Классный час Виртуальное путешествие в Тульскую область ( 1-4 класс)


Путешествие по Тульскому краю – визитная карточка Тулы.
Слайд 1.
История Тулы
Слайд 2.
Со стародавних времен Тульский край был населен славянскими племенами вятичей, которые и основали город Тулу примерно в ХI-XII веке, значение слова «Тула», очевидно, имеет корни от слов «притулье», «затулье» - укромное место для защиты. Первое упоминание о Туле относится к 1146 году, и обнаружено было в Никоновской летописи: «Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку». Тула находилась на правом берегу реки Упы, близь устья Тулицы, город со всех сторон окружало болото, и непроходимый лес, кроме того город находился в низине. В конце X века вятичи стали данниками киевских князей, а с 1054 года их земли вошли в состав Черниговского княжества.В XIII веке северо-восточная часть Черниговского княжества, в которую входила и Тула, была захвачена рязанскими князьями. Тульский край находился на пути следования татар к Москве, поэтому город приобрёл стратегически-важное положение, и оказался втянут в долгий конфликт между Московскими князьями и татарами. В 1380 году в юго-восточной части современной Тульской области, у впадения реки Непрядвы в Дон, произошла знаменитая Куликовская битва. Московским князьям был жизненно необходим контроль Тулы - для стратегической безопасности Москвы, поэтому неудивительно, что московские князья стремились как можно скорее присоединить к своим владения Тулу. Полное присоединение Тулы к московским владениям произошло при Василии II, и с тех пор её историческое развитие стало тесно связано с судьбой Московского княжества.Таким образом, Тула становится южным рубежом московского княжества, поэтому князь Василий II повелевает построить на южном берегу деревянный острог с боевыми башнями и двойной стеной, проход к кремлю был затруднён болотистой местностью и непроходимым лесом, что выполняло роль пассивной защиты. На стене находились постоянно готовые к бою стражники с пищалями, мушкетами и бомбардами. Но все-таки деревянный острог не мог обеспечить полноценной защиты, поэтому уже 1514 году внутри деревянного острога было начато строительство каменной крепости, тульского кремля. Строительство длилось 6 лет, кремль имел четырехугольную форму, и его планировка была тесно связана с планировкой деревянного острога. Таким образом, появляется ядро города, вокруг которого и продолжалось строительство остального города. Новый кремль был построен по последним фортификационным технологиям того времени, и имел бойницы, боевые башни, выходящие за стены для стрельбы по подножию, кроме того его естественное окружение (болото) исключало любую возможность подкопа. Новый кремль стал центром города, его жемчужиной. Из-за постоянной угрозы нападения татар создаются так называемые осадные дворы, в которых, во время осады прятались местные жители со своим скарбом. В мирное время там располагались торговые ряды, которые торговали продуктами питания, скобяными изделиями, различными предметами хозяйственной утвари. Также из-за угрозы всё тех же татар было принято решение создать так называемую засечную черту, которая представляла из себя рукотворные непроходимые завалы в лесу, что значительно затрудняло передвижение конницы, которой было в тульском лесу и без того не сладко. Засечная черта отходила от Тулы в разные направления на многие километры, таким образом, чтобы каменный кремль находился в центре черты. Кроме того создавались посты раннего предупреждения об опасности, они представляли из себя вышку с несколькими стражниками, которые завидев татар стучали в колокол или палили из ружья, после чего садились на коня и отходили к крепости.Надо заметить, что люди боялись не просто какого-то огромного татарского воинства, что шло на Москву, ведь часто целью татар была вовсе не Москва, и даже не Тула, их целью было внезапно прийти и поймать как можно больше людей, чтобы угнать их в рабство, после чего продать в Турцию или другие страны. Но достаточно им было увидеть не простых людей, а солдат, как они тут же уходили, поэтому основной целью было охранение простого народа. Это очевидно из того, что у татар в то время попросту не было средств осады. И именно поэтому впоследствии Иван Грозный и завоевал Казань.В Туле были обнаружены залежи железной руды. Их обнаружили на болоте, практически на поверхности, именно это и определило судьбу города, все его дальнейшее развитие, его специализацию. Появляется много мелких кузнецов, которые стали делать различные предметы повседневного обихода и продавать их своим землякам, затем многие кузнецы стали делать оружие для города, доспехи и снаряжение. Впоследствии, как всем известно, тульские изделия стали широко известны не только по всей России, но и за рубежом. Многие мастера стали победителями высоких российских и международных конкурсов, лауреатами различных премий. Река Тулица в те времена была судоходной, поэтому Тула экспортировала всевозможные изделия из метала, а взамен получала продукты питания. Также Тула была важным пунктом на торговых трактах, поэтому Тула быстро развивалась и росла. Надо заметить, что ядром городского населения Тулы были военные, которые строили и обороняли город, но с расширением границ город теряет статус пограничного города и начинается смена военного населения на мещанское, а также смена специализации города с военной металлообработки на гражданскую В каждой стране есть свои государственные символы. К ним относятся Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб. Эти символы отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Такие символы есть и в городе Туле.
