Дополнительная общеобразовательная программа «Дружина юных пожарных»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»



Утверждено:
Методическим советом ДЮЦ
Протокол №_____
От « » ________2014 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Дружина юных пожарных»
для детей 10-13 лет.
Срок реализации программы: 1 год


Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Шестаков Д.А.

Пояснительная записка

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Программа «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), предназначена для ознакомления учащихся с ППБ, а также для приобретения ими умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Актуальность программы
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение «Дружина юных пожарных».
«Дружина юных пожарных»- детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Новизна и современностьданной работы в том, что обучающиеся получают не только необходимые знания и навыки по обеспечению пожарной безопасности, но воспитывают в себе необходимые качества законопослушного гражданина. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения при возникновении возгораний. У большинства из нас нет культуры безопасности при пожарах. Следовательно, воспитание утерянной культуры безопасного поведения, умения вести себя правильно для того, чтобы избежать пожароопасности, защитить себя во время возникновения пожара является актуальным и значимым в наши дни. Ведь привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей.

Направленность программы социально – педагогическая.
Данная образовательная программа построена на принципах:

- Непрерывности процесса обучения, который обеспечивается механизмом преемственности между содержанием отдельных звеньев программы и образовательно-развивающей практики;
- Целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного (курса «Основы безопасности жизнедеятельности») и дополнительного обучения;
- Личностно-ориентированного характера обучения, реализуемого посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, перевода процесса развития обучающихся в режим самоорганизации и саморазвития.
Программа работы ДЮП рассчитана для обучающихся 5 классов (10-13 лет) общеобразовательных школ. Форма обучения - групповая, состав группы постоянный.
Основные методы и формы организации данного курса - это индивидуальные и практические занятия, участие в спортивных состязаниях, показательных выступлениях, соревнованиях по пожарно-прикладному виду спорта, пожарно-тактические игры, просмотр учебных видеофильмов, работа с Интернет-ресурсами, встречи с ветеранами противопожарной службы и действующими сотрудниками. Данная программа дает обучающимся необходимый минимум знаний по основным направлениям пожарного дела, формирует умения и навыки пожаробезопасного поведения в различных ситуациях. Программа составлена с учетом периодизации учебно-воспитательного процесса. Основное внимание направлено на развитие творческого мышления, логических, технологических и физических способностей каждого ребенка при использовании элементов технологий развивающего личностно-ориентированного обучения, уровневого дифференцированного обучения на основе обязательных результатов, игровых и проблемных технологий.
Цель программы: развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Характеристика контингента обучающихся:
Набор в объединение осуществляется на добровольной основе, с учетом противопоказаний здоровья. Возраст детей 10-13 лет.
Срок реализации программы:
данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы:
1 группа - 162 часа:
· теоретические занятия - 50 часов;
· практические занятия - 112 часов.
2 группа - 162 часа:
· теоретические занятия - 50 часов;
· практические занятия - 112 часов.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
· экскурсия;
· комбинированное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
· типовое занятие;
· викторина;
· видеолекции;
· конкурс детского рисунка «Осторожно, огонь!»
· тестирование;
· решение ситуационных задач;
· консультация;
· практикум;
· учебная игра;
· брейн - ринг;
· тренировочные занятия.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
· вводный, проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
· текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме (тестирование);
· рубежный, проводится после завершения изучения каждого раздела (диагностика в форме компьютерного тестирования);
· итоговый, проводимый после завершения всей дополнительной образовательной программы (проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту)

Контроль осуществляется в следующих формах:
· собеседование;
· диагностика в форме компьютерного тестирования;
· спортивные игры;
· соревнования по пожарно-прикладному спорту.

Критерии оценивания
Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг.
Нулевой мониторинг - диагностика первичных знаний о пожарной безопасности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование.
Текущий мониторинг тестирование и выполнение текущих творческих заданий.
Заключительный мониторинг участие в районных конкурсах по противопожарной безопасности. По результатам участия оценивается уровень усвоения полученных знаний.
Режим занятий:
№ группы
понедельник
вторник
четверг
пятница
часы

1
ССШ №1
15.00-15.40
15.50-16.30

15.00-15.40
15.50-16.30
16.40-17.00


4.5

2
ССШ №1

15.00-15.40
15.50-16.30

15.00-15.40
15.50-16.30
16.40-17.00
4.5




Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности
Ожидаемые результаты
Способы проверки

Обучающиеся должны ЗНАТЬ:
1.  историю развития пожарной охраны;
2.  основные правила пожарной безопасности;
3.  причины возникновения пожаров;
4.  первичные средства пожаротушения;
5.  виды огнетушителей и область их применения;
6.  знаки пожарной безопасности и места их размещения;
7.  меры предосторожности при обращении с огнём,
8.  правила поведения в экстремальных ситуациях;
9.  правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током.
Обучающиеся должны УМЕТЬ:
1.  выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
2.  пользоваться огнетушителями;
3.  работать пожарным инвентарём;
4.  различать знаки пожарной безопасности;
5.  оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
· Диагностика
· Тестирование
·  Соревнования по пожарно-прикладному спорту.

