Информация для педагогов Ознакомление с традициями и ведением хозяйства через сказку



Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
№8 «Малыш»

Информация для педагогов к педсовету
по теме: «Ознакомление с традициями и ведением хозяйства через сказку»
подготовила: Киселёва Ольга Николаевна
воспитатель II квалификационной категории
звание: «воспитатель-методист»




ШАХТЁРСК,2016
ТЕМА: «Ознакомление с традициями и ведением хозяйства
через сказку»

Народ из поколения в поколение передаёт свой социальный опыт, своё духовное богатство, свои исторические приобретения. Каждая нация, каждый народ имеет свои обычаи, свои традиции, которые вырабатывались на протяжении многих столетий, освещались веками и определяют национальную культуру.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
В качестве основных средств воспитания детей дошкольного возраста педагоги используют все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно сказки знакомят детей с традициями народа, ремеслом, ведением хозяйства. Сказки и по сей день не утратили своего предназначения. Они любимы детьми.
СКАЗКА – жанр устного народного творчества, в котором заложен большой эстетический потенциал, проявляющийся в красочном, романтическом изображении сказочного мира, идеализации положительных героев, обязательном счастливом конце, в увлечённости, которая соединяется с поучительностью. Сказочный сюжет отображает четкость и динамичность развития действий, многоэпизадичность, драматическое напряжение, законченность. Специфика композиции сказки – наличие начала и окончания, повторение эпизодов, трёхлесничное построение сюжета. Богатая, колоритная речь сказок завораживает, вызывает красочные образы, взбудораживает воображение.
Разнообразные по сюжетам и уровнем использования фантастики сказки делятся на группы:
1.Про животных. 4.Легенды.
2.Волшебные. 5.Небылицы.
3.Социально-бытовые. 6.Героическо-фантастические.
Самый распространённый вид сказок, который рано становится известным ребёнку, - сказки о животных. Народные сказки про животных самый лучший материал для познания ребёнком реальной жизни, реальных отношений между людьми. В них звери, как и люди, работают, отдыхают, спорят, разговаривают, конфликтуют, мирятся. Сказки о животных, волшебные, бытовые, в которых накапливался вековой экономический опыт народа, используются прежде всего для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономической категорией «труд».
Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед , и баба, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребёнку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.
Терем-теремок
(русская народная сказка)
Цель: формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нём жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармошке, серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели звери из него выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Вывод: каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому всё у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
Мужик и медведь
(русская народная сказка)
Цель: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.
Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмёт корешки, а мужик отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
Морозко (русская народная сказка)
Цель: расширять представления о труде, необходимости целесообразного ведения домашнего хозяйства; воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду сказочного героя.
Краткое содержание. Жили-были старик со старухой, и было у них две дочери: одна старухина, а другая старикова. Старухина дочка ничего не делала, а падчерица трудилась с утра до вечера: готовила еду, наводила порядок в доме, шила, вязала, работала на огороде, но мачехе всё не нравилось. Наступила зима. Заставила она старика отвести падчерицу в лес, там и оставить. И встретила там падчерица Деда Мороза. Обрадовался он такой помощнице и щедро наградил её. Подарил ей соболью шубу и сундук с богатыми подарками. Приехала падчерица домой. Увидела мачеха такие подарки и отправила к Деду Морозу свою родную дочь. Ничего не делала у Деда Мороза старухина дочь, всё ворчала да сердилась. И наградил он её сундук с воронами.
Вывод: тяжело жилось падчерице у мачехи. Она много трудилась, была доброй, трудолюбивой. Поэтому её Дед Мороз щедро наградил. Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с воронами. А старухе был дан урок: трудиться должны все члены семьи.
В.Ф. Одоевский
Мороз Иванович
Цель: формировать понимание, что труд – необходимое условие экономического благополучия человека (семьи); развивать умение высказывать оценочные суждения о поступках героев сказки.
Краткое содержание. Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица. Рукодельница рано вставала да за дело принималась. Ленивица всё в постельке лежала, с боку на бок переваливалась. Уронила Рукодельница ведро в колодец, и пришлось ей отправиться за ним на дно. Здесь она и помогла печке, яблоньке. Они её угостили. Девочка пирожок и яблочко взяла с собой. Увидела Рукодельница Мороза Ивановича, угостила его и стала помогать по хозяйству. Три дня жила у него в гостях: взбивала перину, прибирала в доме, кушанье готовила, платье старика починила и бельё заштопала. За доброту и помощь Мороз Иванович наградил девочку ведёрком, полным серебряных пятачков, и бриллиантом в придачу. Вернулась она домой. Увидела Ленивица богатые подарки и отправилась за ними к Морозу Ивановичу. Никому в пути не помогла – ни печке, ни яблоньке, не ухаживала и за Морозом Ивановичем. За то наградил он её пребольшим серебряным слитком и большим бриллиантом, но они оказались льдинками, на солнце и растаяли.
Вывод: Рукодельница много работала, она была трудолюбивой девочкой, и за это была вознаграждена богатыми подарками. Ленивица хотела иметь такие же подарки, но не любила работать, за что и получила лёд, который растаял на солнце.
Как старик домовничал
(русская народная сказка)
Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального (целесообразного, экономного) ведения домашнего хозяйства, распределения обязанностей.
Краткое содержание. Один старик всё ругал свою жену: он работает, землю пашет, а она сидит дома и ничего не делает. Жена предложила поменяться делами. Так и сделали: она в поле пахала, а старику совсем мало дел дала: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Всего три дела. Хочется старику поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, хлебы замесил, в печку посажал, а сам сел масло сбивать. Но коршун налетел, понёс всех цыплят вместе с клушкой. Старик бегал, бегал, споткнулся, упал. Пахталка, которая была на спине, разбилась, сметана по спине потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил, и хлеба в печи в уголь сгорели. Ничего у старика с домашними делами не получилось. И всё у них пошло как прежде: старик пашет, а старуха со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безделье ругать.
Вывод: старик понял, что в семье каждый должен выполнять ту работу, которая у него хорошо получается.
Экономическая категория – труд
Народные сказки. Терем-теремок. Хаврошечка. Морозко. Мужик и медведь. Колобок. Маша и медведь. Три поросёнка. Колосок. Кривенька качечка.
Авторские сказки.
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко».
К.И.Чуковский «Федорино горе».
В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребёнку, ведь он должен определять своё место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка – ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживающие внимание ребёнка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то , что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.
Так как сказки разные по содержанию, сюжету, отличаются композиционным построением, методика их использования в разных возрастных группах специфична. Сказки должны быть подобраны согласно возрасту детей.
В детском саду для формирования у детей морально-этического воспитания при помощи сказки используют такие методы:
Информационно-рецепторный метод (ребёнок познаёт мир, приобретая определённые знания в форме информации).
Репродуктивный метод – конкретные навыки и умения закрепляются специальными упражнениями и благодаря повторению способов действий.
Исследовательский метод – обдумываются условия, делаются специальные ситуации, где ребёнок путём собственных проб и ошибок самостоятельно находит способы их решения.
Эвристический метод – ребёнок делает открытия до объектов и явлений окружения и к самому себе, своих сил и способностей.
Опытный метод – приобретенные знания и умения самостоятельно применяются для решения проблемных задач.
(Опытный, исследовательский и эвристический методы воспитатели должны использовать чаще, так как они наилучше направляют и развивают детское творчество).
С целью повышения продуктивности и повышения эффективности усвоения детьми народных сказок в детском саду используются такие формы работы:
- чтение сказок;
- рассказывание народных сказок;
- тематическое занятие (разные формы работы объединяются общей темой);
- театрализация – разыгрывание в ролях знакомой детям сказки; отображение характерных черт его героев;
- инсценировка – точное и последовательное отображение содержание сказки детьми при помощи костюмов, разных атрибутов, декораций;
- игры по сюжетам знакомых сказок;
- показ сказки (настольный театр, пальчиковый театр, кукольный театр);
- просмотр сказок по видео;
- ритмико-речитативное рассказывание по одной ритмической кривой, с одной интонацией;
- общие беседы по теме: «Моя любимая сказка», «В гостях у сказки», «Сказка в гостях у детей»;
- дидактические игры: «С какой сказки герой», «Подбери картинку», «Путешествие в прекрасный мир сказок»;
- рассказывание знакомых сказок по картосхемам;
- беседы на морально-этические темы по содержанию сказки;
- самостоятельное составление детьми сказок;
- беседы по содержанию иллюстраций и репродукций художественных картин по сюжетам сказок;
- праздник сказки в детском саду;
- изготовление книжки-сказки по рисункам детей;
- изготовление калажа к сказке;
- изготовление из оригами сказочных героев;
- проведение викторины: «В гостях у сказка»;
- КВН «Казка вчить – як на світі жить».
Умение рассказывать сказку очень важное педагогическое условие.
Воспитатель, готовясь к рассказыванию сказки, должен хорошо запомнить текст, чтобы дословно передать начало, повторы, песенки, образные народные выражения. Следует определить, какие слова, фразы требуют уточнения, объяснения, продумать приёмы, время и место их объяснения. Обязательно следует продумывать наглядность. К занятию приготовить хорошо иллюстрированные детские книжки, набор картинок по тексту сказки. Иногда надо подготовить детей к пониманию текста – его содержанию, лексике, образов.
Для полноценного восприятия детьми сказки необходимо создать спокойную обстановку. Детей посадить так, чтобы они видели воспитателя, а воспитатель видела детей.
Народные сказки неповторимые, уникальные. Народ отображает в сказках свои желания, надежду, морально-этические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.
Правильная работа со сказкой поможет воспитать у ребёнка сочувствие, добропорядочность, милосердие – черты которые помогут формировать настоящего Человека.
Экономические понятия.
Экономика – это наука о том, как правильно, экономно и с прибылью вести хозяйство.
Семейная экономика – правильное использование предметов хозяйства и бюджетных денег.
Семейный бюджет – это деньги, которыми семья распоряжается по своему усмотрению. Он состоит из доходов (зарплата, пенсия, стипендия) и расходов (оплата за квартиру, покупка товаров и многое другое).
Потребность – это всё то, что необходимо человеку для счастливой жизни.
Блага – это всё то, что приносит человеку пользу, то есть помогает удовлетворить человеческие потребности.
Банк – это учреждение для выдачи денег предприятиям и населению, их хранения и других операций с деньгами.
Деньги – это особый товар, который определяет стоимость других товаров.
Товары – это продукты труда, которые продаются.
Услуга – это работа, которая выполняется для того, чтобы удовлетворить потребности людей. Это работа по обслуживанию людей.
Реклама – это информация для покупателей, которая рассказывает о товарах и услугах.
Ресурсы – это информация для покупателей, которая рассказывает о товарах и услугах.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Базова програма розвитку дитини дошкільного віку ,,Я у Світі”/М-во освіти і науки України, Акад. пед.. наук України; наук. Ред.. та упоряд. О.Л.Кононенко. – К.: Світич, 2008. – 403 с.
Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. – 128 с. – (Б-ка «Шк. світу»).
Веселка. Книга для читання в дошкільних закладах / Упорядники: В.Д.Крушинська, Л.В.Кремсал, Л.В.Гураш. – К.: Рад. шк.,1989. – 384 с. – Укр. Мовою.
Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед.. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. Воспитание»/В.П.Аникин, В.В.Агеносов, Э.З.Ганкина и др..; Под ред.. Е.Е.Зубаревой. – 3-е узд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
Ревва С.М., Дмитренко Г.М., Чулкова Н.О. Виховуємо та навчаємо через казку. Адаптована програма з елементами казко терапії з морально-етичноговиховання для дітей дошкільного віку. Журнал ДНЗ №6 (18) 2008.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольников с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Формування первинного економічного досвіду старших дошкільників: Навчальн0-методичний посібник /За ред.. А.В.Сазонової; авт.. кол.: А.В.Сазонова, Е.А.Кладієва, Т.П.Михайліченко. – Луганськ: СПД Рєзніков В.С., 2009. – 208 с.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.- (Программа развития).