Тульский герб
Слайд 3.
Геральдическое описание герба города Тулы
В червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молоту золотому: все сие показывает примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе.Герб города Тулы является официальным символом – эмблемой города и представляет собой щит французской формы - прямоугольник, основание которого имеет закругленные углы и выступ посредине острием вниз. Соотношение основания щита к его высоте должно быть восемь к девяти. Цветовая гамма и символика фигур герба соответствуют его описанию по состоянию на 8 марта 1778 года.
Обоснование символики герба города Тулы
Первый герб города был составлен герольдмейстером Щербатовым и высочайше утвержден 8 марта 1778 года вместе с остальными гербами Тульского наместничества Указом императрицы Екатерины II. Серебряные клинки мечей олицетворяют Куликовскую битву, которая имела место на земле Тульской губернии в 1380 году. Золотые молотки являются символом кузнечного ремесла Тульских мастеров. Герб города Тулы установлен Уставом города от 9 февраля 1997 года.
Тульский флаг.
Слайд 4.
Флаг города Тулы представляет собой прямоугольное полотнище червленого цвета, с отношением ширины к длине 2:3, на котором несущее изображение фигур герба города. В верхнем левом углу полотнища с отступом 1:10 от верхнего и левого края располагается изображение медали "Золотая Звезда".
Тульский гимн
Слайд 5.
Гимном города-героя Тулы является музыкально-поэтическое произведение, созданное на основе песни «Тульская оборонная» (музыка А. Новикова, слова В. Гурьяна).
1 куплет
Тула веками оружье ковала,Стала похожа сама на ружьё — Слышится звон боевого металла В древних названиях улиц её: Припев:
Улица Курковая, улица Штыковая, И Пороховая, и Патронная, Дульная, Ствольная, Арсенальная, — Улица любая — оборонная! 2 куплет
Злобные орды пытались пробиться К сердцу России, к Москве дорогой; Грудью своей прикрывая столицу, Шли в ополченье одна за другой:
Припев.
3 куплет
Мы и в бою, и в работе гвардейцы, Славится всюду наш доблестный труд. В новых цехах молодые умельцы* Новую славу народу куют.
Припев.
Нужно сказать кой-каким дипломатам,Пусть непременно учтут господа: Нынче за каждым советским солдатомСтроем железным стоят как всегда:
Припев.
Край мой родной.
Слайд 6.
