Технологическая карта урока географии по теме Научная экспедиция по природным зонам Африки


Технологическая карта урока
Класс: 7
УМК: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География, М.: Дрофа, 2012
Рабочая тетрадь «География материков и океанов. 7 класс» И.В.Душина И.В. - М.: Дрофа, 2012 г.
Атлас и контурные карты. 7 класс. «География материков и океанов» М.: Дрофа, 2015 г.
Тема урока: "Научная экспедиция по природным зонам Африки".
Цель урока: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Природа Африки»
Актуализируемые знания и умения учеников Планируемый предметный результат урока Планируемый метапредметный результат урока
Знания: понятия «Природный комплекс», «Природная зона», «Широтная зональность», взаимосвязи между компонентами   природной зоны; Умения: описывать природные зоны по комплекту карт; устанавливать связи между компонентами природы; оценивать возможности хозяйственного использования природной зоны и связанный с ним характер изменений.
Знать: закономерности расположения  природных зон на материке Африка, содержание понятий природных зон «влажные экваториальные леса», «саванны», «тропические пустыни»; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животные природных зон;
Совершенствовать умения: описывать природные зоны по комплекту карт; устанавливать связи между компонентами природы; оценивать возможности хозяйственного использования природной зоны и связанный с ним характер изменений.
Метапредметные:
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов, совершенствование умений и навыков работы с источниками информации: текстом учебника, схемами, опорными конспектами, картами атласа, контурными картами; объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технологическая карта урока
ФИО педагога Федосеева Любовь Викторовна
Предмет География
Класс (группа) 7
Тема урока "Научная экспедиция по природным зонам Африки".
Тип урока Урок обобщения и систематизации материала.
Цель урока Дидактическая цель: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Природа Африки».
Развивающая цель: развивать умение определять учебную цель и алгоритм учебных действий; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;  умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы.
Воспитательная цель : воспитание интереса к предмету.
Задачи Создать условия для обобщения и систематизация знаний учащихся по теме, объяснения причин разнообразия природных зон материка, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменений природных условий;
Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации, развивать творческое мышление;
Развивать интерес к предмету, воспитывать географическую культуру.
Способствовать формированию навыка культуры поведения и общения в учебной среде.
Планируемые результаты Предметные:
Знать: закономерность расположения  природных зон на материке, содержание понятий природных зон; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животные природных зон;
Совершенствовать умения: описывать природные зоны по комплекту карт; устанавливать связи между компонентами природы; оценивать возможности хозяйственного использования природной зоны и связанный с ним характер изменений.
Метапредметные:
Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов, совершенствование умений и навыков работы с источниками информации: текстом учебника, схемами, опорными конспектами, картами атласа; объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала
Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: Формирование осознания целостности географической среды, осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента  научной картины мира.
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Карта «Природные зоны мира»; атласы, учебник «География материков и океанов» И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; ноутбук, экран, электронные презентации, инструктивные карточки для групп, дополнительный раздаточный материал о природных зонах Африки.
Литература - Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1995.-173 с.
-География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед)/сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград: Учитель, 2005.-155с.
-Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.7 класс.-2-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2013.-352 с.
-По материкам и океанам. Кн.для чтения по географии материков и океанов/ Сост. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова.-3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1988.-191с.
-Постникова М.В. Физическая география: Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.-176 с.
-Современный урок географии.Ч.6. Методические разработки уроков. Материки и океаны. 7 класс. – М.: Школьная Пресса.2004.-112с. («география в школе. Библиотека журнала». Вып.13).Этап урока Форма работы Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые умения (УУД)
1.Организационный.
Мотивация учебной деятельности.
(3 мин.) Фронтальная.
Беседа.
-Здравствуйте ребята, мы начинаем наш урок.Учитель. - Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях и путешествиях, мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой.
Показ видеофрагментов.- Сегодня нас позвала Африка! Мы отправляемся в виртуальную научную экспедицию по природным зонам Африки.
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.
Показ видеофрагментов о природе Африки.
Формирует положительную мотивацию для изучения темы урока. Настраиваются на плодотворную работу.
Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи.2. Целеполагание.
(2 мин.)
Индивидуальная работа
Учитель. - Ваша задача – каждой группе, а в ней-каждому специалисту, собрать материал об особенностях своей природной зоны и представить его в виде краткого устного отчёта и опорного конспекта.
Ребята, как бы вы сформулировали тему и цель урока?

