«Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у подростков»


Макарова Е.В.,
учитель биологии
МБОУ «Старицкая СОШ»
Родительское собрание
Тема: «Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у подростков»
Возраст детей: 7 класс (13 лет)
Форма проведения: педагогический практикум
Цель:помочь родителям в понимании особенностей проявления эмоциональной сферы подростков, выработать и рекомендовать профилактические советы во избежание нервных потрясений, сохранения эмоциональной стабильности детей
Ход собрания
I. Введение в тему собрания
Нет человека среди нас, который был бы эмоционально сух, слеп и глух, не знал бы, что такое радость и грусть, надежда и разочарование, любовь и ненависть. У нас вызывают разные эмоции окружающий мир, работа, отдых, творчество и т.д. Через эмоции человек выражает свое отношение к событиям, достижениям, удачам, неудачам. Эмоции подразделяются на положительные (радость, восторг, жизнерадостность) и отрицательные (грусть, мрачность, подавленность, депрессивность, тоска). Какую роль играют эмоции в жизни человека? Они могут повышать работоспособность и понижать ее. Эмоциональная сфера человека характеризуется особенностями: человек может быть эмоционально чуток или инертен, эмоционально устойчив или неустойчив, эмоционально уравновешен или неуравновешен, способен выдержать эмоциональное возбуждение длительное время или быстро истощается. И все это имеет отношение и к нам, взрослым, и детям.
II. Выявление проблемы и ее актуализация. Целеполагание
Двенадцатилетняя девочка написала письмо: «Понимаете, доктор, я уже несколько месяцев мучаюсь от мысли, что я «уродка», мое лицо мне противно, окружающим людям я неприятна. Рассказала все маме, а та стала надо мной смеяться: дескать, с жиру бесишься, делать тебе нечего. Больше всего меня расстраивают меня мои уши, я их ненавижу за форму и величину. Я обращалась несколько раз к косметологу, но те утверждали: уши абсолютно нормальные. Стала искать врачей, которые моги бы мне помочь. Поэтому и пишу вам».
В чем суть ситуации? Приходилось ли Вам сталкиваться с такой или иной подобной ситуацией? Случай этот не такой уж редкий. Нельзя не признать, что проблема эмоциональных нарушений у подростков весьма актуальна.
Поэтому я предлагаю вам сегодня не только обсудить особенности проявления эмоциональной сферы подростков, но и определить возможность в необходимых случаях психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений, вместе с вами выработать и рекомендовать профилактические советы во избежание нервных потрясений, сохранения эмоциональной стабильности детей и вашей тоже, поскольку вы, пожалуй, согласитесь со мной, что если у наших детей все хорошо, то и у нас тоже все в порядке.
III. Основная часть
Подростковый возраст – важный и сложный этап в процессе становления личности. С одной стороны, по уровню и характеру психического развития отрочество – типичная эпоха детства, характеризующая своими способностями. С другой стороны, подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие потребностиподростка в самостоятельности, самоутверждения, признания со стороны взрослых его прав – таковы черты взросления.
Используем прием свободного микрофона. Попробуйте, проанализировав свои наблюдения, на основе своего жизненного опыта назвать черты, которые характеризуют подростка как еще достаточно маленького ребенка и черты взрослости. Кого вы больше видите в своих детях – ребенка или взрослого?
Дети тоже анализируют свои переживания, собственные мысли, ожидания, это определяет их самооценку. Подростки убеждаются, что не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого может возникнуть мысль, что никто не понимает их своеобразия и выражений индивидуальности. Подобные мысли являются весьма благоприятным фоном для появления повышенной тревожности, обостренного чувства одиночества. Типичными чертами подростков могут стать раздражительность и возбудимость. Я как учитель биологии с научной точки зрения могу объяснить проявление этих качеств. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале появляется повышенная двигательнаяактивность, а затем сильная возбудимость или сонливость.
Большое значение играет для подростка его внешность. С какого-то момента дети начинают уделять внимание своей внешности – прическе, одежде, макияжу. Часто подростки бывают, недовольны своей внешностью или отдельными ее частями. Они переживают из-за отличия их внешности от стандартов, навязанных устоявшимися общественными стереотипами.
Глубокие переживания могут спровоцировать депрессию. Состояние депрессии – это эмоциональное расстройство, опасное состояние, способное привести к суициду. Психология установила несколько типов подростковой депрессии.