В алмазном венце России среди драгоценных камней, усыпавших его, тульский бриллиант один из лучших. Никакими каратами его не измерить его. Над его шлифовкой и огранкой трудились поколения. Тульский край заслужил любовь и признательность. У нашего края огромная и, очень часто, трагическая история. Но она – наше общее великое достояние. И очень важно знать и понимать свою землю, своё прошлое, своё родство. Память – это та самая прочная нить, которая связывает поколения, наполняет смыслом жизнь. Мы обязаны помнить и гордиться, что именно тульская земля, её поле Куликово являются колыбелью российской государственности. Тогда, много веков назад, на битву с ордами Мамая ушли дружины отдельных русских княжеств, а после победы над ними вернулись единым русским народом. С нашей землёй связано имя царя-реформатора Петра Великого, основавшего Оружейный завод, который положил начало отечественной промышленности и ставший подлинной школой мастерства и новаторства. Тульские оружейные заводы, основанные Петром I, заложили оборонительно-наступательное ядро русского государства и навеки сделали Тулу кузницей оружия. Как не назвать гения мировой литературы Льва Николаевича Толстого, который давал наказ потомкам всегда делать что-нибудь полезное для своего Отечества. О туляках в шутку говорят, что у них железная душа. Условия оборонного края, щита и арсенала страны выковали крепкие, стальные характеры. Судьба не раз проверяла их на излом. Но туляки всегда выдерживали самые суровые испытания. Трагической осенью 1941 года бойцы Тульского рабочего полка давали клятву: « Наш город никогда не покорялся врагу, не сдадим его и на этот раз».Сорок пять дней и ночей штурмовали Тулу танковые армады фашистского генерала Гудериана. Но она не дрогнула, выстояла. Надёжно закрыла дорогу к столице…Наша история тоже воевала, давала силы, укрепляла дух и веру, помогала выжить в тяжёлые времена. Нет такого русского , который не слышал бы о ясной Поляне, о Левше, о командире легендарного крейсера «Варяг», о В. Ф. Рудневе и С. И. Мосине, создателе русской трёхлинейной винтовки, о И. Болотникове, предводителе крестьянского восстания. Но не только Тула является хранительницей своей богатейшей, уникальной истории. Бережно сохраняют своё историческое и культурное наследие города, районы, посёлки и сёла края. В Алексине помнят Чехова. Ясногорск хранит память о Мусоргском. Белёв – о Жуковском. Городу Арсеньеву дороги имена Достоевского, Даргомыжского. Ефремов чтит Бунина, Н. Успенского. Щёкинцы гордятся Толстым, Тальковым. В Епифани на слуху Грибоедов. В Заокском районе функционирует музей Поленова. В Черни поминают Тургенева. Добрый след, оставленный на тульской земле, с годами приобретает всё большее значение и почитание у земляков. Так было, так есть и так будет всегда!
Слайд 7.
Тульский Кремль
Слайд 8.
Более пяти веков существует Тульский кремль. Построенный в начале XVI века, он длительное время предоставлял надежную защиту от набегов кочевников. Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская, Одоевская, Никитская, Ивановская, Башня Ивановских ворот, На погребу, Водяных ворот, Наугольная и Пятницкая.
Слайд 9.
Кремль — это «город в городе». В крепости жило почти все население, как военное, так и гражданское. Судя по писцовым книгам 1625 и 1685 годов, в конце XVII века в Тульском кремле было 107 дворов и 197 жителей. Первая улица Тулы находилась в кремле и называлась Большой Кремлевской.
Слайд 10.
На территории Кремля находятся два собора. Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году и Богоявленский собор, построенный в 1855—1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Государственный музей оружия. В Спасской башне расположена пыточная камера XVIвека на 3 боевых ярусах. 1 – ый ярус – средства пыток и наказаний времён Ивана Грозного. Работа палача и страдания жертвы. 2 – ой ярус – быт и вооружение повстанцев Ивана Болотникова – защитников кремля от царя Василия Шуйского. 3 – ий ярус – воинские традиции XVI – XVII в. Демонстрация техники владения холодным и огнестрельным оружием, защитных свойств доспехов, боевых орудий и средств обороны.
Слайд 11.
Отрывок из стихотворения «Тульский Кремль»Степана Белоусова.
Седые, как преданье, камни,Бойниц настороженный глаз.Какою болью стародавней,Каким величием державным Волнуете в который раз! Густая темень круглых башен,Где камень говорит любойО старине и о бесстрашьеНеустрашимых предков наших,Здесь принимавших смертный бой.Столетья. Зной и непогодаКремля не изменили вид,К ак память о минувших годах,О силе русского народа,Несокрушимо он стоит.
Тульский городской парк имени П. П. Белоусова.
Слайд 12.
Парк носит имя своего основателя – известного тульского врача. Имеет площадь 150 га, на которой располагаются множество аттракционов. Главное богатство парка – посадки, естественные грунтовые дорожки и тропинки, чистый воздух. В парке можно увидеть ручных белок, на берегу одного из трёх прудов расположился «живой уголок» - косули, лебеди, утки и многие другие животные. Тульскому парку посвятил свои стихи С. Есенин, любивший гулять по его берёзовым аллеям во время посещения Тулы.
Слайд 13.