Организует групповую работу учащихся. Раздаёт материал к уроку. Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности.
Класс разделён на 4 группы: Группа№1 готовит путешествие по влажным экваториальным лесам;
Группа №2 готовит путешествие по африканским саваннам;
Группа №3 готовит путешествие по африканским пустыням
Группа №4 «Знатоки», используя дополнительные источники, коротко рассказывают интересные факты о каждой природной зоне. Регулятивные: планирование необходимых действий, операций.
Коммуникативные: обмен мнениями, понимание позиций одноклассников, в том числе и отличных от своей.
3. Актуализация.
(5 мин.)
Индивидуальная работа
-Чтобы приступить к работе, предлагаю вспомнить некоторые понятия по пройденной теме.
-Что называется природной зоной?
-В каких природных зонах расположена Африка?
-Какими картами будете пользоваться на уроке?
-Молодцы!
Учитель. - Чтобы отправиться в путь необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что я получила письма из “прекрасного далёка”. Узнайте, о каких природных зонах в них говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.1 письмо. -В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди. (Гилея – влажные экваториальные леса Африки)2 письмо. - Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго... (Саванны)3 письмо. - Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть. (Пустыни)-Задания получены! -Итак, в путь! На практическую работу в группах вам отводится 15 минут, а на защиту краткого выступления и представление опорного конспекта 3-4 минуты. Задает вопросы, контролирует выполнение, поощряет учеников жетонами.
Распределяет задания между группами. Отвечают на вопросы.
Познавательные: установка причинно-следственных связей, формулировка выводов.
Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний
Коммуникативные: формулировка своей точки зрения и её обоснование.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
(15 мин.) Работа в группах. Работа в группах. Организует групповую работу учащихся.
помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости.
Группа составляет единую схему - конспект «Особенности природы экваториальных лесов (саванн, пустынь)». Задача группы №4 – после выступления представителей от каждой группы, вносить свои коррективы и дополнения, делится со всеми той информацией, которая не прозвучала во время выступлений.
Выбирает одного представителя от группы, который будет представлять составленную схему перед всей аудиторией. Личностные: приобретение новых знаний, умений, совершенствование имеющихся.
Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ, выявление причинно-следственных связей, обобщение, формулировка выводов.Регулятивные: планирование необходимых действий.
Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, достижение договоренностей, согласование общих решений.5. Обобщение и систематизация знаний.
(15 мин.)
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.
Индивидуальная работа.
Выступление экспедиций по проделанной работе.- Перед началом вашего творческого отчета, я хотела бы зачитать стихотворение.Учитель.Африка, Африка - волшебная странаНа много километров раскинулась она.На севере Сахара - пустынная земля,На юге Калахари - такая же жара.А в центре, не поверите, - там солнце круглый год,Деревья словно мачты, лиан невпроворот,Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,Гилеями зовётся тот удивительный мир.А между ними степи - обширная земляСаваннами зовутся они людьми не зря.Африка, Африка - чудесная странаБыла бы я волшебником поехала б туда!- Слово экспедиции из ГИЛЕИ - влажных экваториальных лесов Африки.(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе) Приложение 1- Какой интересной информацией сможет поделиться Группа № 4 «Знатоки». Вам слово, ребята.- Новое: влажные экваториальные леса - первая растительность, от которой произошли все другие растительные сообщества.Учитель.- Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль. - Слово экспедиции из саванны Африки.(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе) Приложение 2Слово «Знатокам».- Новое: саванна - прародина человека, так как высокая растительность способствовала тому, что человек стал прямоходящим.Учитель. - Какая самая “сладкая” пустыня на земле? (Сахара)- Слово экспедиции из пустынь Африки.(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе) Приложение 3А теперь дополнительная информация о природе этой зоны от «Знатоков».- Новое: РЕГИ - щебнистая пустыня, ЭРГИ - песчаная, САМУМ - ветер. Площадь пустынь изменяется: то увеличивается, то уменьшается.Учитель. - Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы! Учитель по ходу выступления групп заполняет сводную таблицу для оценки работы каждого специалиста и группы в целом. (Отлично, успешно, посредственно). Во время выступления все остальные учащиеся класса выполняют предложенный группой опорный конспект в тетради, задают уточняющие вопросы выступающим.
Учащиеся анализируют особенности природных зон вместе  с учителем, записывают  вывод:
1.Влажные экваториальные леса – это вечное лето. Богатый растительный и животный мир.
2.Саванна  оживает летом.  Густо населена животными.
3.В пустынях скудная растительность.  Жизнь связана с водой в оазисах.
Каждая группа слушает выступление, оценивает своих одноклассников.
Познавательные: извлечение нужной информации из докладов групп.Коммуникативные: формулировка и выражение собственных мыслей, высказывание собственного мнения, мнения членов группы, корректировка ответов одноклассников, формулировка вопросов с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Регулятивные: контроль учебных действий, исправление допущенных ошибок.

8 . Домашнее задание
(1 мин.) Ученикам предлагается дома выполнить одно из следующих заданий:
1.Дневниковые записи путешественника по пустыне.
2.Один день в дождевом лесу – статья в науч-но-популярный журнал
3.Письмо из африканской саванны. Объясняет сущность домашнегозадания Слушают и уточняют задание, задают вопросы. Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
9. Рефлексия
(подведение итогов занятия). (4 мин.) Беседа
Учитель. – Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия по Африке.
-Понравилось ли вам путешествие? Какие вопросы остались не решенными? Что было непонятно?
(Команды высказывают своё мнение).
-Предлагаю подвести итоги нашего путешествия по материку. Заполните, пожалуйста, таблицы.
-Надеюсь, вам захочется побывать в Африке после нашего виртуального урока.
Выставленные в таблицах оценки проанализирую. Они будут объявлены на следующем уроке.-Спасибо за работу!-Урок окончен, до новых встреч. Предлагает детям (капитану) оценить работу специалистов в своей группе, а также эмоциональный настрой команды (смайликом).
Приложение 4
Задают вопросы учителю и группам на уточнение. Вносят коррективы в свои первоначальные ответы, исправляют ошибки.
Оценивают работу членов группы по 5-ти бальной системе. Записывают оценки в таблицу.
Приложение 4
Регулятивные: анализ содержания и итогов работы, формулировка выводов по изученному материалу,
адекватная оценка своих достижений, рефлексия способов и условий действий.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4Сводная таблица для оценки работы специалистов в группе
Специалист Оценка за работу в группе
Картограф
Ф.И. учащегося______________________ Климатолог
Ф.И. учащегося______________________ Ботаник
Ф.И. учащегося______________________ ЗоографФ.И. учащегося______________________ Почвовед
Ф.И. учащегося______________________ Капитан команды
Ф.И. учащегося______________________ Эмоциональный настрой команды