Формы подведения итогов:
·  выставки детских рисунков и стенгазет по ППБ;
·  занятия - викторины с включением игр;
·  рейды отряда ДЮП;
·  выпуски информационного листка;
·  занятия - выступления агитбригады;
·  тематические часы общения по ППБ;
·  выступления на родительских собраниях;
·  разработка памяток по ППБ;
·  оформление противопожарного уголка.
Содержание программы
Глава 1. ««Пожарно - профилактическая подготовка»»
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация пожаров. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Ознакомление с основными статьями Кодекса об [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении, экскурсия в пожарную часть, освоение на практике на доступном уровне противопожарного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Глава II
«Пожарная безопасность»
Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Цели создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС. Предназначение и структура МЧС России. Основные задачи МЧС России. Основные функции МЧС России. Полномочия МЧС России. Обязанности и ответственность граждан, их значение. Виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Основные мероприятия в государстве по защите населения от пожаров. Практическая работа: отработка алгоритма действий по сигналу «Внимание всем!», тренинги по правильному использованию средств пожаротушения, подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
Глава III
«Пожары и взрывы»
Виды взрывов. Основные поражающие факторы при взрыве. Взрывная травма. Тактическая характеристика взрывов. Основные поражающие факторы пожара. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов. Последствия пожаров, взрывов. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва. Практическая работа: элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара.

Глава IV
«Безопасность в быту»
Общие требования электробезопасности. Причины возникновения пожаров. Виды пожаров по месту возникновения. Зоны пространства, охваченного пожаром. Классификация пожаров и горючих веществ. Классификация пожаров по рангу. Классификация пожаров по типу. Классификация пожаров по плотности застройки. Классификация в зависимости от вида горящих веществ и материалов. Классификация материалов по их возгораемости. Условия протекания и стадии пожара. Стадии пожара в помещениях. Предотвращение и борьба с пожарами. Правила поведения во время детских праздников. Причины несчастных случаев с электричеством в быту. Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Практическая работа: Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. Решение ситуационных задач. Тестирование. Разработка памяток для учащихся: «Пожарная безопасность при использовании электроприборов», «Безопасное обращение с бытовыми электроприборами». Просмотр мультфильма «Невеселые петарды»
Глава V
«Газ»
Понятие о физико-химических основах горения. Основные свойства бытового газа и его правильные и безопасное использование. Правила пользования газом в быту. Утечка газа. Уход за плитой. Процесс горения. Условия его возникновения и прекращения. Самовоспламенение и самовозгорание. Образование угарного газа, его свойства. Первая помощь при отравлении угарным газом. Практическая работа: Разработка памяток по соблюдению пожарной безопасности по пользования газовой плитой. Решение ситуационных задач. Тестирование.
Глава VI
«Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях»
Пожары по месту возникновения. Виды пожаров. Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров. Классификация лесных пожаров и их основные характеристики. Классификация пожаров по зонам распространения. Типы лесных пожаров. Классификация лесных пожаров по силе. Причины возникновения лесных пожаров. Психофизиологические факторы, пути их преодоления. Противопожарная профилактика. Прогнозирование лесных пожаров и их последствий. Тушение лесного пожара. Влияние лесных пожаров на здоровье человека. Место для костра. Способы добывания огня. Типы костров. Правила поведения в лесу. Меры предосторожности во время грозы. Практическая работа: решение ситуационных задач. Тестирование. Видеолекция по теме: «Правило безопасности поведения детей на природе».