Государственный мемориальный и природный заповедник музей – усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
Ясная Поляна – место жизни и творчества гениального писателя Л. Н. Толстого. Слайд 14. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил большую часть своей жизни. Здесь же, в лесу «старом Заказе», на краю оврага, под сенью деревьев находится и его могила. Слайд 15.Музей – усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» , включающая дом Толстого, литературный музей, дом Волконского, могилу писателя, и около 400 га заповедника – старинный липовый парк, пруды, леса, луга, пашни, сады была создана в 1921 году. Здесь Л. Толстой провёл около пятидесяти лет своей жизни. Слайд 16, 17.
Тульский государственный музей оружия.
Слайд 18.
Тульский музей оружия находится на территории Кремля, был создан в 1897 году. Это единственный в России музей, собравший уникальную коллекцию русского огнестрельного и холодного оружия от времён Куликовской битвы до наших дней.Музей знакомит с историей оружейного производства в Туле. Первая коллекция оружия собрана в соответствии с указом Петра Великого от 1794 года. В музее широко представлены образцы боевого, охотничьего и спортивного оружия, исполненные тульскими оружейниками – потомками Левши. Музей экспонирует крупнокалиберные орудия: пушки, пулемёты.
Слайд 19.

Тульский музей самоваров.
В XIX столетии Тула стала самоварной столицей России и снабжала самоварами всю Россию. Вся страна знала знаменитую фирму братьев Баташевых.Слайд 20.
«В Тулу со своим самоваром не едут» - гласит пословица. Коллекция самоваров знакомит с историей возникновения и развития самоварного промысла в Туле. Здесь представлены образцы жаровых, электрических самоваров, выпущенных в разные годы. Слайд 21, 22.
Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром У него горят бока.
Самовар поет-гудит, Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится –Щедрый, хрупкий, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой.
Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку.

Музей «Тульский пряник».
Слайд 23.
Музей « Тульский пряник» открыт при старейшей тульской пряничной фабрике. Здесь представлена история уникального тульского лакомства – пряника. Экскурсоводы расскажут вам не только о секретах тульских пряников, но и угостят золотистым, ароматным чаем из тульского самовара с тульским пряником. Также интересно узнать о старинных обрядах и традициях, здесь можно приобрести вкусные сувениры.Слайд 24.
Тульский пряник я купил, По дороге в Питер. Кипяточком чай залил, Руки чисто вытер.
Чай тихонько запарил, Ароматом нежным. Я немного надкусил, Тульский пряник свежий.
Пряник, словно сладкий сахар, Томно таял на глазах. И раскрылись мои чакры, Вкусом мёда на устах.
И я вспомнил город Тулу, Поезд Питерский, вокзал, Как у добренькой бабули, Пряник Тульский покупал.
Ода тульскому прянику
О пряник тульский - символ Тулы,Тебе слагаю я стихиИ всем на благо прославляю Твои "печатные" станки.Повидло, сахар и сгущенка -Каких начинок только нет!Твой аромат благоухает,Ему завидует весь свет.Тебя дарили как подарок,Престиж гурманной красоты,Певцам, политикам, ученым,Как дарят девушкам цветы. А ты не вянешь, не черствеешь,В тебе изюминка - секрет:Как оставаться вкусным, свежим,Умельцы бились много лет.О пряник тульский - символ Тулы,Ты стар и млад в одном лице.Тебя хранить рекомендуюВ хрустально-золотом ларце.Живи и радуй люд российскийИ зарубежье посещай.Для едоков ты самый близкий,Жить долго-долго обещай!
Евгений Грищенко
«Для друзей у Тулы - пряник, для врагов у Тулы — меч»,
«Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье»;
«Когда в Тулу приезжают, гостей пряником встречают»;
«Коли в гости ты идешь, пряничек с собой несешь!»;
«Тульский край - пряничный рай».
Тульский пряник - визитная карточка и пароль города-героя.
«Приятно в коробке везти расписной
Друзьям сувенир - Тульский пряник резной.
Куда б ни пошли Вы по белому свету,
Вкуснее, чем тульские пряников нету».
/В. Ходулин/
«Приезжайте в гости к нам.От души встречаем.
Рады мы всегда друзьям, чаем угощаем».
«Из муки и патоки. Напечем вам пряников».
