воплощающие прямо противоположные взгляды, жизненные позиции…Каждый из них чем-то привлекает Григория, но чем-то и отталкивает. В первом томе нравственные полюса казачьих идеалов в образах Григория Чубатого ( «Человека руби смело…») и Гаранжи (идеи большевика плохо соотносятся с проблемами донских казаков).Во втором томе антагонисты Григория – сотник Ефим Изварин /ратует за автономию казачьей Донской области/, а Подтёлков убеждает Григория в том, что у казаков одна правда со всем русским крестьянством… Поиски правды в романе – это поиски своего места в этом мире…
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Образ Григория Мелехова Композиционно шолоховская эпопея строится вокруг трагического жизненного пути Григория Мелехова. Это путь, в котором прочитывается судьба всего донского казачества…
style.rotation Образ Григория Мелехова органичное сочетание родовых черт земляковОт своего рода, от семьи унаследовал внешность, и характер, и жизненные принципы – казак до мозга костей, верный традициям и семейному долгу…неповторимых индивидуальных особенностейПрямота и честность проявляются особенно ярко в любви героя: в порыве бурной страсти способен нарушить любую норму, любой запрет… Конфликт между долгом и страстью


ppt_yppt_yppt_y Образ Григория МелеховаСильный, умелый, красивый труженик…Дон, земля, хутор, семья – его незыблемые ценности…Воинский долг – священное, как и для каждого казака, понятие. О его мужестве свидетельствуют четыре Георгиевских креста, четыре медали, офицерское звание…
style.rotation
style.rotation
Путь Григория МелеховаПуть Григория Мелехова – трагический /похоронив Аксинью, он видит «чёрное небо и ослепительно сияющий диск чёрного солнца» - выразительный приём передачи внутреннего потрясения героя и свидетельство трагического неблагополучия в мире/.Истоки трагедии Григория кроются не только в его заблуждениях. Тяжкая вина ложится и на историческую эпоху, пробудившую в человеке самые низменные инстинкты, жестокость и фанатизм (эпоха требует от него отказаться от самого себя, от самого ценного и святого, что есть в нём как в сыне «тихого Дона»). Финал романа – прозрение героя, осознавшего истинную тяжесть своих утрат…
style.rotation
style.rotation

Женские образы в романе воплощают представление автора о судьбе русской женщины


Женские образы в романе: Образ женщины-материИльинична - воплощение идеи материнства и единения всех людей /не делит мир на белых и красных/. Способна на любовь и сострадание к самым разным людям /даже к Кошевому и к Аксинье/.Наталья - такое же долготерпение, мудрое спокойствие хранительницы домашнего очага, но в ней и глубоко запрятанная способность к напряжённым духовным переживаниям (о силе переживаний Натальи, о её гордости говорят не слова, а поступки…) Именно эти женщины оказались в самые переломные моменты опорой семьи и мира «тихого Дона»…
style.rotation
Женские образы в романе Аксинья – полная противоположность Натальи. Её роднит с Григорием неуёмность характера, всепоглощающая любовь и жажда свободы… Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер её любви к Григорию (к финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место «почти материнской» нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям).

В финале «Тихого Дона» Григорий, с сынишкой на руках, стоит у ворот собственного дома. «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром…»Родная земля, семья, дом – вот те ценности, существованию которых человек обязан всем человеческим в себе. Такова одна из главных идей, выраженных в шолоховской эпопее.