Глава VII
«Основы медицинских знаний»
Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь. Средства оказания медицинской помощи: медицинская аптечка, перевязочные, дезинфицирующие лекарственные средства. Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
Глава VIII
«Тактико - техническая подготовка»
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш). Практическая работа: Выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание. Подготовка к соревнованиям. Проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Учебно-тематическое планирование

Наименование главы, раздела, темы
Вид занятий
Кол-во часов
теория
практика


Глава 1. «Пожарно - профилактическая подготовка»





1(1)
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных организаций в России.
Вводное занятие
1
1


2(2)
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.
Типовое занятие
1
1


3(3)
Противопожарный режим в школе.
Типовое занятие
1
1


4(4)
Огонь и человек
Дидактическая игра
1
1


5(5)
Изучение территории микрорайона.
Практикум
1

1

6(6)
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
Типовое занятие
1
1


7(7)
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Консультация
1
1


8(8)
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.
Практикум
1

1

9(9)
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Типовое занятие
1

1

10(10)
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Экскурсия
1

1

11(11)
Основы профессии пожарного.
Экскурсия
1

1

12(12)
Противопожарное водоснабжение.
Практикум
1

1

13(13)
Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причин возникновения пожаров и способов борьбы с ними.
Брейн – ринг
1

1


Глава II «Пожарная безопасность»





14(1)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
Типовое занятие
1
1


15(2)
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
Типовое занятие
1
1


16(3)
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
Практикум
1

1

17(4)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Типовое занятие
1
1


18(5)
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
Типовое занятие
1
1


19(6)
МЧС России – федеральный орган управления в области занятости населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Типовое занятие
1
1


20(7)
Что такое опасные и чрезвычайные ситуации.
Консультация
1
1


21(8)
Главные формулы ОБЖ
Консультация
1
1


22(9)
Если возник пожар. Действия в случае пожара.
Комбинированное занятие
1

1

23(10)
Первичные средства пожаротушения и их применение. Знаки безопасности.
Практикум
1

1

24(11)
Огнетушители, их виды, правила использования.
Практикум
1

1

25(12)
Как научиться выявлять и предвидеть опасности у себя под носом и чуть-чуть дальше.
Консультация
1
1


26(13)
Умение потушить пожар.
Тестирование
1

1

27(14)
Опасности есть и в городе, и в поселке.
Типовое занятие
1
1


28(15)
Какие службы защищают население, какие сигналы оповещают нас об опасности.
Консультация
1
1


29(16)
Как вести себя при сигнале: «Внимание всем!»
Игра – соревнование
1

1

30(17)
Опасные ситуации в жилище, откуда они только берутся?
Консультация
1

1

31(18)
Пожар в квартире.
Видеолекция
1
1


32(19)
Противопожарный режим в жилом доме.
Типовое занятие
1
1


33(20)
Пожары в жилище страшны и опасны, но мы их не пустим к себе на порог.
Типовое занятие
1
1


34(21)
Как вовремя покинуть место пожара. Средство борьбы с ним.
Типовое занятие
1
1


35(22)
Оповещение и эвакуация при пожаре.
Практикум
1

1

36(23)
Средство тушения пожаров.
Практикум
1

1

37(24)
Ты не можешь покинуть помещение.
Тестирование
1

1



Глава III «Пожары и взрывы»





38(1)
Взрывы.
занятие
1
1


39(2)
Характеристика причин и возможные последствия пожаров и взрывов.
Консультация
1
1


40(3)
Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва.
Практикум
1

1

41(4)
Подготовка к часу общения: «Условия и причины возникновения пожаров и взрывов».
Консультация
1
1


42(5)
Правило поведения железнодорожным, водным, авиационным транспортом. Действие в случае аварии.
Составление памяток
1

1


Глава IV «Безопасность в быту»





43(1)
Причина пожаров.
Консультация
1
1


44(2)
Пожар в квартире: правила поведения.
Решение задач
1
1


45(3)
Правила пожарной безопасности дома, в школе, на улице.
занятие
1
1


46(4)
Пожар в твоём доме.
Тестирование
1

1

47(5)
Причины возникновения пожаров в жилых помещениях.
занятие
1
1


48(6)
Правила безопасности поведения детей при пожаре.
Видеолекция
1
1


49(7)
Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире.
занятие
1
1


50(8)
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.
Практикум
1

1

51(9)
От маленькой искры большой пожар бывает.
КВН
1

1

52(10)
«Запомнить нужно твёрдо нам - пожар не возникает сам!
Дид. игры
1

1

53(11)
Опасности электричества и электроприборов.
занятие
1
1


54(12)
Правила обращения с бытовыми электроприборами.
занятие
1
1


55(13)
Если возник пожар.
Игра - загадка
1

1

56(14)
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Решение задач
1

1

57(15)
Главное - самообладание.
Тренировочная эвакуация
1

1

58(16)
Безопасность и компьютер (телевизор).
Решение задач
1

1

59(17)
Компьютерная зависимость.
Тестирование
1

1

60(18)
«Пожарным можешь ты не быть»
Игра - викторина
1

1

61(19)
Причины возникновения пожара. Что нужно делать при пожаре.
Смотр – конкурс
1