/М. Хотимский./
Музейно-выставочный центр «Тульские древности»
Слайд 25, 26.
Музей «Тульские древности» имеет 2 раздела: «Русская изба» и «Историко-археологический». Экспозиция «Секреты Тульских мастеров» - «Русская изба» рассказывает о мастерстве кузнецов или гончаров, знакомит с историческими технологиями ремесла, инструментами и подлинными предметами, изготовленными тульскими умельцами. Экспозиция историко-археологического отдела представляет историю Тульского края с каменного века до недавнего прошлого на примере подлинных археологических раскопок, древних орудий труда, украшений, предметов быта и вооружения.
Слайд 27.
Посетители пробуют свои силы и под руководством мастера могут изготовить себе сувенир. Экспозиция «Русская изба» знакомит с внутренним убранством русской избы, с предметами быта XVII – XVIII вв., а также с обычаями, связанными с русским жилищем. На посиделках, где фольклорным коллективом исполняются традиционные песни Тульской губернии, посетители могут выпить чая с тульским пряником или вечером при свете свечи или лучины погадать, как это делали 200-300 лет назад.
Тульский музей изобразительных искусств
Слайд 28.
Музей открыт в 1919 году. Состоит из трёх разделов: русское искусство, представленное полотнами-подлинниками Левитана, Поленова, Васнецова, Шишкина, Кустодиева, Сурикова и др. художников. Отдел западно-европейского искусства – картинами мастеров итальянской школы. Отдел современного искусства устраивает постоянные выставки российских художников.В музее представлена прекрасная коллекция мейсенского фарфора XVIII – XIXвв., фаянс, майолика, графика, декоративно-прикладное искусство.Широко представлено народное искусство Тульского края: самовары, филимоновская игрушка, пряничные доски, народный костюм, вышивка, белёвское кружево, картины тульских художников.Слайд 29.
Тульский областной экзотариумСлайд 30.Тульский областной экзотариум – единственный специализированный зоопарк рептилий и амфибий.В экзотариуме собрана крупнейшая в мире коллекция змей и ящериц, включающая около 270 видов и более 2000 экземпляров со всех континентов Земли. Среди них немало таких, которых не имеет ни один зоопарк мира. В экспозиции можно увидеть уникальных животных: парагвайских анаконд и 5-ти метрового тигрового питона.; африканского крокодила, разных черепах от 15 г до 80 кг, ядовитых и неядовитых змей, варанов, хамелеонов, гигантских лягушек, которых нет ни в одном зоопарке мира и многих других.Слайд 31,32.

Тульская гармоника.
Предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники. Ведь отечественное производство гармоник началось именно в Туле. Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами – братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской.Примерно с 1820 году производство простых ручных гармоник в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики начал оружейник Тимофей Воронцов. А 1830 году оружейник Иван Сизов привез с Нижегородской ярмарки простейшую 5-ти клапанную гармошку. Сначала он открыл гармонную мастерскую, в которой, копируя этот образец, стал изготовлять такие же, а затем организовал у себя и массовое производство гармоник. Наиболее значимой фабрикой гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых, которая в основном специализировалась на выпуске двух- и трехрядных венских гармоник.Тула была главным поставщиком гармоник для всей Российской империи. Звуковые возможности гармоней, ввозимых из-за границы, не удовлетворяли русских музыкантов, а к тому времени уже проявилась одна из художественно-стилевых особенностей тульских гармоней – их неповторимое камерное звучание.В настоящее время «Тульская Гармонь» не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его. Следование народным традициям позволила создать уникальный музыкальный инструмент – баян «Русь» .Тульские баяны звучали и звучат и у нас в стране, и за рубежом в руках прославленных исполнителей. Известные в стране и в мире ансамбли играют на Тульских баянах. Новое поколение музыкальных инструментов отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым музыкантами. Неоднократно изделия тульских мастеров были отмечены на различных конкурсах, выставках и ярмарках.Слайд 33.
