Формирование активной гражданской позиции на занятиях по внеурочной деятельности дружины юных пожарных (ДЮП).


Роткина Ольга Александровна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Гимназия» город Черногорск
Формирование активной гражданской позиции на занятиях по внеурочной деятельности дружины юных пожарных (ДЮП).
Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. В настоящее время Россия переживает духовный кризис, упадок общественной морали, это все не может быть остановлено без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
История человечества неразрывно связана с проблемой тушения пожаров. Такова уж природа огня. Без него немыслима жизнь. Но от него страдали и погибали миллионы людей, выгорали селения и города. Республика Хакасия в 2015 году как никогда ощутила весь ужас пожаров и их последствий. Возможно, такого поворота событий могли бы избежать, если бы не сыграл человеческий фактор. Поэтому формирование гражданско-патриотического воспитания, активной гражданской позиции является актуальной проблемой на сегодняшний день. Пожары нередко происходят и по причине детской шалости. Это происходит в основном потому, что дети остаются без присмотра взрослых и совершенно не знают, к чему может привести их опасная игра с огнём. Если, ребята из Дружины юных пожарных и педагоги, не сумеют правильно организовать досуг детей, то энергия и любознательность ребят найдёт выход в запретных пожароопасных забавах.
Для предупреждения этой негативной ситуации в МБОУ «Гимназия» г. Черногорска была разработана программа обучения учащихся правилам пожарной безопасности, физического развития подрастающего поколения, формирования навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитания силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Главная цель обучения - формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России. Задачи обучения:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Обучение проводится во внеурочное время и рассматривается как обязательная сторона всестороннего воспитания учащихся.
Основными формами проведения занятий являются беседы, лекции, агитбригады, викторины, конкурсы, а также - коллективные творческие дела в сочетании с практическими занятиями и уроками, встречи с сотрудниками пожарной охраны города Черногорска.
Учебная цель занятий – привитие учащимся навыков осознанного пожароопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, закрепление знаний, умений, навыков, приобретённых на занятиях по внеурочной деятельности.
К таким занятиям привлекаются не только преподаватели, а и сотрудники государственной противопожарной службы; подбираются наглядные средства и пособия (плакаты, противопожарный инвентарь, видеофильмы, презентации). Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного опроса. В нашей школе в работе с детьми отчётливо просматриваются два направления: одно – обучение школьников мерам пожарной безопасности; другое – создание Дружины юных пожарных и организация работы с ней.
Пропаганда пожарно-технических знаний среди детей и подростков, проведение мероприятий по пожарной безопасности, активная практическая работа в школе дружины юных пожарных (ДЮП) способствуют воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, мужества, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и физической закалки.
Одной из задач работы ДЮП является противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди детей, подростков и молодежи.
Обучение членов звена основам пожарной профилактики, порядку действий при пожаре и использовании первичных средств пожаротушения, приобщение к пропагандистской и агитационно-массовой работе противопожарной направленности, физическое развитие, проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту - основные направления работы школьной ДЮП.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан России.