1

62(20)
Пожар, его причины и последствия. После безопасных чудес.
Дид. игра
1

1

63(21)
Разработка памяток по соблюдению пожарной безопасности при использовании электроприборов.
Практикум
1

1

64(22)
«Пожары - большая беда для человека. Детские шалости с огнём и их последствия. Другие причины возникновения пожара дома, на улице».
Практикум
1

1

65(23)
Тушение электроприборов 1.
Практикум
1

1

66(24)
Тушение электроприборов 2.
Практикум
1

1

67(25)
Электроприборы в доме.
Тестирование
1

1

68(26)
Невесёлые петарды.
Решение задач
1

1

69(27)
Чтобы ёлка принесла только радость.
Инструктаж ТБ
1

1

70(28)
Правила электробезопасности.
Решение задач.
1

1


Глава V «Газ»





71(1)
Бытовой газ и его свойства.
Типовое занятие
1
1


72(2)
Опасные газы. С ними не шутят.
Типовое занятие
1
1


73(3)
Правила безопасного обращения с газовыми приборами.
Решение задач
1

1

74(4)
Что делать при утечке газа.
Видеолекция.
1
1


75(5)
Основы горения. Пожарная опасность веществ и материалов.
занятие
1
1


76(6)
Угарный газ.
Решение задач
1

1

77(7)
Разработка памяток по соблюдению пожарной безопасности по пользования газовой плитой.
Практикум
1

1

78(8)
Запах газа в квартире (доме).
Тестирование
1

1


Глава VI «Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях»





79(1)
Однажды в лесу
Решение задач.
1

1

80(2)
Понятие лесных и торфяных пожаров.
Типовое занятие
1
1


81(3)
Лесные и торфяные пожары.
Типовое занятие
1
1


82(4)
Классификация лесных и торфяных пожаров.
Типовое занятие
1
1


83(5)
Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров.
Типовое занятие
1
1


84(6)
Пожар в лесу.
Тестирование
1

1

85(7)
Предупреждение лесных и торфяных пожаров, методы, борьбы с ним.
Типовое занятие
1
1


86(8)
Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них.
Составление памяток
1

1

87(9)
Правило безопасности поведения детей на природе. Спасик и его друзья.
Видеолекция
1
1


88(10)
Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе.
Консультация
1
1


89(11)
Место для костра.
Консультация
1
1


90(12)
Добывание огня.
Консультация
1
1


91(13)
Добывание огня, разведение костра.
Практикум
1

1

92(14)
Разведение костра под дождём.
Практикум
1

1

93(15)
Типы костров, очаги. Сохранение огня.
Консультация
1

1

94(16)
Костёр в лесу опасен.
Тестирование
1

1

95(17)
Гроза.
Тестирование
1

1


Глава VII «Основы медицинских знаний»





96(1)
Причины травматизма людей.
Консультация
1
1


97(2)
Основные причины травматизма у детей.
Типовое занятие
1
1


98(3)
Общие принципы оказания первой медицинской помощи.
Типовое занятие
1
1


99(4)
Понятие о само - и взаимопомощи.
Типовое занятие
1
1


100(5)
ПМП пострадавшим и её значение.
Консультация
1
1


101(6)
Первая медпомощь при шоке, обмороке, коллапсе.
Практикум
1

1

102(7)
Потёртости и мозоли. Ссадин и порезы.
Практикум
1

1

103(8)
Оказания ПМП при ушибах, ссадинах.
Практикум
1

1

104(9)
Закрытые травмы.
Практикум
1

1

105(10)
ПМП при травмах.
Практикум
1

1

106(11)
Растяжения и разрывы связок.
Практикум
1

1

107(12)
Вывихи.
Практикум
1

1

108(13)
Сдавление.
Практикум
1

1

109(14)
Переломы.
Практикум
1

1

110(15)
Оказание первой помощи при ранениях.
Практикум
1

1

111(16)
Характеристика различных видов кровотечений и их причины.
Практикум
1

1

112(17)
Остановка кровотечений.
Практикум
1

1

113(18)
Отработка навыков наложения давящей повязки.
Практикум
1

1

114(19)
Отработка навыков наложения жгута.
Практикум
1

1

115(20)
Чрезвычайные ситуации в лесу. Работа по карточкам.
Практикум
1

1

116(21)
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.
Практикум
1

1

117(22)
Сердечно - лёгочная реанимация.
Практикум
1

1

118(23)
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Практикум
1

1

119(24)
Способы безносилочного переноса пострадавших.
Практикум
1

1

120(25)
Первая медицинская помощь при острых отравлениях.
Практикум
1

1

121(26)
Отработка навыков оказания первой медпомощи при тепловом и солнечном ударах.
Практикум
1