Р. К / Свинин Николай Ильич
Гармонист, автор музыки и текстов песен
Окончил Московский Государственный институт культуры. Работал в разных уголках страны, в том числе: директором районного дома культуры на полюсе холода в Якутии; заведующим отделением народных инструментов в детской музыкальной школе; в министерстве культуры Удмуртии, где он стал организатором первых межреспубликанских праздников «Гармонь певучая» в городе Ижевске, в которых принимали участие 12 автономных республик России. Переехав в Тёпло-Огаревский район Тульской области Николай Ильич возглавил отдел культуры и в течение 10 лет провел немало ярких мероприятий. Под его руководством получили звание народных пять коллективов художественной самодеятельности района, в том числе ансамбль гармонистов посёлка Тёплое. Уйдя на заслуженный отдых, Николай Ильич продолжил заниматься с местными гармонистами. В Тульском регионе известен как автор музыки и слов целого ряда песен. Им изданы два песенных сборника. Состоялись несколько авторских вечеров. Один из них в 2001 году – в мемориальном музее Н.И. Белобородова. Некоторые его произведения исполнялись оркестром русских народных инструментов «Тула» Тульской областной филармонии имени И.А. Михайловского.
Музей «Филимоновская игрушка»
Слайд 34.
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины создают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими. Слайд 35.
У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник. Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того, что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Слайд 36.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времён.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Н. Денисов
Владимир Лазарев
О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле"
Слайд 37.
Государственный военно-патриотический и природный музей-заповедник «Куликово поле» создан на месте сражения, состоявшегося 8 сентября 1380 года.
Слайд 38.Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья в истории нашей Родины, обозначившим перелом в борьбе против ордынского ига. Победа была полной, но и русская рать понесла большие потери. 7 дней собирали и хоронили павших воинов. Ныне над их могилами стоит храм Рождества Богородицы в с. Монастырщина.
Слайд 39.
Покуда живёт на земле русский народ, не забудется имя князя Дмитрия Ивановича, получившего новую фамилию «Донской» за победу над ханом Мамаем на Куликовом поле.
Слайд 40,41.Музей состоит из трёх отделов:Музейно-мемориальный комплекс на Красном холме (около д. Ивановка). Здесь, по преданию, располагалась ставка Мамая. Комплекс включает в себя Храм Сергия Радонежского (где расположена экспозиция "За землю русскую и веру христианскую") и Памятник-колонну в честь Благоверного князя Московского Дмитрия Донского.
Слайд 42.
Кроме этого, в 12-ти км от Красного холма (недалеко от п. Грибоедова) на берегу р. Дон находится Прощенный колодец, где, по преданию, после битвы Дмитрий Донской омывал свои раны и прощался с погибшими воинами.
Слайд 43.
Экспозиция музея расскажет об истории Руси XII –XIII веков, о татаро-монгольском нашествии 1237 -1240 гг., о возрождении русских земель в XIV в., их объединении вокруг Московского княжества и борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Ежегодно в сентябре на Куликовом поле проводятся торжества, посвященные дню воинской славы России, которые включают в себя воинские ритуалы, театрализованные представления и фестивали военно-исторических клубов, праздничные концертные программы, ярмарки и
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!

Государственный мемориальный музей – заповедник В. Д. Поленова «Поленово»( 80 км от Тулы)
Слайд 44.
Поленовский музей был основан в 1892 г. народным художником России В.Д.Поленовым и является первым народным музеем в русской деревне. В экспозиции музея находятся многочисленные коллекции, в том числе художественные произведения В.Д.Поленова, И.Е.Репина, К.Коровина и др., уникальная мебель и предметы старины, коллекция ДПИ от конца XIx в. до нынешних дней, личные вещи Поленова и членов его семьи, уникальная мемориальная библиотека. Большой Дом, где находятся основные коллекции, является центром усадьбы и всего заповедника. Усадебный комплекс включает в себя 17 мемориальных построек и парк.
Слайд 45.
