Разработка открытого урока по беседам об искусстве Творчество Франца Хальса


Муниципальная организация дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Койгородок
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
«Искусство Голландии. Новаторство голландских художников. Творчество Франса Хальса».
По предмету «Беседы об изобразительном искусстве»
Автор (составитель) Турубанова В. С.
Койгородок
2014
Введение
Целевая направленность учебного предмета «Беседы об изобразительном искусстве» – введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.
Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно – воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «Беседы об изобразительном искусстве». Занятие проходит в течение 40 минут. Занятие разработано для учащихся 2 класса отделения живопись, в возрастной группе 7 – 10 лет.
Основная часть
Тема программы: «Архитектура и скульптура барокко»;
Тема занятия: «Искусство Голландии. Новаторство голландских художников. Творчество Франса Хальса»;
Цель занятия: освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно – исторической эпохи, стиле; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений Франса Хальса;
Задачи:
познакомить учащихся с новаторством голландских художников, особенностями голландской живописи, преобладанием реалистических тенденций в художественном изображении, с творчеством Франса Хальса;
способствовать развитию интереса детей к познанию мировой художественной культуры;
воспитывать желание воплощать свои мысли и чувства в различных стилях и направлениях искусства;
поддерживать проявления оценочного отношения к искусству, что является первоначальным проявлением художественного вкуса;
развивать способность воспринимать произведения искусства.
Оборудование для организации занятия
Репродукции картин Франса Хальса:
«Встреча офицеров стрелковой роты св. Адриана»;
«Мулат» (1627);
«Кормилица с ребенком» (1620);
«Отряд милиции» (1637);
«Портрет женщины с веером» (1640-е);
«Смеющийся мальчик» (1625);
«Групповой портрет регентов приюта св. Елизаветы в Харлеме».
Ход занятия
Первая часть урока (написание проверочной работы)
Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке;
Написание проверочной работы по предыдущей теме «Искусство Фландрии. Творчество Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка».
Вторая часть урока (знакомство с новой темой)
Знакомство учащихся с новаторством голландских художников.
В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности.
Одновременно, Голландия в этот период – важнейший центр европейской культуры. Духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии или Италии.
Необычайный расцвет в XVII веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Человек и природа становятся основными объектами наблюдения и изображения голландских художников. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из–за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а, может быть, и то и другое.
Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера.
Особенности голландской живописи, преобладание реалистических тенденций в художественном изображении.
В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.
Хотя в голландской живописи XVII века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.
Знакомство с творчеством Франса Хальса.
Историю голландской живописи XVII века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Хальса. (ок. 1580 – 1666 гг.)
Хальс много работает в жанре группового портрета. Это, в основном, изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10-30 годов смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне («Встреча офицеров стрелковой роты св. Адриана»).
Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий, и пр.) создают монументальный характер изображения.
Индивидуальные портреты Хальса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Писал младенцев в пеленках, бродяг и смеющихся мальчишек, музыкантов. Писал себя и свою жену, молодых, влюбленных, на дерновой скамье в саду.
В портретах Хальса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.
За два года до смерти Хальс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета – регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах.
Так, на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.
Заключение
План занятия может быть использован педагогами детских школ искусств, как базовый для организации своих занятий по предмету «Беседы об изобразительном искусстве».
Использованная литература
Программы
Программа МК СССР «История изобразительного искусства» для ДХШ – М., 1967;
Программа МК РСФСР «Беседы об изобразительном искусстве» для художественных отделений ДШИ – М., 1988.
Зарубежное искусство
Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670). – М., «Искусство», 1962;
Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. – М., «Искусство», 1967;
Ротенберг Е.Э. Искусство Голландии XVII века. – М., «Искусство», 1971;
Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. – М., «Изобразительное искусство», 1995.