В соответствии с типом подростковой депрессии определим модели поведения родителей. В этих типах вы, может быть, узнаете своих детей. Предложите для себя или других родителей модель возможного поведения.
Тип Проявления Модель поведения (обобщения учителя после обсуждений с родителями)
Аноидный тип Склонность ребенка к апатии, повышенная утомляемость, неаргументируемая раздражительность. Серые, бесцельно проведенные дни прерываются «развлечениями», «балдением» под музыку и т.д. Мелкие неприятности и неудачи переживаются крайне тяжело. На замечания взрослых отвечают грубостью. В глубине души подросток впадает еще в большее уныние. Скорость выхода из состояния зависит от благоприятных условий вокруг подростка, поэтому необходимо ребенка вовлечь в спорт, творчество или иную привлекательную полезную деятельность, которую он выберет сам
Сенситивный тип Подростки характеризуются чрезвычайной чувствительность, впечатлительностью. В силу своей замкнутости, застенчивости и робости они избегают шумных компаний, предпочитают сидеть дома. Самостоятельность и инициативность выражена слабо. Отношение родителей к таким подросткам должно быть деликатным и гибким
Холероидный тип Наблюдается у подростков с неуравновешенным типом высшей нервной деятельности. Может проявляться в агрессивном поведении ребенка (побеги из дома, бродяжничество) или упрямство, пассивное сопротивление родителям, учителям, совершение проступка исподтишка. Душевные переживания у таких детей скрыты Родителям необходимо постоянно варьировать приемы и методы педагогического воздействия, полностью отказаться от авторитарного воспитания
При подозрении на наличие депрессии у подростка и невозможности снять ее психологическими средствами, собственными усилиями необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу.
Родителям необходимо проявлять гибкость в семейном воспитании, учитывать специфику психического развития мальчиков и девочек. Если вашей дочери минуло 12 лет, знайте, что вы имеете дело не с простым ребенком, а с маленькой женщиной. Девочка вобрала в себя все тонкости поведения женщины. Освоение социального опыта у девочек проходит преимущественно в русле их эмоционального развития. Ну, а мальчишки в 12 лет? Мужчины? Их совсем по-иному занимает проблема человека в эти годы. На выяснение отношений, на это бесплодно-скучное, с их точки зрения, занятие нет смысла тратить время. У мальчишек свой мир вещей, техники, камней, минералов, спорта и т.д.
«Тренинговое упражнение «Десять заповедей».
Родителям предлагается дописать в заповедь то, что они считают необходимым. Вырабатывается обобщенный перечень из 10 заповедей. При обсуждении предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой необходимо аргументировать утверждения.Затем предложить родителям прочитать заповеди, разработанные психологами.
Заповеди родителям
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится (принимать других).Если ребёнка подбадривают, он учится (верить в себя).Если ребёнка хвалят, он учится (быть благородным).Если ребёнок растёт в честности, он учится (быть справедливым).Если ребёнок растёт в безопасности, он учится (верить в людей).Если ребёнка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть).Если ребёнок растёт во вражде, он учится (агрессивности).Если ребёнка высмеивают, он становится (замкнутым).Если ребёнка растёт в упрёках, он учится жить с (чувством вины).
Если ребёнок растёт в доверии, он учится (быть ответственным).
IV. Итог
Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткое сердце матери и отца найдут правильное решение. Уделяйте внимание своим детям, будьте близким другом, который в любой момент протянет «руку помощи». Каждый случай должен рассматриваться конкретно.
Необходимо поговорить с подростком, попытаться понять его проблему. В любом случае подросток требует бережного отношения со стороны семьи и школы. Когда убедитесь, что не справляетесь с проблемой, обратитесь за консультацией к специалисту (психологу, психотерапевту).
Литература:
Классные часы 5-9 классы «Сюрпризы» переходного возраста. Авторы: М.Ю. Михайлина, кандидат социологических наук, М.В. Лысогорская, кандидат психологических наук, М.А. Павлова, издательство «Учитель»2009год
https://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200902211Краткий курс. Социальная психология. Авторы: Р.С. Немов, И.Р.
Алтунина, издательство «Питер» 2009год.
Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам, о родителях. М.2002.