При жизни Василия Дмитриевича в его доме всегда было много друзей-художников. Поленовская усадьба для большинства из них становилась маленькой "натурной академией". И до сих пор в старом парке, в музейных комнатах можно видеть и выдающихся советских живописцев, и художников, только начинающих путь в искусстве. Для некоторых поленовский дом становится первым в жизни выставочным залом.В соседнем селе Страхово В. Д. Поленов выстроил школу, где дочери художника несколько лет руководили театральным кружком и вышивальными мастерскими. Научные сотрудники музея продолжают работу в этой школе, проводя занятия по изобразительному искусству.По традиции, установленной много лет назад В. Д. Поленовым, каждый Новый год в музее начинается праздничной елкой для учащихся окрестных деревенских школ с обязательным спектаклем самодеятельного театра юных актеров округи. В новогодние дни звенят радостные детские голоса в "доме над Окой".Идут годы, проходят десятилетия. Поленовский дом продолжает нести людям то счастье и радость, о которых мечтал его строитель и создатель. Каждый экскурсант - дорогой гость музея. Каждому посетителю, пришедшему сюда на свидание с высоким искусством, он открывает двери и бескорыстно доверяет свои сокровища. И делает это с мудростью, соответствующей его возрасту, и с радостью, которая всегда сопутствует встрече с вновь обретенным другом.
Слайд 46.
Белёвское кружево.
Слайд 47.
Белёвское и одоевское кружево
В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения, и соответственно два типа кружева — белевское и одоевское. Расцвет белевского относится к 1840-м годам. Лучшее изготовлялось в уезде, по деревням у помещиков. Оно было многопарным, тонким, некоторые рисунки схожи с блондами, хотя выполнялись в льняном, а не в шелковом материале.В самом городе Белеве для себя плели мерное, так называемое «верховое» кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать целые вещи, но мелкие — воротники, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды.В конце века распространилась и сцепная техника плетения. В 1880 году в городе вместе с уездом насчитывалось 2000 кружевниц. Эта цифра не идет в сравнение с объемом производства прославленных русских промыслов, например, орловского, но белевское кружево постоянно поставлялось в Москву. Узоров в нем было мало, и все они были просты.
Слайд 48.
Помимо дворовых кружевниц и горожанок, плели кружево и в близлежащих монастырях. Но монастырские плетеи следовали не местным, а мценским образцам.Что касается Одоевского уезда Тульской губернии, то мы уже знаем о производстве кружева в имении Соковнина. Во второй половине XIX века не без влияния мастерских в уезде сложился промысел. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение. Городские плетеи брали за образец белевские узоры, хотя под названием «белевский манер» встречаются весьма различные рисунки. Их объединяет лишь сцепная техника.Промысел в городе сложился случайно. В связи с изменением семейных обстоятельств в 1880 году торговка белевским кружевом Дронова оставила это занятие и послала в Белев старшую дочь учиться плести и делать сколки, которая, быстро усвоив все, обучила сестер и знакомых девушек. Это и положило начало промыслу, который процветал 21 год. Из Одоева кружевоплетение было занесено в деревню Кокурино, где плели 15 мастериц. Особой оригинальностью, выделившей его среди других центров русское кружево, тульское кружево не отличалось.

В плетенье кружев белоснежных Видны Белёвские сады, Цветы и хмель полей безбрежных, И волны быстрые воды.
Сирень сокрыта в них лесная И солнца света щедрота, Как ландыш-цвет сияет в мае, Снежинок зимних красота.
Здесь бабье лето лёгким чудом Воздушных нитей удивит. Устелит тополь по-над прудом Свой пух, роса в траве блестит.
А чаек белых над Окою Как молний быстрых их полёт. В деревне дедушка с седою Брадой любимый мой живёт.
Вдруг вспомню иней лип пушистых, Когда лавиной он спадёт. Фиалок утренних душистых Волшебный запах вновь придёт.
Девчонок в белых платьях школьных, Звонок последний вспомню я. Невест, счастливых и довольных, Что под венец ведут друзья.
Я вижу всё, что есть в природе, В платках из кружев мастериц. Любовь хранят у нас в народе К искусству древних кружевниц!
Тульская мастерица тряпичных кукол И. В.АгаеваСлайд 49.
Тульская мастерица Ирина Владимировна Агаева, работник краеведческого музея, делает куклы почти четверть века. А началось все с того, что Ирина стала коллекционировать куклы разных народов. Сегодня в ее небольшой квартире можно увидеть кукол из Франции, Норвегии, Испании… Рядом куклы из Средней Азии, Закавказья, Прибалтики, яркие и цветастые куклы-сувениры из Белоруссии и Украины. Тогда же, собирая сувенирные куклы, Ирина Агаева решила побывать в самых отдаленных уголках родного края, чтобы найти мастеров, которые еще помнят этот старинный промысел. Долго и кропотливо изучала она изготовление кукол у старых мастериц, стараясь раскрыть все их секреты. Как оказалось, тряпичная кукла, известная с древних времен, сейчас мало чем изменилась. Старательные мастера за час успевали на радость детям, и родителям, изготовить совершенно разные игрушки из лоскутков яркой материи. Тут и птичка, и лошадка, и зайчик, и бабочка. Такие забавные игрушки были практически в каждом крестьянском доме, как и кукла-закрутка. Но при этом способ изготовления всевозможных тряпичных игрушек, в том числе и кукол, почти в каждом селе был одинаков. Куклу- закрутку (иногда ее еще называют «столбушкой») не шили. В основу куклы брали хорошо закрученный лоскут материи или трубочку из бересты. Наши предки, веря в магическую силу кукол, не использовали в работе ножницы, иглы. Ирина Агаева всегда с удовольствием показывает, как надо правильно делать куклу-закрутку. Основу куклы – столбик она оборачивает тканью и скрепляет его в двух местах лоскутиком. Юбки на кукле мастерица слегка присбаривает и сзади соединяет их узелком. Кофты «одевает» тем же способом, что и юбки. Лицо куклы представляет собой тугой шарик, на который надевали платочек. Все лица кукол безликие. Считалось, что если кукле нарисовать лицо, то она потеряет силу оберега. С детства приучали и малых ребятишек «вертеть» куклы-закрутки. В пять лет девочки могли уже сами сделать себе куклу. Любопытно, что люди приспосабливали куклы к своей жизни. Так, если молодая женщина ждала ребенка, то по обычаю она укладывала в колыбельку куклу-закрутку. Как только в семье появлялся ребенок, кукла занимала свое место там, где он спал или играл. Во время посиделок девушки брали с собой и «столбушек». По ней можно было судить о пристрастии юных особ к рукоделию. Куклу –закрутку отдавали невесте, когда она покидала родительский кров. Народный мастер России Ирина Агаева много и охотно общается с детьми, устраивает выставки собственных кукол и кукол, сделанных школьниками. Сама она говорит, что успела за годы работы с куклой-закруткой «смастерить» свыше тысячи кукол. Обычно все тряпичные куклы делили на игровые, обереги и обрядовые. Самыми распространенными были в деревнях игровые куклы – куклы – закрутки. Известно, что еще в старину мастерили обрядовые куклы - к Троице, Пасхе, Рождеству, Масленице… Интересно смотреть, как ловко мастерица делает свадебную куклу. Она обычно соединяет две фигурки – красную девицу и доброго молодца. Такая кукла родилась уже в наши дни. Надо сказать, что народный мастер много привнесла нового в создание тряпичной куклы, но при этом не изменила сам процесс ее изготовления. В старину к куклам относились бережно. Игрушки не принято было, по словам Ирины Агаевой, разбрасывать по дому. Чаще их хранили в коробках, сундуках, складывали в большие платки. Во многих крестьянских семьях кукол было не менее нескольких десятков. Каждая кукла имела свою символику. Одна приносила урожай, другая – богатство и благополучие семьи, третья – продолжение рода. В каждом деревенском доме над печью вывешивали 12 кукол – оберегов, которые оберегали семью от зла, всякой нечисти и болезней. Каждый год тряпичные фигурки меняли на новые. В старину считалось хорошей приметой передавать куклы по наследству девочкам, которые, в свою очередь, хранили их у себя, чтобы потом передать повзрослевшим внучкам и правнучкам.
Слайд 50.
Наше путешествие подошло к концу. Подводя итог нашего путешествия, можно с уверенностью сказать, что Тула - это город-умелец, город-боец, город-труженик, город - мастеров. Ее мастерство самобытно: она славится оружейным делом, самоварами, баянами, пряниками, кружевами, игрушками-свистульками, тряпичными куклами. И со всеми этими промыслами можно познакомиться в тульских музеях. А музеи нашей области мы сегодня посетили. Заманивают своей красотой и необычайностью и усадьбы великих уроженцев Тульского края, деятелей русской культуры! Я ,надеюсь, вам понравилось сегодняшнее путешествие, и каждый из вас постарается посетить знаменитые уголки Тулы и области.Спасибо за внимание!Слайд 51, 52.