Элективный курс по математике для учащихся 9-го класса «Избранные вопросы математики»

МБОУ «Новокурмашевская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан






Элективный курс
по математике
для учащихся 9-го класса
«Избранные вопросы математики»


Составила: Муллаянова Кулюмсар Фирдависовна



2015 год.
Пояснительная записка
Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
В 2003-2004 учебном году начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. Подходы к созданию таких курсов могут быть различны.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Элективный курс рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении алгебры и подготовке к экзаменам в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами так, как с 2005 года появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА.
Задачи курса: 
Повторить и обобщить знания по математике за курсу общеобразовательной школы;
Подготовить учащихся к экзаменам, т.е. расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы и дать ученику возможность проанализировать свои   способности;
Помочь ученику выбрать  профиль в дальнейшем обучении  в средней  школе.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Функции элективного курса:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков обучения по математике.

Основные методические особенности курса:
Подготовка учащихся решить задачи  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применить их для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
Проценты, выражения и их преобразования, уравнения и системы уравнений, неравенства, функции, арифметическая и геометрическая прогрессии, текстовые задачи и лементы комбинаторики и теории вероятностей.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал дается в форме маленькой лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для запоминания , практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.
В конце курса будут проведены:
Зачет по проверке умения ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время;
Тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.















Учебно-тематический план


Тема урока
Коли-чество часов
Дата проведения урока




Факт
план

1.
Проценты в прошлом
1

6.09

2.
Основные задачи на проценты
1

13.09

3.
Решение задач на проценты
1

20.09

4.
Решение задач на проценты
1

27.09

5.
Процентные вычисления
1

4.10

6.
Процентные вычисления
1

11.10

7.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
1

18. 10

8.
Числа и выражения. Преобразование выражений
1

25. 10

9.
Уравнения.
1

11.11

10.
Уравнения.
1

15.11

11.
Системы уравнений.
1

22.11

12.
Системы уравнений.
1

29.11

13
Неравенства.
1

6.12

14
Неравенства.
1

13.12

15.
Решение задач с историческими сюжетами
1

20.12

16
Решение задач из ГИА. (Модуль «Алгебра»)
1

27.12

17
Решение задач из ГИА. (Модуль «Геометрия»)
1

17.01

18
Решение задач из ГИА. (Модуль «Реальная математика»)
1

24.01

19
Решение задач из ГИА. (Часть 2)
1

31.01

20
Решение задач из ГИА. (Часть 2)
1

7.02

21
Арифметическая прогрессия.
1

14.02

22
Арифметическая прогрессия.
1

21.02

23
Геометрическая прогрессия.
1

28.02

24
Геометрическая прогрессия.
1

7.03

25
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1

14.03

26
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1

21.03

27
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1

4.04

28
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1

11.04

29
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1

18.04

30
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1

25.04

31
Решение задач по всему курсу
1

2.05

32
Решение задач по всему курсу
1

9.05

33
Игра «Математикбизнесмен»
1

16.05

34
Зачет. Демонстрационный вариант - 2014
1

23.05


Список используемой литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Ященко Иван Валерьевич «ГИА-2016. Математика. Типовые экзаменационные варианты». 30 вариантов изд. ФИПИ 2015
Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2016г.
Л. В. Кузнецова и др. «ГИА 2016» изд. Интеллект – Центр» 2015г.
Е. В. Неискашова «ГИА. 50 типовых вариантов» изд. «Астрель» 2015г.
С. С, Минаева, Л. О. Рослова «Тематические тренировочные задания». Рабочая тетрадь для 9 класса. Изд. «Экзамен» 2015 г.
О. Ю. Едуш «Учебно – тренировочные тесты и другие материалы». Изд. «Астрель – СПб»













ћђ Заголовок 13ђ Заголовок 315