1

122(27)
Отработка навыков оказания первой медпомощи при поражении молнией.
Практикум
1

1

123(28)
Отработка навыков оказания первой медпомощи при поражении электротравмах.
Практикум
1

1

124(29)
Отработка навыков оказания первой медпомощи при удушении.
Практикум
1

1

125(30)
Отработка навыков оказания первой медпомощи при утоплении.
Практикум
1

1

126(31)
Отработка навыков оказания первой медпомощи при ожогах.
Практикум
1

1

127(32)
Отработка навыков оказания первой медпомощи при обморожениях.
Практикум
1

1

128(33)
Здоровый образ жизни.
Тестирование
1

1


Глава VIII «Тактико-техническая подготовка»





129 – 148 (1-20)
Пожарно-строевая подготовка и пожарно - спасательный спорт.
Экскурсия. Тренировочные занятия
20

20

149– 162 (21-34)
Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Тренировочные занятия
13
1
13



ИТОГО
162
50
112

Содержание учебно-тематического планирования
Глава 1. «Пожарно - профилактическая подготовка»
1(1) Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и добровольных организаций в России. Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
2(2) Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Понятие о физико-химических основах горения. Огонь - друг и враг человека. Какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.
3(3) Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий,
4(4) Огонь и человек. Освоение огня древними людьми. Огонь - друг и враг человека, Огонь – символ. Как человек открыл огонь. Когда человек открыл огонь.
5(5) Изучение территории микрорайона. Условные знаки, основы топографии. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему. Составление карты-схемы. Знакомство со знаками пожарной безопасности.
6(6) Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
7(7) Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности – 1ч. Ознакомление с основными статьями Кодекса об [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
8(8) Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения – 1ч. Термины и определения: пожарная техники, пожарная машина, пожарно – техническое вооружение, пожарное оборудование, ручной пожарный инструмент, установка пожаротушения, огнетушитель, установка пожарной сигнализации, пожарный гидрант, пожарный кран, пожарный рукав, Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
9(9) Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование - 1ч. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
10(10) Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование – 1ч. Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т. д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Краткие сведения о средствах радио - и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Экскурсия в пожарную часть.
11(11) Основы профессии пожарного – 1ч. Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
12(12) Противопожарное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 1ч. Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
13(13) Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причин возникновения пожаров и способов борьбы с ними – 1ч. Классификация пожаров: по внешним признакам, по месту возникновения. Причины возникновения пожаров: неосторожное обращение с огнем; несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования; самовозгорание веществ и материалов; разряды статического электричества; грозовые разряды; некачественное строительство зданий и сооружений; пренебрежение правилами техники безопасности; поджоги. От места возникновения различают: пожары на транспортных средствах; степные и полевые пожары; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные и лесные пожары; пожары в зданиях и сооружениях.
Глава II
«Пожарная безопасность»
14(1) Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия – 1ч. Значение огня в жизнедеятельности человека. Основные факторы пожара. Причины возникновения пожаров. Действия населения при пожаре в здании. Действия населения при опасной концентрации дыма и повышении температуры во время пожара в здании. Тушение горящей одежды на человеке подручными средствами.
15(2) Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения – 1ч. Условия, при которых огонь становится врагом человека. Основные мероприятия в государстве по защите населения от пожаров. Первые пожарные команды на Руси. Федеральная противопожарная служба. МЧС России.
16(3) Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах – 1ч. Обязанности и ответственность граждан, их значение. Виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Основные причины пожара в доме, перечень основных правил пожарной безопасности. Правила тушения огня.
17(4) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – 1ч. Цели создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС. Режимы РСЧС: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.
18(5) Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны – 1ч. Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. ФЗ «О гражданской обороне». Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф. Силы и средства для проведения спасательных и неотложных работ в очагах современных средств поражения и в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий. Общие сведения о мероприятиях по защите населения от современных средств поражения.
19(6) МЧС России – федеральный орган управления в области занятости населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – 1ч. Предназначение и структура МЧС России. Основные задачи МЧС России. Основные функции МЧС России. Полномочия МЧС России.
20(7) Что такое опасные и чрезвычайные ситуации – 1ч. Группы ЧС по источнику их возникновения: ЧС природного характера, ЧС техногенного характера, ЧС социального характера, ЧС военного характера
21(8) Главные формулы ОБЖ – 1ч. Формулы и правила безопасности их ценность. Примеры из жизни.
22(9) Если возник пожар. Действия в случае пожара – 1ч. Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.
23(10) Первичные средства пожаротушения и их применение. Знаки безопасности – 1ч. Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожа