Конспект урока истории России в 10 классе по теме Индоевропейцы. Исторические корни славян.


Тема: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
Дата: 4.01.2015.
Цель: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней географической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с родословной народов Евразии, установить родину индоевропейцев;
- определить место предков славян среди индоевропейцев;
- рассказать о Великом переселении народов.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать навыки работы с картой;
- продолжить работу по формированию умения работать с текстом учебника;
- совершенствовать технику и культуру речи детей;
- развивать умение делать выводы, слушать и слышать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа и государства.
Оборудование урока: учебник, доска, мел, карта «Расселение славянских племен», презентация «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
Форма урока – традиционная.
Тип урока – комбинированный.
План урока:
Кто такие индоевропейцы. Родословная народов Европы.
Место предков славян среди индоевропейцев.
Первые нашествия.
Восточная Европа в эпоху Великого переселения народов.
Основание Киева.
Соседи славян.
Ход урока:
№ п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент
( 1 мин.) Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Староста, назови, пожалуйста, отсутствующих. Приветствуют учителя, садятся.
Староста называет отсутствующих.
Проверка домашнего задания
(15 мин.) Тема нашего прошлого урока «История как наука».
Работаем с вопросами.
Что такое история?
На основании чего мы делаем выводы о жизни людей в прошлом?
Какие виды исторических источников вы знаете?
Какие вспомогательные исторические дисциплины вам известны? Что они изучают?
Отвечают на вопросы.
Изучение новой темы
(25 мин.) Тема урока: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
1.Индоевропейцы – это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Большинство ученых считают, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу. С юго-востока началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, постирались от Атлантики до Индии. Поэтому их назвали индоевропейцами.
В IV-III тыс. до н.э. былая общность индоевропейцев начинает распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов, западноевропейскую, славянскую и балтскую.
Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами. Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви – угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера – мордва, удмурты, мари, коми. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки турок и монголов. Их потомки – калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины.
2.Во II тыс. до н.э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течении ряда веков одно целое. И резко отличались от Индии, тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе. В середине II тыс. до н.э. обособились германские племена, а балты и славяне составили общую балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы передвинулись к западу, а на юге расселились греки и италики.
Центром расселения славянских племен стал бассейн реки Вислы.
На рубеже II и I тыс. до н.э. в Европе появились новые человеческие общности. Свое место среди них заняли предки славян.
3.Киммерийцы – кочевые племена индоиранцев.
Скифы – с VI по IV вв. до н.э. – ираноязычные кочевники. Создание Скифской державы.
Со II в. до н.э. появляются орды сарматов – захватывают земли Скифской державы.
4.Великое переселение народов III – IV вв.
Во II – III вв. через земли балтов и восточных славян готы прошли в степи современной Украины и прожили там 2 столетия.
С 370-х гг. началось нашествие гуннов. Сражение на Каталаунских полях – 451 г.
Начиная с V в. на землях, где раньше хозяйничали скифы, сарматы и гунны, - в бассейне Днепра и Днестра – сложился мощный союз восточнославянских племен, которых назвали антами.
5.Летопись о Кие, Щеке и Хориве.
6. Середина VI в. – появление многочисленной тюркской орды – аваров.
Конец VIII в. – разгром франками аваров и приход с востока хазаров. Образование Хазарского каганата. Слушают.
Записывают в тетрадь определения и даты.
Закрепление
(3 мин.) Работа с вопросами – стр. 24.
Какие современные народы могут считать себя потомками индоевропейцев?
Почему распался антский племенной союз?
Как связаны между собой Скифская держава и предки славян? Отвечают на вопросы.
5.Выставление оценок и объяснение домашнего задания
( 1мин.) Параграф 1. Вопросы стр. 24. Записывают в дневник.